Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса. В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: Трое мужчин за столом, Завтрак, Портрет графа Оливареса, Мальчик с собакой.
Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. Веласкес вспомнил о хрониках. Две миловидные фрейлины развлекают ее.
1599 год. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. «Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». И бравый вояка граф Бенавенте, глуповатый седой бородач, по самые уши упрятанный в сверкающую железную чешую. Нет, не могли ужиться рядом и вместе существовать крест и полумесяц. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании.
Сосредоточив власть в своих руках, Оливарес развернул бурную деятельность. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Впоследствии оно только увеличивалось. и о наличии вакансии на это место. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Стены мастерской словно исчезли, растворились. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским).
За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльсским). Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Художник больше молчал. Условия конкурса следующие: вышеупомянутые художники должны соответственно своему таланту и пониманию написать историческую картину на тему «Изгнание морисков из Испании в 1609 году». Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век. Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Поездка пошла на пользу. Из-за стремительного роста военных расходов и отсутствия финансовых резервов государство быстро залезло в долги и в 1627 году объявило себя банкротом. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Испания, где религиозный фанатизм поднялся над свободой совести изгоняла своих нелюбимых детей, а ведь впереди ее ждала не лучшая участь.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. За окнами тем временем уже шумела Севилья. «Разве мог человек спокойно думать о философском камне, когда в сердце стучалось желание взяться за шпагу», — любил повторять граф. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
А плакать было о чем. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы.
Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
«Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. В одной руке у нее были щит и копье, в другой — шпага.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Это предки переложили ему на плечи, оставили в наследство свою усталость.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Глаза счастливо смеялись.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Но похож он тем полным исчерпывающим сходством, какое лежит не столько снаружи, во внешних чертах, сколько внутри, в глубине, в застывшем в глазах выражении надменной скуки, в брезгливо-презрительной складке рта, неделями не размыкавшегося, не знавшего улыбки. Все его титулы и имения в XVIII веке унаследовали герцоги Альба. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
И держава-колосс стала постепенно умирать. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Рядом стоял мужчина с высоко поднятой головою.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Воздала бы земля сторицей за праведные труды». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия. Король казался стариком с будущим, очень похожим на прошлое. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
А впереди еще длинный путь, усталость и неизвестность. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Он жил среди шедевров, а глаз у него был цепкий, острый. Их позы и жесты живые, естественные. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Влияние клики Оливареса на дела государства стремительно возрастает и в 1622 году он сначала получает вожделенный титул гранда, а затем, после смерти дяди, становится valido (официальным королевским фаворитом) и возглавляет правительство. Запрещены были бани, музыка, пение. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Гасли последние лучи могучего светила. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Последний рубеж XVI века. Напрасно молили они о пощаде — фанатизм католических отцов церкви не знал милосердия. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Выход был найден: в расчетных книгах против фамилии Веласкес было написано «Брадобрей» и соответствующая этой должности сумма жалованья. Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция.
Закрывались мастерские, мануфактуры. Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. После скоропостижной смерти старших братьев стал наследником титула, оставил учение и отправился ко двору Филиппа III (1604), где его отец к тому времени стал членом Государственного совета и главным казначеем.
Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. После его смерти (1607) унаследовал графский титул и владения и, женившись на своей двоюродной сестре, попытался добиться титула гранда. Именно так —«несколько».
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. А еще несколько картин —«Мужской портрет», «Голова смеющегося мальчика», «Мужская голова в профиль», два портрета Филиппа IV (один в полный рост, другой погрудный) —вышли «из мастерской Веласкеса».
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Может их нарисовал он, а может, работали его ученики, а маэстро только поправлял.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В часы, когда Веласкес писал с него портрет, граф, не умолкая, говорил. За год до этого закончилась война между Францией и Испанией, длившаяся четверть века. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Картину Веласкеса было решено поместить в Альказаре в Зале Зеркал, где висели полотна Тициана и Рубенса. Портрет графа – герцога Оливареса 1638. Без всякой идеализации (столь обычной в придворном искусстве) художник дает нам почувствовать за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью Оливареса проницательный ум и железную волю властного, смелого авантюриста. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Каждый образ на редкость красноречив. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Вспыхнуло сепаратистское восстание, опиравшееся на помощь французов и подавленное только в 1652 году. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес умер, выполняя дело государственной важности. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки.
человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Приказ короля превыше всего. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Такая досада. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Монархи решили скрепить мир, поженив своих детей инфанту Марию Терезию и Людовика XIV. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. С неё было сразу же сделано немало копий. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Портрет построен на контрасте темных и светлых тонов. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Основным жанром, в котором работал Веласкес, был портрет. А может, он станет великим поэтом.
Одною рукой граф опирался на стол, другая покоилась на эфесе сабли, которую скрывал плащ. Созданные им замечательные изображения Филиппа IV и членов королевской семьи не только восхищали самого испанского монарха, страстного почитателя таланта Веласкеса, но и оказали огромное влияние на других портретистов (эрмитажный портрет Филиппа IV, написанный художником Хуаном Массо и повторяющий композицию Веласкеса, – один из многих примеров).
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Выйдя на равнину, люди остановились для «великого плача». То время стало достоянием хроник, наступила новая эра. Вот уже целый век существовал в могучей Испании указ, который повелевал маврам оставить все, что хоть сколько-нибудь напоминало им прежнюю религию.
Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Родился в Риме в семье испанского посланника при папском дворе, второго графа Оливареса. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. Он еще будет бороться за жизнь и ни за что не уступит. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Художника ожидали заслуженные награды. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Золото уже не дождем, а рекою текло в страну. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья. И почти невероятным. Холст, масло. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо.
Обласкать руками хлебопашца. Кроме всего, ему дали особый паек, который составлял ежедневно 12 риалов (на нужды стола). В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Плакали люди, прощаясь со своею родиной. Крупнейшим испанским живописцем XVII века, творчество которого сыграло важную роль в утверждении реализма в искусстве Европы, был Диего де Сильва Веласкес (1599–1660).
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641). Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Надвигались серые полчища туч, опускалась черная, как безнадежность, ночь.
Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским). В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности).
По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. С 1622 года он возглавил правительство. Точное число назвать трудно Бесспорно принадлежат великому испанцу «Завтрак» и «Портрет графа Оливареса».
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Зелень вдали уже почти не видна. Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631).
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625).
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Даже орден почти незаметен на черной одежде. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование.
—Он стал мастером полутонов, мастером изящного мазка. В 1624 году подал королю записку с проектом административных преобразований: унификации законодательства и систем управления в различных владениях Испании, упрочения центральной власти, создании единого армейского резерва в 140 тыс. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Такой возможности нет даже у сотрудников Эрмитажа —ведь это режимное учреждение. Несколько работ Веласкеса хранится в Эрмитаже. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Ведь цветы — товар не долговечный, повянут. Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех. Но обычаи испанского двора были своеобразны.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Им больше не было места здесь, на благословенной земле сурового католического Христа. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Горькая ирония судьбы. Силой и мощью веяло от фигуры первого министра двора. Слова из уст первого министра не должны браться под сомнение. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. На крутом повороте ее громадное колесо подвернулось, соскочило с оси и побежало вниз, подпрыгивая под веселые крики мальчишек.
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Оно проявляется во многих его работах. Религиозным преследованиям не было конца. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии, приведший к расторжению унии и восстановлению независимости страны (1641). В 1615 году Оливарес благодаря протекции королевского фаворита герцога Лермы получил назначение камер-юнкером инфанта (будущего Филиппа IV) и вернулся ко двору.
Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании. Веласкес писал новый портрет короля. Не раз позировал ему и главный министр двора.
Чтобы посмотреть на его работы, не выезжая за пределы России, надо сесть на «Красную стрелу» или «Сапсан».
Провал Оливареса в значительной мере дискредитировал само представление о реформах. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости. Ее долины укрыты коврами из пестрых цветов, ее горы, словно отхлынувшие и застывшие волны океана, благоухают запахом роз и мирт.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Ничего нельзя прочесть на таком лице.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
На столе грудой лежали книги. А солнце все быстрее уходило за край горизонта.
Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной. Опала графа-герцога не стала для Филиппа IV катастрофой: он 22 года правил совместно с фаворитом и ещё примерно столько же без него. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. «Портрет Оливареса» отличается от других парадных портретов графа (среди них были и конные) большей сдержанностью и отсутствием атрибутов, напоминающих о высоком положении изображенного.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Лица обеих групп реальны. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование.
Вторжение французских войск в Руссильон вынудило Оливареса объявить о мобилизации, произведённой в соответствии с проектом, предполагавшим равное участие всех провинций. Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Природа щедро оделила Андалузию. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641). К сожалению, ни в одном московском музее картин Веласкеса нет. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.