В 1682 г. великий голландский пейзажист умирает. Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт «Возвращение блудного сына», 1636). Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом.
Художник избирает близкую точку зрения, благодаря чему зритель как бы втягивается в изображение. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта.
По своим размерам оно могло конкурировать с крупнейшими постройками Европы того времени. (5)Ранние пейзажисты Генрик Аверкампа (1585-1634), Арента Аренс (1585-1635), Эсайаса ван де Вельде (ок.
При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Они занимали обособленные участки в самой гавани и окружались со всех сторон каналами с перекинутыми через них мостами. Если от портретистов требовали нарядных парадных изображений, где передаче одежды и обстановки придавалось болыпе значения, чем выразительности лиц, где все большее распространение получала аллегория, то и в области пейзажа берут верх декоративные тенденции. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг.
Приблизительно в 1657 году Рёйсдал переехал в Амстердам, тогда процветающий город, который мог предложить больший рынок для его работ. Во второй половине века отчасти под влиянием иноземных течений, но также вследствие постепенного перерождения идеологии господствующей буржуазии картины, подобные работам Гойена, представляются уже слишком буднично-скромными и тогда слагается пейзажная живопись несколько иного типа. Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни, которая пробивается сквозь все бури и разрушительные силы. Естественно, что голландские художники в своих реалистических исканиях не могли пройти мимо караваджизма, распространившегося в первых десятилетиях 17 в. в искусстве многих европейских стран.
Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). На рубеже раннего периода и периода творческой зрелости было создано одно из известнейших произведений Рембрандта «Ночной дозор». в 1621 г. ).
Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.
Родился Кейп в 1620 году в Дордрехте, где и умер в 1691 году. «Болото» — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву.
Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов («Меняла», 1627 Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами («Самсон и Далила», 1628 Берлин).
К сожалению, сохранилось очень немного его произведений.
Возникают различные по своей тематике композиции: лесные пейзажи создателя этого жанра (4) Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), тирольские ландшафты Руланта Саверея (1576-1639). Работа «Пейзаж с пророком Ильей» в ней он наоборот все тщательно детализирует. В начале XVII века в нем большую роль играли человеческие фигуры (Эсайсу ван де Велде), а в маринах – суда, господствовавшие над водным пространством (Ян Порселлис). Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Как указывает Маркс, «. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия.
В его образах все чаще проскальзывают нотки грусти, разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе» Кассель). Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. 1634 г. в Касселе. На первых картинах художники изображали морские баталии, кораблекрушения, военные события.
Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Глубиной понимания человека Рембрандт здесь превосходит Тициана и Рубенса. К главным постройкам данного типа принадлежал пострадавший впоследствии от пожара комплекс амстердамского адмиралтейства (1655). Ни одного яркого пятна.
Характерно, что и этот стаффаж крайне будничен: рыбаки, путники. В истории мирового портрета Франс Хальс явился подлинным реформатором. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Нигде но раскрывается вид вглубь.
Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
В этом — корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства. Однако весьма показательно, что искусство примыкавшего к маньеризму одного из выдающихся голландских живописцев Абрахама Блумарта (1565—1651) под воздействием неуклонно нарастающих реалистических тенденций уже начинает обогащаться реалистическими чертами. Наша картина — одно из немногих произведений Рейсдаля, где ясно выступает его своеобразная техника. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев. Адриан ван де Велде родился в 1636 году и рано начал самостоятельную деятельность.
Ни одного яркого пятна. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями.
Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский пейзаж.
Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины, — и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо чаще всего — непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник» Амстердам, Рейксмузей).
Приблизительно в 1650 году Рейсдал покинул свой родной Харлем и отправился в поездку по приграничным германским землям. Самым известным мастером реалистического пейзажа», несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
С Ластманом в изображения библейских событий входит восточная экзотика, проявляющаяся в необыкновенных костюмах и аксессуарах («Авраам на пути в Ханаан», 1614 «Вирсавия за туалетом», 1619, — обе в Эрмитаже). Обычно их картины включают изображение природы и бытовые сценки («Деревенский праздник» Лукаса ван Фалькенборха) если же рассматривать их творчество в развитии, то заметна эволюция от фантастических пейзажей к более конкретным. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
Здесь проглядывает наивное стремление к «исторической точности» и одновременно к своеобразной импозантности (впоследствии у Рембрандта тема Востока найдет иное, несравненно более проникновенное истолкование). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы.
К лучшим работам этого рода у Тербрюггена относятся два варианта «Флейтиста» в Кассельской картинной галлерее и «Пастух с флейтой» (Лейпциг, Музей). Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Если, например, в Италии и Франции, занимавших в 17 в. положение передовых стран в области градостроительства, в основу планировочных решений были положены принципы торжественной представительности, то в Голландии несравненно большее значение имели факторы, порожденные практическими потребностями города. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. К лучшим произведениям мастера относится луврская «Цыганка» (ок.
