Григорий Иванович Угрюмов (30 апреля 1764, Москва — 16 марта 1823, Санкт-Петербург) — исторический живописец и портретист представитель классицизма. Григорий Иванович Угрюмов (30 апреля (11 мая) 1764, Москва — 16 (28) марта 1823, Санкт-Петербург) — исторический живописец и портретист представитель классицизма. Григорий Иванович Угрюмов (30апреля 11мая1764, Москва— 1628марта1823, Санкт-Петербург)1— исторический живописец и портретист представитель классицизма. Угрюмов (Григорий Иванович, 1764 – 1823) – исторический живописец и портретист, родился в Москве, был принят в 1770 г. в воспитанники Императорской Академии Художеств. Угрюмов Григорий Иванович (30 апреля 1764, Норская слобода Ярославской губ.
Григорий Иванович Угрюмов (30апреля 1764, Москва— 16марта1823, Санкт-Петербург)— исторический живописец и портретист представитель классицизма. Григорий Иванович Угрюмов (30апреля (11 мая) 1764, Москва— 16 (28) марта 1823, Санкт-Петербург)— исторический живописец и портретист представитель классицизма.
Картины юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно Детские вакханалии, Смерть Лукреции, оба 1783). В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе Похищение Европы), художник добился значительных успехов. Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ. Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский.
Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Следование античным традициям – одно из основных требований классицизма – соблюдено художником в полной мере. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Затем они были вновь доставлены в Академию.
Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями.
Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Учился будущий художник у Д. Г. Левицкого и И. А. Акимова. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ).
Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». С 1800 г. стал заседать в Совете академии. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом.
Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину "Испытание силы Яна Усмаря" (находится в музее Академии). Писал также портреты. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Пятнадцать лет он провел в Академии художеств как ученик.
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами. С 1800 г. стал заседать в Совете академии.
Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). В 1805 Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, объединявшее самых передовых людей эпохи избрало Угрюмова почетным членом. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко.
Иванова, В. Шебуева, А. Егорова, О. Кипренского и др. Главным наставником его в Академии был Д. Левицкий. На него выпустили разъяренного быка.
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. Аллегории, религиозная тематика и собственно исторические композиции – все это входило в компетенцию исторического живописца. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. В церкви послы подали Михаилу и матери его грамоты от собора и говорили речи по наказу, на что получили прежний ответ. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени.
Угрюмов был выдающимся педагогом. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Угрюмов был хороший, в академическом смысле, рисовальщик, умно, хотя и несколько театрально располагавший свои композиции и стремившийся в живописи не столько к силе, сколько к гармонии красок. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Слава Угрюмова возрастала.
По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, ГРМ), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е.
Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Кроме того, можно указать на образа его работы в Санкт-Петербургском Казанском соборе (святые Зосима и Савватий, два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского.
С 1791 года преподавал в Академии художеств в классе исторической живописи. Соколов и И. А. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств.
Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Владимир и его дружина победили в этом бою. Акимов. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: "Взятие Казани" и "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство", написанные для Михайловского замка (обе теперь – в Музее императора Александра III), а также "Торжественный въезд святого Александра Невского во Псков" (в Александро-Невской лавре). Григорий Иванович Угрюмов – один из крупнейших русских исторических живописцев конца XVIII – начала XIX века. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Картина построена по правилам академической классической композиции.
Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Его профессорами были исторические художники Г. И.
Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе. В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. В портрете А. И. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Его престарелый отец пережил сына на полтора года. Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. У него учились ставшие известными художниками В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов и О. А. Кипренский. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство».
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Провозгласивши царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, собор назначил ехать к нему в челобитчиках: Феодориту, архиепископу рязанскому, троим архимандритам – чудовскому, новоспасскому и симоновскому, троицкому келарю Аврамию Палицыну, троим протопопам, боярам – Федору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя и князю Владимиру Ивановичу Бехтеярову-Ростовскому, окольничему Федору Головину с стольниками, стряпчими, приказными людьми, жильцами и выборными людьми из городов. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Таким образом, Ян Усмарь, спасая русскую землю, доказал, что не перевелись еще богатыри на Руси. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем.
