Это одна из типичных особенностей художественного мышления в Германии эпохи романского и в еще большей мере — готического стиля, проистекающих из общего понимания роли отдельной статуи по отношению к архитектурному целому.
Вообще сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. «галереи королей». Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Скульптура в храме служила не только для украшения. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Складки одежд разработаны уже с известным реализмом.
167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Дело в том, что тесная связь портальных статуй, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока, с архитектурой все же ограничивала свободу скульптора. в Нидерландах).
Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). для Наум-бургского собора.
Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики 14—15 вв. ), поражающего великолепием. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление.
Статуи святых (у каждого свои атрибуты – предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в определенном порядке. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста).
Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическое деление пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство.
Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Франция. Поворот слегка наклоненных вперед фигур, сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к груди руки женщины, разлетающихся складок ее одежды и тяжело спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения.
Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики.
Мастер чувствует это несоответствие и отчасти преодолевает его при помощи декоративных средств. И все же в этих рафинированных, утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет своеобразного истощения – анемичности исчерпавшей себя средневековой культуры. Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе.
Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга). Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
Против этой теории говорят частые случаи установки горгулий на секулярных зданиях, а также то, что значительная высота готических соборов не позволяла людям разглядеть все богатство их наружного декора с земли. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей). В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Ничего этого у парижан не было. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Время формирования нового искусства —15 столетие. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Лишь в 1842 году было принято решение о возобновлении строительства, которое было закончено в 1880 году. Снаружи, как уже упоминалось и орнамент и статуи и рельефы обычно концентрируются на фасадах.
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. Персонажи движутся свободно, они почти отделяются от фона, а одна из фигур обращена спиной к зрителю.
Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, вот таким образом вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Такими декоративными мотивами являются прежде всего перенесенные в живопись архитектурные формы — готические колонны, арки, фиалы и т. д. Эти формы постепенно наполнялись пластическим содержанием. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Кроме химеры, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов). принадлежало парижской школе. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.
Стенами были обнесены и тогдашние города. Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII.
I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
Памятником более зрелого стиля является церковь св. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура.
Соединение религиозной экзальтации с жёсткой натуралистичностью особенно заметно в деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Изменяется трактовка традиционных образов. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями.
Если в предшествовавшем пеке господствовало впечатление линейности, продуманной ясности конструкции, то в поздней готике 15 столетия возникла живописная неопределенность форм, трактованных более свободно и произвольно с точки зрения конструктивной логики-Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, ребра сводов становятся плоской декорацией. Собор Парижской Богоматери. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери и знаменитый Собор Парижской Богоматери. Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, но в сложном движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров.
В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, внутренне сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений.
По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв.
Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Лепка становиться объемнее, позы – свободнее, движения – раскованнее. Дьявол согласился помочь архитектору, но когда собор будет закончен и последний камень встанет на место, наступит конец света. Гаргулья (от фр.
По сравнению с греческой, готическая более эмоциональная. В немецкой архитектуре этой поры еще господствовала готика, но в изобразительном творчестве уже пробивали себе дорогу принципы Возрождения. Виолле-ле-Дюка. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций.
Во второй половине 13—14 вв. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Это Мария и Елизавета. Иконы кельнских мастеров, небольшого размера, обычно двухстворчатые складни, служившие алтарным изображением распятия, Богоматери с младенцем и сцен из жизни Марии, проникнуты чувством умиления, как бы подчеркнутым наивными жестами, наклоном головы, повторяющимся ритмом линий. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах Св.
Позы естественные, одухотворенные. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер.
Стен нет вообще их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Это Мария и Елизавета. Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют беспокойными ритмами свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии, прорисовывающей пряди волос и завитки бороды. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
Закутанная в плащ св. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры.
Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). Изображенная на илл. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
В позднеготической немецкой скульптуре, так же, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей – все те черты, которые характеризуют упадок и разрушение художественного стиля. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. За образец был взят Амьенский собор. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители.
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Он во многом утратил свою сверхреальную природу.
Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи.
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться.
Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Внутри собор тоже сильно пострадал. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Родиной готики считается Франция. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
85). Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. Мульчер, ок.
На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью.
Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания.
Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. В произведениях конца XV века резче выступила портретностьизображения: с умерших снимали маску. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии.
Замечательный ансамбль наумбургских фигур — это скорее скульптурная галлерея наиболее типичных для общества того времени человеческих характеров. Наумбургский мастер.
В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В храме—частице вселенной — стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Душевное волнение подчеркивается множеством складок. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. В характеристике святых появилась человечность, мягкость.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Он мыслит сцену в ином ключе, чем мастера Шартра. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (Le Beau Dieu). В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. По мимо Франции, готика распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. В итальянской культуре XIII—XIV вв.
Прекрасного колодца в Нюрнберге. Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. 1260). Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама».
В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225–1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Иосифа и Девы Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
Такое глубокое соответствие между зодчеством и пластикой в Наумбургском соборе привело к вполне обоснованному предположению, что гениальный скульптор был одновременно и зодчим и что под его руководством были исполнены все работы по возведению хора и украшению его.
Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, сборщиков винограда, торговцев. Готические фигуры воспринимались как главные элементы гигантского декоративно-монументального композиционного единства. Казалось бы, сочетание подобных пластических свойств должно привести к созданию драматически беспокойного образа.
К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм.
Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Кельнский собор отличается сухостью форм. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м).
Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Так, образ Св.
Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Во Фрейбургском соборе (ок. 1391–1397, после того, как в 1389 Слютер стал владельцем мастерской Жана де Марвиля.
иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества.
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н.
Особенно замечательны по своим художественным достоинствам группа Петра и группа Ноны, принадлежащие, по-видимому, разным мастерам. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Германия. Усилилась роль круглой пластики. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова.
Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. Показанное на илл.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Вместо с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства — люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, по отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Собор в Кельне был заложен в 1248 году.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Фирмена.
Более того, ему угрожало полное разрушение. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал Св. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер.
В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Активно развивается круглая монументальная пластика. 1200 г. —конец 15 в., ) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Энергия общего движения ввысь ослабевает.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – портал Страшного суда (с 1230 по 1240 гг. ) страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Обращенные к окружающим и друг к другу святые исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой.
старые городские стены разрушились или были снесены. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Эта возникшая в 50–70-х гг. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов.
Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей. В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу.
Церковь по-прежнему требовала, чтобы скульптор воспевал страдания, скорбь, смирение, грусть – те чувства, которые, по ее мнению испытывали святые. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Ее голова наиболее пластически сложна.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Св. Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Клаус Слютер (1340/1350–1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Поздняя готика в Германии имеет особые черты. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры.
В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.
Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц и рептилий. 1270-1288). Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св.
То же самое происходило и с человеческим телом. Христос выглядит здесь странствующим проповедником одной из средневековых сект, отвергавших богатство и знатность как отступление от заветов Евангелия. Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, поднимающегося над боковыми с отношением 5 :2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора.
Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Готический мастер сумел выявить внутренний ритм и глубокую одухотворенность, казалось бы, обычных жестов и движений. Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада.
Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. В Германии рано появляются конные изображения. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях.
В храме – частице вселенной – стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, по духу своему – настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу и талант и мастерство. 1410). Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают.
У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12-13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. В готических соборах более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план, где они и превратились в украшение водосточных желобов. Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий.
Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. S-образной фигуры.
В каждом знаменитом соборе Франции около двух тысяч скульптур. Покрытые запекшейся кровью раны Христа автор сделал очень большими, тщательно проработанными — почти гротескными. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Сурово-возвышенная система формальных принципов имевшая параллели в византийском искусстве, насыщенная символическим содержанием, более или менее безразличная к красоте человеческого тела, одежды и архитектурного обрамления, начала постепенно смягчаться. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф.
В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Готическая скульптура Англии. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия.
От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа. Вторым великим стилем средневековья была готика.
Сурово-возвышенная система формальных принципов имевшая параллели в византийском искусстве, насыщенная символическим содержанием, более или менее безразличная к красоте человеческого тела, одежды и архитектурного обрамления, начала постепенно смягчаться. Так, в бамбергской статуе св. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу.
Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Усиливается роль круглой пластики.
Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. илл.
во Франции. В конце 13-14 вв. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Их образы становились разнообразными, конкретными.
Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера.
Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Церковь св. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок.
Таковы химеры на башнях некоторых соборов. 1430). Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Ей часто посвящаются порталы.
Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Другой особенностью церкви св. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций.
Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего.
Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). С 1385 работал в Дижоне, с 1389 – придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Другие апостолы — бородатые мужики.
Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Пьета (Оплакивание Христа). Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно.
Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно.
Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных.
Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Простота и изящество форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы, духовного совершенства, возвышенных помыслов. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы.
1270—1288). Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. В эпоху поздней готики появляются т. н. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. 165, 166). Но мастера того времени смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорции в сложных композициях.
происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость.
В 14—15 вв. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов.
Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова горгулья), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого.
Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. переживаниями. Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. 1320 г. ). Так, глубокие или скомканные складки на платье у статуй подчёркивают порывистость движения, резкость при повороте. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам.
С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи.
«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель).
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. Постановка фигур становится более устойчивой. «Прекрасные Мадонны»).
В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Высота его — 35 метров. Над арками боковых нефов тянется трифорий – фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Усилилась повествовательность. Образ Ульриха Регенсбургского поражает гуманной красотой и благородством движения, земным и радостным ощущением формы тела, полным отступлением от мрачного, давящего эффекта более ранних надгробий, который заменяется здесь неизбежным оттенком меланхолии, совсем не церковной, а скорее платонической.
Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта). Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора.
Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. В 12—14 вв. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза).
Во многом это граничит с необычной легендой. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В каждой паре есть такое противопоставление. Эти жанровые сценки с крошечными фигурками восхищают необыкновенным богатством фантазии и художественной завершенностью. Изменяется трактовка традиционных образов.
Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира". Главный мастер младшей школы хорошо знал современную французскую готическую скульптуру, особенно памятники Реймса.
Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. стр. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Повышение роли художника отразилось в том, что имя мастера, создавшего рукопись, украшенную миниатюрами, теперь не всегда останется неизвестным. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). Скульптуры, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт.
Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны.
Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида.
Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы.
Эта работа была выполнена ок. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Вместе с тем напряжение духовного мира героя обобщенно раскрывается в готических скульптурах с необычайной для античности силой. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Собор был испорчен. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Теогония Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. Однако этого не случилось. Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах.
Шедевром немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается декор собора в Наумбурге. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию.
1265). Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние. 1325). Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади. Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Они поставлены так, чтобы можно было охватить взглядом целое и потому зритель, стоящий у арки входа, откуда ему открывается вся скульптурная группа, видит каждую фигуру в наиболее благоприятном для нее аспекте. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Готическая скульптура – явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.
В течение 17—19 вв. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Ее голова наиболее пластически сложна. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок.
Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. 1250), Распятия над алтарями. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
Они повсюду: в обрамлении порталов (врата), на карнизах между этажами, в нишах декоративных башенок. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции.
Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. В первой больше величественности, покоя.
К концу XIII в. эта тенденция породила в церковном искусстве новые образы, предназначенные для удовлетворения индивидуальных религиозных потребностей. Это графическое по своему характеру изображение показывает, как далеко ушло художественное мышление 1. 3 в. от аскетической грубости линии и подчеркнутой массивности романской Эпохи. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
во Франции. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.
К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет». В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых.
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).
План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т. н.
В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. В Псалтыре св. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Италия.
Ей часто посвящаются порталы. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер.
Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и готовили переход к поздней готике (конец XIII и XIV вв. ).
В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур.
Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью.
Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). За этими двумя людьми виден третий человек. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н.
Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. С внешней стороны две большие башни с высокими четырехгранными шатрами господствуют над западным фасадом мощные приставленные к стенам контрфорсы без пинаклей создают строгий ритм, а пространство между ними целиком заполняют расположенные в два яруса окна. 1290), дролери (от фр. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.