Тематика его офортов очень широка. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции.
В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Конец XVI столетия принес существенные изменения понимании природы.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656).
Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года. Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том, что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися («Улыбающийся офицер» в Лондоне, собрание Уоллес и многие другие портреты). Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Все в них полно жизни и движения.
Росту торговли и судоходства способствовала колониальная политика: Голландии удалось захватить богатейшие земли в восточном и западном полушариях. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). Вершина творчества Хальса — два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664 Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. На первом плане изображен эпизод античного мифа о Латоне, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия: ликийские крестьяне, не давшие Латоне напиться, превращаются в лягушек, наказанные за свою жадность разгневанным Юпитером. 1597—1661) и Биллем Хеда (1594—1680/82). Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы.
Все элементы картины тесно связаны между собой.
тематика обычно находится в соответствии с назначением постройки, которую они украшают. Рейсдаль любит также руины — и как эффектные декоративные детали и еще больше потому, что они говорят о разрушении, бренности земного существования.
Кисть мастера отличается исключительной беглостью и быстротой, однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в ущерб пластической ясности образа: Хальс великолепно чувствует структуру головы, руки, фигуры, предмета и умеет очень остро подчеркнуть ее.
стволами и изумрудной зеленью листвы. В противоположность тщательно разработанной листве деревьев, трактовка художником первого плана производит впечатление эскиза. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Я. Рейсдаль вступает на другой путь. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента. Ученики и последователи Хальса — его брат Дирк Хальс (1591—1656), Юдифь Лейстер (1609—1660)—наряду с такими мастерами, как Биллем Бейтевег (1591/92—1624), Питер Кодде (1599—1678) и Виллем Дейстер (1599—1635), явились создателями столь характерной для Голландии интимной жанровой картины. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Ни одна голова не похожа на другую, не повторяется ни одно движение.
«Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей.
В Италии он жил с 1653 по 1658 год, здесь же он познакомился с итальянистом Яном Хаккартом, уроженцем Амстердама (1639-1685), с которым был очень дружен и даже исполнил стаффаж во многих его лучших рисунках и картинахТаким образом, Адриан ван де Велде не только мастер анималистической живописи, но и яркий представитель итальнизирующего направления в Голландии. Среди последователей Паулюса Поттера можно также назвать Карела Дюжардена (1622-1678), который учился у Берхема. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня.
Высокое небо покрыто облаками. Из мастеров интерьера одни изображают комнаты бюргерских домов (Питер Янсенс Элинга), другие—внутренние виды церквей (Питер Санредам, Герард Хоукгест). Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников.
Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Наибольшее значение в культуре Голландии 17 в. имела живопись. Многочисленные горные пейзажи писал антверпенский мастер Иос де Момпер (1554–1635). В простых по планам и по общему композиционному решению постройках X. де Кейсера — Южной (1603—1614) и Западной (1620—1630) церквах Амстердама — отдельные мотивы восходят то к барочным, то к классицистическим образцам.
Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Однако он рано вступил и на художественное поприще.
Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Природу Ройсдаль показывает теперь уже не с ее идиллической стороны, а в борьбе противоречивых сил роста и увядания. Но величественности и значительности своих изображений Ройсдаль достигает но путем отказа от многообразия реального мира. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Лукас ван Фалькенборх (около 1530–1597), а также Давид Финкбонс (1578–1629) развивали традиции Питера Брейгеля Старшего. Высокое небо покрыто облаками. В других типах архитектурных сооружений ценные постройки появляются лишь эпизодически.
Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности. Различные времена года становятся специальной темой пейзажных картин. Рейсдаль отказывается от резких контрастных сопоставлений, столь характерных для его творчества, отказывается от бурного движения.
Живописцев, обратившихся к природе, было много, каждый старался найти в ней нечто свое. Примером такого рода сооружений может служить Трипенхейс (дом братьев Трип) в Амстердаме (архитектор Юстус Винкбонс). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности.
Лучшее произведение этого рода —красивая по композиционному и колористическому решению картина «Поющие мальчики» (1624/25 Кассель)—с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. Если пейзажи Поттера освещены холодным, серебристым светом северных равнин, то пейзажи Берхема, Дюжардена и Пейнакера пронизаны горячими, золотистыми лучами южного солнца. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Иеронимом».
Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка.
Интересен по очень реальной обрисовке персонажей и места действия выполненный ок. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Также как и Поттер, он умер молодым в 1672 году, когда ему было всего 33 года. 761. ).
Но все эти движения носили стихийный характер народные массы еще не могли выступить в качестве самостоятельной политической силы, вот таким образом правящим политическим партиям удавалось использовать их выступления в своих интересах. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Контрасты света и тени еще более усиливают романтическое настроение, которым проникнут пейзаж.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. В нём небо часто занимало две трети холста.
Классицизм как целостный стиль не возник в самой Голландии. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
3). Но самым грандиозным сооружением такого рода было погибшее в 1822 г. от пожара здание Ост-Индской компании (1660). Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Все элементы картины тесно связаны между собой.
Приблизительно двадцать следующих за тем лет характеризуются крайней простотой общей концепции и отсутствием искания какой бы то ни было декоративности. Рёйсдал не был евреем. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Ян ван Гойен. Так же, как в картине 1646 г. Домик в роще, в центре видна группа деревьев. Организации этого единства способствует и исключительное умение голландских мастеров передавать освещение, влажный воздух, смягчающий все резкости очертания предметов.
Но сохраняется особенность его колорита с несколько «ядовитой» красочной гаммой, художник с большой тщательностью пишет поросший растительностью холм и сидящего около избы Илью. В «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено и раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Отзвуки этой манеры еще чувствуются в сдержанной гамме таких его картин, как «Море при лунном свете» и «Накренившийся парусник». Своего расцвета творчество Кейпа достигает в 1650-1660 годах. Стилизация в трактовке человеческой фигуры и некая условность в построении пейзажа это понимание живописной природы художника.
Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин)— почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой». по заказу штатгальтера и особенно в «Ослеплении Самсона» (1636 Франкфурт-на-Майне). Выбирая для изображения момент торжественного выступления стрелков, ослабляя «чистую портретность» картины введением в нее новых, безымянных действующих лиц, помещая своих героев на фоне величественной архитектуры, внося в композицию сильное движение и с помощью контрастов светотени — ощущение эмоциональной взволнованности, Рембрандт добивается впечатления особой приподнятости, своеобразной героизации.
В композиции картины можно обнаружить черты, присущие «космическим» пейзажам, появившимся в начале века: высокую линию горизонта, пространство, члененное на планы, огромное количество подробностей. В композиции преобладают стихийные силы. Только этим и можно объяснить, что смягченный, классицизирующий стиль его мастерски написанных поздних картин не удовлетворял запросам буржуазии Голландии. Он создает то эффектные парадные портреты («Портрет Мартина Дай», 1634 Париж), то более скромные изображения («Портрет Бургграфа», 1633 Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины («Портрет корабельного мастера и его жены», 1633 Лондон). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Ок. Как говорит известный искусствовед Б. Р.
Он работал в Лейдене и Гааге. Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. По своей объемной структуре и фасадному силуэту они напоминают бюргерские жилые дома.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Сегерс в своих пейзажах обычно стремится к созданию синтетической картины природы.
Де Ионг сочетает вместе приемы Кейпа и Поттера, он словно соединяет поттеровское видение животных и людей с пейзажем Кейпа. Еще одним мастером, который также обращался к анималистической живописи, был харлемский художник Филипс Вауверман (1619 – 1668). Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. 1603-1669) еще много декоративности и художник еще связан со старыми традициями, то выступивший в 1620-х годах со своими видами моря Ян Порцеллис (1584-1632) справедливо считается подлинным основоположником марины в западноевропейском искусстве.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). Ю. А. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис. По простору замерзшей реки движутся в разных направлениях небольшие, переданные сероватыми тонами фигуры людей.
Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. По величественности и значимости своих пейзажных картин Рейсдаль может быть сопоставлен только с Пуссеном.
Изобилующий множеством разнообразных мотивов панорамный вид уступает место пейзажу определенного типа. Перед художниками того времени стояла вполне конкретная задача. Можно смело сказать, что ни в одной стране до того живопись не пережила такого быстрого и интенсивного подъема, не имела такого исключительного распространения, такой поразительной популярности, не вошла так глубоко в быт самых широких слоев общества. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Вокруг Лара образовалась группа единомышленников и последователей известных под наименованием «бамбоччанти» («бамбоччанти» по имени работавшего в Риме с 1625 по 1639 гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо).
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Хотя группа деревьев дана еще компактной массой, но каждое из них прекрасно характеризовано. и в офорте, в котором мастер чувствует себя самостоятельнее — он свободен здесь от посторонних влияний. Все в них полно жизни и движения. Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. Самым известным мастером реалистического пейзажа", несомненно, является Якоб ван Рёйсдал.
В композициях военные суда заполняют чуть ли не все пространство моря. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Угасающий свет вырывает из темноты то белые стволы деревьев, то их изогнутые ветки или выступающие из земли корни, то часть дороги с текущей внизу речкой. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Выделяя и подчеркивая основной мотив, он вместе с тем любовно выписывает каждую травинку, листик, цветок.
Каждое дерево имеет свои особенности роста, каждое по-своему протягивает свои ветви навстречу свету. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский" пейзаж.
Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. В ином плане решен несколько более поздний групповой портрет регентов госпиталя св. 515. ). Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь.
Там, где Поттер дает острое, непосредственное ощущение современной действи-тельности, у ван де Велде все словно подернуто мягкой дымкой воспоминаний» В Эрмитаже творчество Адриана ван де Велде представлено двумя работами, это «Остановка в пути», датированная 1660 годом и «Пейзаж со стадом коров», эта картина была написана в 1671 года. Картина «Остановка в пути» является типичным примером в творчестве художника. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Слава картины меркнет и возрождается лишь в начале 19 в., когда она и получила свое нынешнее неправильное название — «Ночной дозор» (Действие картины происходит не ночью, а при солнечном освещении это подтверждается, например, характером тени, падающей от протянутой руки капитана на светлую одежду лейтенанта. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Но в то же время здесь отчетливо видны и свои отличия. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. 1628/30). Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Правда, это пример не анималистического жанра, а бытового. Именно Паулюса Поттера считают создателем голландского анималистического жанра.
Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Наиболее крупными последователями Караваджо в Голландии были утрехтские художники Герард Хонтхорст, (1590—1656), Хендрик Тербрюгген (1587—1629) и Дирк ван Бабюрен (ок. Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. 1600—1670). Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Голландские мастера явились фактическими создателями натюрморта как самостоятельного живописного жанра ни в одной стране этот жанр не получил такого распространения, как в Голландии.
Художник достигает необычайной тонкости в изображении морских далей. Чувство пластичности, великолепное владение воздушной переспективой и богатый тональностями колорит дают Рейсдалю возможность значительно полнее, чем это было у старшего поколения голландских пейзажистов, передавать и широкие голландские равнины, которые он часто писал в окрестностях Гарлема. Ни одного яркого пятна. Судя по тому, что Рейсдаль приглашался в качестве эксперта и работал с такими признанными мастерами, как портретист Томас де Кейзер, он в начале шестидесятых годов еще пользовался известностью. Крупнейший из них — Я. ван Кампен (1595—1657) был автором самого значительного памятника голландской архитектуры — амстердамской ратуши (1648—1655).
Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. 1630-1681), сын Саломона.
Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Здесь голландские художники во многом опирались на искусство работавшего в Италии немецкого мастера Адама Эльсгеймера (1578—1610). Всегда на первом плане его картин развертывается либо мифологический, либо библейский сюжет («Пейзаж с Товием и ангелом», «Содом и Гоморра», «Пожар Трои», «Фортуна»). «Ночной дозор» занимает в творчестве Рембрандта особое место. Теперь он уже не удовлетворяется изображением укромных уголков родной страны, скромными видами проселочных дорог и домиков среди дюн. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких. А. С. Пушкина, «Завтрак с ежевичным пирогом» Хеды в Дрездене) — изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или окороком, хлеб и румяная булка, серебряный либо оловянный кувшин, стеклянный бокал, тарелки и ножи. Но, Кейп-анималист также большое внимание уделяет и изображению пейзажа.
Георгия 1627 г. и стрелковой роты св. Ни одна другая национальная школа не дала в образах реальной природы чего-либо хотя бы приблизительно сопоставимого со школой голландских пейзажистов. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля.
В Эрмитаже творчество этого художника представлено двумя работами, это «Охотники с собаками» и «Пейзаж с охотниками». Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Принесший славу Рембрандту «Урок анатомии доктора Тульпа» был во многом произведением новаторским.
Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. В Эрмитаже это направление представлено работой, которая называется «Коровница».
В творчестве этих мастеров, особенно Ластмана (учителя Рембрандта), еще много наивного и грубоватого — в вульгарности типов, неуклюжести рисунка, в резкости и некоторой примитивности колористического решения, но все же Это искусство более здоровое, чем формально изощренная бездушная живопись академистов и- маньеристов. Голландское искусство 17 в. в целом знаменует собой новый важный этап в развитии западноевропейского искусства.
Высокие фронтоны, венчающие их узкие фасады, украшались чаще всего сдержанно трактованными барочными мотивами. В Голландии, по существу, не знавшей монументальной живописи, групповой портрет оказался наиболее «монументальным» жанром. Взявшись за большой холст, юный художник еще не вполне справился с построением: правая и левая части изображения слабо связаны между собой, поваленный ствол дерева выпадает из общей композиции. Выездка лошадей показана с поражающей остротой и верностью наблюдений и профессиональным знанием предмета в «Манежной езде на открытом воздухе» сцены охоты – в «Изнемогающем олене», «Отправлении на охоту» и «Возвращении с охоты» веселое времяпрепровождение – в «Отдыхе во время прогулки верхом», «Веселом обществе».
В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Сильнее обнаружилась их зависимость от зарубежных образцов, в частности от французских. В большом количестве автопортретов и портретов членов своей семьи (автопортреты 1629 г. в Гааге и 1630 г. в Будапеште «Портрет отца», ок. Хальс сделал объектом портретного искусства представителей всех слоев общества.
Иеронима в правом нижнем углу картины. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Крепкие деревья небольшими группами возвышаются над кочками, между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота. «.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса «Юнкер Рамп со своей подругой» (ок. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
Освещенный, выступающий на фоне листвы кряжистый изогнутый ствол его выделен так сильно, что подчиняет себе все прочие элементы картины. складываются принципы голландского реалистического пейзажа. Если в тициановских полотнах, где образы, в соответствии с ренессансными представлениями, воплощены в плане определенного обобщенного идеала, торжествует чувственное начало, то основа художественной выразительности рембрандтовской «Данаи» заключена в том, что она представляет собой прежде всего изображение человеческой индивидуальности, в которой чувственная сторона составляет только часть сложной гаммы переживаний, объединенных сильным душевным порывом. Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, «Портрет матери художника», 1628).
Другой известной постройкой является так называемый Хейс-тен-Босх близ Гааги (архитектор П. Пост) — небольшой охотничий замок. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. К лучшим офортам этого времени относится «Смерть Марии» (1639)— композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Особенно эффектны интерьеры— громадная галлерея и грандиозный, охватывающий несколько этажей главный зал, перекрытый коробовым сводом. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. В зрелых работах Гойена, умершего в 1656 г., как бы подведен итог исканиям пейзажистов в области передачи далеких пространств, воды, неба, атмосферы.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Нигде но раскрывается вид вглубь. Сочная живопись, свободный, беглый мазок, богатая фантазия отличают произведения Кейнинка.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Нередко тот или иной жанр становится традиционным в какой-нибудь художественной школе так, мы обнаружим пристрастие гарлемских живописцев натюрморта к так называемым «завтракам» (Питер Клас, Биллем Хеда), а утрехтских — к изображению цветов (Ян Давиде де Хем). Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Обобщенная трактовка дали контрастирует с выпиской деталей первого плана. Теперь художники стремились к большей конкретности изображения природы.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Хотя этот пейзаж принадлежит к числу наиболее темных по колориту картин Рейсдаля, однако художник в пределах ограниченной красочной гаммы дает множество нюансов, начиная от коричневато-зеленого цвета листвы в освещенных местах к серо-зеленым тонам в затемненных. Лучшие из них—«Автопортрет» 1634 г. в Лувре и «Портрет Саскии» ок. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева.
В Эрмитаже довольно много работ Саверея. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров».
Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Некоторые его работы того периода наиболее близки творчеству Паулюса Поттера. Особое место среди жанристов первой половины 17 века занимал Питерван Лар (1592/95—1642). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. К их числу принадлежит созданный ван Кампеном при сотрудничестве П. Поста так называемый Маурицхейс в Гааге (1633— 1635), небольшое дворцовое сооружение, один из фасадов которого омывают воды красивого озера. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y».
К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж «Дорога на опушке леса" (рп 4). Художники приходят к пониманию значения ведущей среды и уделяю основное внимание разработке воздушной перспективы. Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись.
Реалистические тенденции Эльсгеймера — в обрисовке действующих лиц, в показе их реального окружения — проявились в большей мере в его картинах на библейские темы они были восприняты амстердамскими мастерами Питером Ластманом (1583 — 1633) и Класом Муйартом (ок. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский» пейзаж. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Рембрандт поднимается доосознания непреходящей ценности человека. Обычно это многоэтажные постройки с планом в виде каре и большим внутренним двором.
Наиболее же отчетливо реалистические тенденции проступают в двух особенно близко связанных с действительностью жанрах — в портрете, где переходный этап от искусства 16 в. к 17 в. представлен работами Михиля Миревельта (1567—1641) и Яна Равестейна (1572—1657), а также в бытовом жанре.
Среди гор, скал, деревьев, животных, птиц абсолютно теряется крохотная фигурка св. Его работы это принцип искусства переходного времени XVII века. Излюбленный мотив у обоих художников, повторяющийся в их многочисленных работах, — так называемый завтрак («Завтрак» Класа в ГМИИ им. Период становления голландской живописи (1609—1640) отмечен разнообразием то развивающихся параллельно, то взаимопереплетающихся и враждующих между собой художественных направлений.
Колористическая гамма картины построена на тонких живописных сочетаниях зеленоватой с белой пеной воды, тяжелого свинцового неба и желтоватого песка дюн. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Сужается точка зрения этих художников на мир, объектом внимания становятся небольшие уголки природы («Охотники в лесу» Давида Финкбонса), а изображение быта приобретает большую естественность. Рулант Саверей (около 1577–1639) специализировался на изображении гор.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). 1590— 1624). (7)Если в картинах Абрагама Виллартса (ок.
(9)Развитие пейзажной живописи шло в эти десятилетия в направлении все более внимательного и вдумчивого изучения окружающего мира и поисков новых возможностей его реалистического отображения. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Его виды голландских равнин с разбросанными на них селениями и необозримыми далями захватывают своей широтой («Пейзаж с городом Ренен» и «Долина реки Маас»— обе в Берлине), его альпийские ландшафты наделены особой грандиозностью.
Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла «Страстей Христа» (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636—1639 гг. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Точной информации у нас очень немного.
Каждый вид имел свои устойчивые традиции. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще", в центре видна группа деревьев. Хальса являются пражский портрет Яспера Схаде и эрмитажный «Портрет мужчины в черной одежде». В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. В Эрмитаже есть картина этого художника «Пейзаж с животными», эта работа дает достаточно полное представление о том направлении, которому следовал Дюжарден.
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Творчество художника, однозначно, впечатляет.
Напротив, выполненное в том же году «Похищение Ганимеда» (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Их. Любопытно, что на самом деле замок стоит на довольно-таки пологом холме, на склонах которого нет и намека на лес. Первые его работы, датированные 1646—1647 годами, показывают раннее развитие живописного дарования юного художника.
Однако заказы художник получал преимущественно на пейзажи с водопадами, которые вошли в моду после поездки Эвердингена в Скандинавию. Однако известная условность пейзажа сохранилась у всех этих мастеров. В дальнейшем он много путешествовал по Голландии, делая зарисовки и эскизы.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Все элементы картины тесно связаны между собой. Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная «Даная» (1636).
Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Елизаветы (1641 Гарлем), где бравурность портретов стрелков сменилась сдержанностью и серьезностью, подобающей данному виду группового портрета колорит выдержан здесь в строгой тональной гамме с преобладанием черного, серого и белого. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке.
Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Зимний день. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями.
Нигде не раскрывается вид вглубь. Это сильные, жизнерадостные люди, полные неукротимой энергии. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. 1— Возникшая годом позднее картина Крестьянские домики в дюнах отличается сравнительно небольшими размерами. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
Крупнейший из них — Даниэль Маро Старший (ок.
Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Работы этого периода показывают новый этап в развитие голландского пейзажа.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Показанные крупным планом деревья или скалы приобретают объемность и убедительность. Корнелис Спрингер (Cornelis Springer, 1817-1891) — известный голландский художник-пейзажист. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Голландский художник работает преимущественно на рынок он такой же продавец своего товара, как купец или ремесленник.
Он пытался передать солнечные лучи и облака на небе, движение водной стихии. (6)Сражение между испанским и голландским флотами в 1573 году, битва при Гибралтаре 1607 года.
Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы.
763. ). Он пишет нищих около римской церкви, крестьян играющих в народную игру (картины в Дрездене), крестьянку, заснувшую во время работы («Заснувшая прядильщица» в ГМИИ им. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене «Продавец крысиного яда» (1632).
Временем рождения голландской школы считаются 30 е годы XVII века.
Адриана 1633 г. (Гарлем), с исключительной яркостью показаны представители бюргерских кругов, принимавшие активное участие в борьбе за независимость. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. За домом обычно располагался крохотный дворик. По-настоящему талант этого художника достиг своего расцвета в в конце 1650-х годов.
Можно сказать, что для голландского народа стояла простая и смелая задача – создать свой собственный портрет. Свидетельства показывают иное.
Керстиан де Кейнинк (около 1560 – около 1635) также связан с традициями «космического» пейзажа. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. К этим людям художник относится с наибольшей симпатией.
1663—1752) — был строителем охотничьего замка Де Ворст для штатгальтера (1690-е гг. ). Складываются типы архитектурного пейзажа и марины. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. Проведенная в 1946-1947 гг. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641).
Таковы красивый аллегорический рельеф Хендрика де Кейсера «Фортуна» или мраморный рельеф на издании городских весов в Гауде с изображением взвешивания товаров. Зимний день. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба -- в левой. В живописи Сегерс придерживается единой тональной гаммы, но он обогащает ее сильными контрастами светотени. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Эти новые приемы Рембрандт использует и в многофигурной композиции «Симеон во храме» (1631 Гаага).
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. 1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис. Этот художник жил и работал почти в тоже время, что и Альберт Кейп.
В 1630-х гг. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Тарасов в своей книге «Голландский пейзаж XVII века» напомнил, что еще некий Хогеверф, опираясь на изыскания в архиве гильдии св. 1) — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Баво.
Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Эта картина имеет фальшивую подпись Поттера. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения.
Еще более выразителен портрет регентов. (3)В охваченных пафосом революционной борьбы нидерландских провинциях окончательно рушились средневековые представления о вселенной и человеке, ломались средневековые устои. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
(Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба — в левой. Это сооружение мыслилось одновременно как памятник могущества всей республики и ее славы. 2) отличается сравнительно небольшими размерами. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы.
Прекрасным образцом поздней живописи. Дюжарден писал главным образом солнечные пастбища в итальянском духе. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт.
В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. 1592—1655). Тема искусства Рембрандта — реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека, многообразие его переживаний глубокое человеческое чувство проходит у Рембрандта через все явления реального мира, оно преобразует обычное и будничное в образы высокой красоты. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
«Нейтральные» по эмоциональной характеристике образы у него редки, его герои улыбаются, смеются, жестикулируют, они живут, действуют. Художники различаются не только как мастера картин на библейские и мифологические сюжеты, жанристы, портретисты, пейзажисты, анималисты — их деление еще более дробно: одни жанристы пишут главным образом сцены из быта состоятельных бюргеров и офицеров (Питер де Хоох, Герард Терборх, Габриэль Метсю), вторые — из крестьянской жизни (Адриан ван Остаде), третьи предпочитают сцены из быта ученых и врачей (Геррит Доу) пейзажисты делятся не только на маринистов (Ян Порселлис, Симон де Влигер) изобразителей лесных уголков (Мейндерт Хоббема) или широких равнинных видов (Филипс Конник), но еще более узко — специализируются, например, на изображении зимних видов и пейзажей при лунном свете (Арт ван дер Hep). Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Это был портрет людей и местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Голландский пейзаж прошел тот же путь развития, что и бытовая живопись Голландии. А. С. Пушкина). Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Выбирая немногие скромные предметы, они умеют в их сочетании, сопоставлении, композиционной группировке, в фактурных особенностях передать ощущение внутренней жизни этих вещей, неразрывно связанной с жизнью человека. Интересна в картине и передача деревьев. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным.
(Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Четко выделяя фигуры мастер в то же время органично вписывает их в окружающий пейзаж. В «Пейзаже со стадом коров», как говорит исследователь голландской живописи Ю. И. Постепенно марина отходит и у художников пробуждается совсем другой интерес к морю. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы.
Но значение амстердамской ратуши, самой крупной постройки этого типа во всей тогдашней Европе, было еще шире. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Отсюда чрезвычайная сложность развития этого жанра живописи. Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) в «Пейзаже с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах» искусно передал особенности разных пород деревьев, своеобразную игру света и тени в лесных зарослях и сумел создать ощущение лесной чащи. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. «Горный пейзаж» Сегерса (Уффици) своей художественной мощью и драматизмом настроения предвосхищает пейзажи Рембрандта.
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.
Острый недостаток и дороговизна земли способствовали выработке чрезвычайно экономной и рациональной внутренней планировки бюргерских жилых домов, внешне скромных, но отличавшихся высоким комфортом и уютом. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. (1)Точка зрения зрителя по отношению к изображенному еще не фиксирована и его взор лишь постепенно, переходя от одного занимательного вида к другому, от ярких тщательно выполненных деталей первого плана к почти так же выписанным подробностями дальних, может охватить панораму широко раскинувшихся ландшафтов.
Борьба света с постепенно охватывающим природу мраком воплощена в этом чрезвычайно темном по колориту пейзаже, где с неожиданной резкостью выделяется ствол величественного в своем умирании дерева с врезывающейся в небо сухой веткой. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Из мастеров натюрморта крупнейшими живописцами раннего периода были работавшие в Гарлеме Питер Клас (ок.
Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти. Пейзаж явился одним из основных элементов голландской школы.
Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Соч., т. 23, стр.
Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину общем настроении эмоционального подъема. созданы в своеобразном соревновании с произведениями прославленных итальянских и фламандских мастеров, его «Даная» возникла, очевидно, как своеобразная параллель к «Данаям» Тициана.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Реалистические искания молодого художника в полной мере сказываются как в выборе, так и в трактовке его ранних пейзажей. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Якоб ван Рейсдалъ. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. В Эрмитаже есть несколько его работ, среди которых и «Пейзаж с охотниками», где животные изображены на фоне природы.
Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Скорее всего ван де Велде делал с натуры небольшие эскизы и наброски.
Маркс и Ф. Энгельс. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Он представлен в Эрмитаже большим полотном «Охота на, оленей» и четырьмя маленькими картинами из которых наиболее самостоятельна – «Лошади на пастбище».
Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. В качестве образца применения классицистических форм в торговых постройках может быть названо здание городских весов в Гауде (1667 архитектор П. Пост). Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Дома горожан были полны картинами, малоизвестные люди владели ценнейшими собраниями. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные ноболыпие домпки сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями.
Виппер: «Здесь все другое, все мягче, благозвучней. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. В них присутствует красочность и линеарная манера письма.
В его картинах деревья, кусты, строения, прекрасно прочувствованные в своей объемности, выдвигаются ближе к переднему плану, становятся благодаря этому более мощными и крепко спаиваются в продуманный, но строго реалистический комплекс форм. Равнинный характер природы Голландии обусловил и показательнейшую для ее живописи схему построения пейзажа, ничем не ограничиваемого с краев имеющего очень низкий горизонт и отводящего небу более чем две трети площади картины. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж Дорога на опушке леса (рис 4). Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Крупнейшему голландскому архитектору я скульптору первой половины 17 в. Хендрику де Кейсеру принадлежит пышное надгробие принца Вильгельма Оранского в дельфтской Новой церкви (1614—1622). Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента.
В композиции преобладают стихийные силы. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. В Речке в лесу — одном из лучших произведений 1660-х годов — Ройсдаль вводит зрителя в глубь лесной чащи.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Предметы, фигуры, здания по мере удаления теряют четкость очертаний, становясь почти невесомыми. Круг портретируемых в произведениях художников 15—46 вв. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе).
Такая система придавала фасадам одновременно и тектоническую и декоративную выразительность. К числу лучших относится «Пейзаж со св.
В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Эльсгеймер был также одним из создателей классического пейзажа эта линия его творчества оказала большое воздействие на голландских мастеров академического направления — Корнелиса ван Пуленбурга (1586 — 1667) и других изображавших античных героев и нимф на фоне классического пейзажа с горами и руинами.
использовании эффектных ракурсов. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. В других источниках указывается количество 600. Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела.
Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Его картины оценивались довольно высоко.
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. 1638). Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. К этому времени относятся многочисленные виды немецкого замка Бентхойм, привлекшего Рейсдаля своим живописным расположением, рисунок кистью города Ренена и ряд других пейзажей, свидетельствующих не только об изменении тематики, но и о новых чертах художественного восприятия автора. Групповой портрет — жанр, чрезвычайно специфический именно для голландского искусства, — разделялся на три вида: портреты изображающие членов стрелковых обществ (то есть бюргерской милиции, сыгравшей важную роль в борьбе республики за независимость), портреты регентов (попечителей) благотворительных учреждений (сюда же могут быть отнесены портреты цеховых старшин) и, наконец, портреты ученых.
В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Это очень ярко отразилось на городской планировке.
Вауверман имел много учеников и еще больше подражателей и последователей. Ближе всего к манере художника работал его младший брат ПИТЕР ВАУВЕРМАН (Харлем, 1623 – 1682, Амстердам). В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Нюрнбергская картина «Апостол Павел» (ок.
Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Самым известным мастером реалистического пейзажа, несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Вторая существенная особенность портретного искусства Хальса — изображение человека во всей его жизненной естественности и характерности. Характерно, что сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние идеально обобщенные формы воплощения и трактуются нередко с той же степенью жизненной конкретности, что и бытовые картины.
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. 3). Если в новых жанрах — портрете, жанровой картине, пейзаже, натюрморте — достижения голландского реалистического искусства первой трети 17 в. очевидны, то живопись на библейские и мифологические сюжеты, некогда имевшая преобладающее значение, в этот период оказалась самым отсталым жанром.
Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, найдешь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого» («Мысли Рембрандта изложенные Хоогстратеном в письме к брату». - «Мастера искусства об искусстве», т. 1, М., 1937, стр. Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей специальностью. Они возвышаются на темном прпгорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера.
Надгробный памятник в церкви в Миндвольде работы мастера второй половины 17 в. Ромбоута Вергюльста (1624—1696/98) более измельчен и декоративно прихотлив по своим формам. Фантастические по общему замыслу, в деталях эти пейзажи очень конкретны и правдиво передают те или иные подробности горной природы (например, «Скалистый пейзаж с водопадом»).
Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян.
Зимний день.