Полотно Караваджо вдохновило и его ученика Питера Пауля Рубенса, который позаимствовал идею у своего учителя и написал свою картину "Голова горгоны Медузы". Полотно Караваджо вдохновило и его ученика Питера Пауля Рубенса, который позаимствовал идею у своего учителя и написал свою картину Голова горгоны Медузы. Полотно «Голова Медузы Горгоны» — произведение итальянского художника Микеланджело Караваджо, выполненное на заказ кардинала Франческо Дель Монте для подношения в дар Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому. Копией несохранившейся картины Леонардо да Винчи с изображением головы Медузы (описанной Вазари) принято считать работу Караваджо.
Бесконечным был бы и перечень изображений Медузы в новое время, поэтому назовем лишь «Голову Медузы» Караваджо (1588), «Медузу» Бернини (ок. До «Медузы» Караваджо писал жанровые сцены, после нее — убиения, распятия, мучения, голов усекновения Будто долго-долго умирал, не сумев избежать «проклятия Медузы».
Ведь медицина, в большинстве своем- это борьба со следствием. Традиция украшать деревянные щиты вызывавшей ужас головой Медузы восходит к несохранившемуся юношескому произведению Леонардо да Винчи, которое находилось в XVI в. во владении Медичи и было описано Вазари в 1568 г. Собственностью Медичи был деревянный щит с головой Медузы, созданный Караваджо в последнем пятилетии XVI в. (в настоящее время в Уффици, Флоренция) и посланный кардиналом дель Монте около 1600 г. великому герцогу Фердинанду I. Рубенс, очевидно, знал если не сам оригинал, то данное Вазари описание щита Леонардо, а также щит Караваджо, который он мог видеть, побывав во Флоренции в 1600 г. Использование иконографии Медузы в политически устрашающем аспекте в конце XVI в. и в XVII в., о чем свидетельствуют источники и изображения того времени (Лудовико Дольче, Чезаре Рипа, Джамбатиста Марино посвященная Алессандро Фарнезе гравированная аллегория правителя, выполненная Отто Вениусом), – все это, очевидно, было известно Рубенсу. А нужно устранить именно причину и вернуть организм к исходному состоянию. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой.
Справиться с чудовищем герою помогли боги – Афина и Гермес. Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости.
Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии., точнее Медуса – «стражник, защитница, повелительница») – наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Иоанна Крестителя», хранящейся в соборе Валлетты на острове Мальта. в статье «Персей»), а затем подарил Афине, которая прикрепила ее к своему нагрудному панцирю.
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. Правда, он транспонирует эмблемно-знаковую интерпретацию темы Медузы XVI века в повествование, гуманистическое поучение.
Грайи показали Персею путь к горгонам. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) — драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию. Как зеркало, отражал щит и море и скалы. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало "широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки.
Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Только профессор Эрманно Дзоффили настаивал на рентгеновском анализе «Медузы», чувствуя в ней руку Караваджо. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. В отличие от флорентийской «Медузы», эта работа подписана.
1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Невидимый для Горгон Персей пикировал на Медузу с высоты в своих крылатых сандалиях и отрубил ей голову волшебным мечом (но, чтобы не окаменеть от взгляда Медуза, он смотрел не прямо на нее, а на ее отражение на своем зеркально отполированном щите).
И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением.
Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита богиней Афиной, речь идет об одной Горгоне между тем у Гесиода их три, живущие за океаном на западе. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам.
Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Грайи показали Персею путь к горгонам. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина.
У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. Из ее крови появились змеи, а также, согласно Овидию, – крылатый конь Пегас. Сам бог моря Посейдон был очарован ею. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. 700 до н. э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Одним из заданий, данных Персею царём Полидектом, было убийство Горгоны Медузы.
Горгона Медуза (греч. Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. В данном случае — меланхолии. Справиться с чудовищем герою помогли боги— Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух— сестёр грай, (которые были также Форкидами, сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея).
Классическим местом изолированного изображения головы Медузы является, в соответствии с ее функцией, отвращающий беду щит (Минервы). Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух – сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб.
В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Поучение приобретает силу убеждения благодаря страшно достоверному воспроизведению бледной окровавленной отрубленной головы из которой выползают натуралистически изображенные разнообразные рептилии. Возрадовался Персей. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Голову Медузы носил на своем необоримом щите (эгиде) и сам Зевс. Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом было убийство горгоны Медузы. Но и не прекрасной женщиной.
Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Многим из них он придавал собственные черты и в первой «Медузе» (которую историки искусства называют «Медузой Муртола» в память о стихах генуэзского поэта) также угадываются черты художника, которые несколько смягчены во втором варианте, где просматривается слабое сходство с Филлиде Меландрони, моделью Караваджо. Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.
В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес.
Караваджо «Голова медузы» (1598-1599) Холст, натянутый на щит, масло. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. 60 x 55 см Галерея Уффици, Флоренция, Италия Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава».
Каким-то образом в нем проявился талант к рисованию и в 1584 году тринадцатилетний подросток был отправлен в Милан на учебу к художнику Симоне Петерцано, весьма популярному в те времена. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза.
Художнику удалось достичь поразительной иллюзии – посредством живописных приемов. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок". Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.
Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида. Гермес подарил ему острый кривой нож.
Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) – драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию. Ринулся юноша вниз.
(Овидий, Метаморфозы", IV, 615-661, 770-803). Взгляд героя упал на блестящий щит – подарок Афины. Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался.
Грайи показали Персею путь к горгонам. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Второй вариант, размером 60 х 55см, не подписан. Одним из заданий, данных Персею царём Полидектом, было убийство Горгоны Медузы.
Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Гермес подарил ему острый кривой нож. Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое.
И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа – богиня со страшным взглядом. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам.
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона. В большинстве случаев она играет чисто декоративную роль, но есть среди них и замечательные произведения искусства, действительно вызывающие у нас чувство «горгонического ужаса и оцепенелости смерти» (Гёте). Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо.
Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом)— драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух – сестёр грай, (которые были также Форкидами, сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб.
Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Сверкнул меч и голова Медузы оказалась в руках Персея.
Достаточно вспомнить так называемую «Медузу Ронданини» римскую копию Фидиевой Медузы со щита Афины Девы одно из древнейших изображений, «Медуза с Пегасом» (7 в. до н. э. ), найдено в развалинах более позднего храма Афины в Сиракузах «Смерть Медузы» на метопе из храма «С» в Селинунте (ок. Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно – с крыльями над висками и змеями в волосах. Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола.
Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Действительно, облик ее был ужасен и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним – Хрисаор (Золотой Лук). Это напоминает подпись художника на картине «Обезглавливание св.
Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Медуза известна нам по тысячам античных статуй, рельефов, картин, мозаик и чеканок. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо.
Справиться с чудовищем герою помогли боги – Афина и Гермес. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. Грайи показали Персею путь к горгонам.
Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Трижды Персей доставал из сумки голову Медузы, чтобы обратить в камень своих противников (см. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы. 540—530 до н. э. ) колоссального размера «Голову Медузы» 2 в. н. э. Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Гермес подарил ему острый кривой нож.
По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Такова была воля Афины.
Самый важный символический элемент мифа – голова медузы Горгоны. в ареале храма Аполлона в Дидимах. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Гермес подарил ему острый кривой нож. Имя «Горгона» известно с глубокой древности.
1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.