В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. По окончании академического курса в 1785 г., с малой Золотой медалью, полученной за картину "Агар в пустыне", Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счет в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем затем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце.
Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое.
О природном царе Михаиле Федоровиче, – отвечал атаман. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно.
Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Главным наставником его был Д. Левицкий. Раздались голоса недовольных: Кто принес такую грамоту, кто, откуда.
В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Но сделаться им было нелегко. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора.
Левицкого. Герой картины, юноша, сидящий на белом коне, конечно, ничем не напоминает русского князя XIII века. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор.
На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностьюК национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине – Испытание силы Яна Усмаря (1796-97).
Родился в Москве. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Главным наставником его был Д. Левицкий. Кроме того, можно указать на образа его работы в Санкт-Петербургском Казанском соборе ("святые Зосима и Савватий", два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее.
Посланные, бив челом новоизбранному царю и его матери и уведомив их об избрании, должны были говорить Михаилу: Всяких чинов всякие люди бьют челом, чтоб тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыдания не презрить, по изволению божию и по избранию всех чинов людей, на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствования государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать бы тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей акак ты, государь, на своем царском престоле будешь на Москве, то, послыша про твой царский приход, литовские люди и все твои государевы недруги будут в страхе, а Московского государства всякие люди обрадуются. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Он полон призыва и отваги. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99).
Под его руководством хотел заниматься Карл Брюллов. Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. – спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии.
По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г.
Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Угрюмов (Григорий Иванович, 1764 – 1823) – исторический художник и портретист, родился в Москве, был принят в 1770 г. в воспитанники Императорской Академии Художеств. Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Ровное, уверенное продвижение по службе.
Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Не менее велико значение Угрюмова и как педагога, воспитавшего крупнейших художников начала XIX века: Егорова, Шебуева, Кипренского, Андрея Иванова. Угрюмов учился в классе исторической живописи. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Угрюмов родился в Москве. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Пенсионер АХ в Риме (1787-90).
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: Взятие Казани и Призвание Михаила Федоровича Романова на царство, написанные для Михайловского замка (обе теперь – в Музее императора Александра III), а также Торжественный въезд святого Александра Невского во Псков (в Александро-Невской лавре). Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Козлов, П. И.
Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету.
Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Владимир приказал испытать юношу.
За программную картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» получил золотую медаль и четыре года прожил в Италии как пенсионер академии. В живописном отношении этот портрет приближается к большим картинам 90-х годов – времени наибольшего расцвета творчества Угрюмова. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора ПавлаI и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица ЕкатеринаII – находящаяся в Александро-Невской лавре. Был принят в 1770г. Иванова, В. Шебуева, А. Егорова, О. Кипренского и др. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ).
Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Какое достоинство в Победителе Казани. Угрюмов был хороший, в академическом смысле, рисовальщик, умно, хотя и несколько театрально располагавший свои композиции и стремившийся в живописи не столько к силе, сколько к гармонии красок.
Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия.
Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом.
Главным наставником его в Академии был Д. Левицкий. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. С другой стороны, объединение художников с архитекторами говорит и о тесной связи различных видов искусств в это время. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю.
Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Устрашенные кочевники бежали. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Его поощряли монархи – ЕкатеринаII, ПавелI и АлександрI. Единство устремлений связывает обе фигуры. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину Испытание силы Яна Усмаря (находится в музее Академии). Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер.
Наряду с преподаванием и творчеством художник выполнял проекты медалей, составлял описи произведений в Эрмитаже и дворцах, проверял работы реставраторов в Академии художеств, освидетельствовал декоративные росписи во дворцах. Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797 – 1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова.
С. М. Соловьев. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Главным наставником его был Д. Левицкий.
В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). «Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Угрюмов (Григорий Иванович, 1764 – 1823) – исторический художник и портретист, родился в Москве, был принят в 1770 г. в воспитанники Императорской Академии Художеств.
В 1797 году, после получения звания академика, академическое начальство дает Угрюмову много поручений: составить описи картин и эстампов, хранящихся во дворцах и Эрмитаже, проверить отреставрированные картины в Академии, освидетельствовать совместно с архитекторами декоративные росписи во дворцах. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга.