Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.
Голландский натюрморт поражает богатством тем. Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. Факты, которые я приводила в комментариях – это вольный пересказ фрагменов монографии Голландский натюрморт VII века в собрании Государственного Эрмитажа Е. Ю. Фехнера. Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
Голландский натюрморт всегда узнаваем, всегда популярен, несмотря на смену художественных стилей и эстетических вкусов. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса (около 1580— после 1632). Отличительными особенностями Голландского натюрморта являются его небольшие размеры, так как в основном покупали их для украшения люди из среднего сословия иногдазажиточные крестьяне. Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени. Голландские художники для натюрмортов выбирали разнообразные предметы, прекрасно соединяли, выявляя особенности каждого предмета, его внутреннюю жизнь, связанную с жизнью человека.
Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек. В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками.
Что касается других видов натюрморта, следует вспомнить картины круга Яна Давидса де Хема, одного из крупнейших голландских мастеров натюрморта, долгое время работавшего в Антверпене. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта81. В 17 веке в голландском натюрморте появился череп, как символ бренности бытия.
1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи. Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых. Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью. Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.
Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Голландский натюрморт – уникальное явление в истории живописи. Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. В голландском натюрморте всегда присутствует особая спокойная созерцательность и нежная любовь к передаче подробностей, деталей.
Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение. Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы. Новые существенные изменения произошли и в голландском натюрморте – в нем окончательно побеждают декоративные тенденции.
Главной задачей Голландских художников являлось: привлечь зрителя необыкновенной красотой натюрморта с фруктами, развить в человеке чувство восприятия прекрасного, заставляющее думать и размышлять о красоте окружающих их вещей, привычных взгляду неодушевленных предметов.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. А также кучу других товаров: серебро из Франции изделия из стекла из Венеции, фарфор и шелк из Азии. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века.
Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство.
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму). В 1640-х гг. Строже и спокойнее становится его палитра.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Здесь нет главного героя. было и разделение труда по операциям) создавал основу картины – делал гладкий подмалёвок, на котором уже примерно было понятно где какие цветы-фрукты планируются быть. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Сохранились документы, свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами и живописцами.
Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Голландия стала лидером среди прочих. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Стожарова с изображением льна.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
— Амстердам). Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Большинство авторских картин натюрмортов это картины маслом написанные на холсте. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок.
При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Пчелы символизируют страсти Христовы, а бабочки – воскресенье и бессмертную богоподобную душу. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Справа в глубине изображена таверна.
И главный акцент на картине попадал на различные предметы.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. 3).
Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Художник (или художники т. к. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. В 40 – 50-е годы бытовая живопись является одним из главных жанров, авторы которого в истории обрели наименование малых голландцев то ли за безыскусность сюжета или же из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов— атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы и т. д.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Замечательна его «Цыганка». Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин изысканно разложенные на блюде плоды. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Веретена висят на стене. И эту картину понемногу дописывал в течение года: например весной писал на картине весенние цветы, летом – летние, осенью – фрукты.
От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений.
Голландские художники создавали впечатление естественного беспорядка в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, – от сложных и многопредметных до лаконичных. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские.
Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Заканчивают натюрморт, обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св.
При необходимости цвета уточняют. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Но к передаче формы может быть и другой подход. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Голландский натюрморт написанный маслом на холсте – это великое открытие художниками красоты мира, уникальных творений природы, вещей с их неповторимым разнообразием и богатством.
Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Теперь обратим внимание на задний план. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части--блик Определив основные цветовые отношения постановки, переходят к детальной проработке объемных форм. Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. в стране намечаются признаки перелома.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. О жизни Халса известно немногое.
Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Нарисованных голландцами букетов в реальности быть не могло, так как все цветы в букете изображались ими в единичном экземпляре и многие из запечатленных растений цвели в разное время года. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Теперь обратим внимание на задний план.
Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637). Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника.
Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Вершиной творчества голландского реализма является Харменса ван Рейна Рембрандта, отличавшийся необычайной жизненностью и эмоциональностью, глубокой человечностью образов, большой тематической широтой. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
1680). Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.
Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.
Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Создателями более демократического варианта завтраков были харлемские художники В. К. Хеда и П. Клас.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. 1 столетия.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Композиция стала спокойной и строгой. Этим добиваются целостности впечатления от постановки.
Каждый цветок имел свое символическое значение и помещался на картину в соответствии с художественным замыслом, а не правдой жизни. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты).
Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Предметы имеют строго определенное место и значение. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. В Завтраке с омаром В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я. Д.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. За ними стоят деревянная чаша-братина, берестяной туесок, которые своей массой и цветом подчеркивают и легкость спелого льна и белизну полотенца. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от кухонного до роскошного. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Т. е. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Каждый предмет пишется тщательно.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Другие символы спасения — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693).
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Справа в глубине изображена таверна.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. В XV–XVI вв. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. Отказ от них — один из способов спасти душу. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь два их вида: щука и окунь.
Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Сказанное относится даже к монументальной живописи, которая не являлась сильной стороной голландского искусства и где, казалось бы, больше был открыт доступ иностранным влияниям.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
Что такое натюрморт (nature франц. - мертвая природа) (вид станковой живописи), как правило это изображение неодушевленных предметов (фрукты, букеты цветов, дичь, предметы повседневного быта, всевозможная утварь, фарфор, стекло) всегда существовавших в окружении человека в картинных галереях. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы). Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Вспомним натюрморт В. Ф. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
– сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека.
Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Морской улов, вываленный из корзины на берег, включает – помимо рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд.
Центральным предметом композиции мог стать пучок спаржи, ломтик лимона, ягоды крыжовника— скромные, повседневные предметы. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна.
Расцветает культура. Крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах Европы. Пример тому – работа Рейчел Руиш. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Его вельможи держат себя так же раскованно, как и представители низших слоев общества, которые на картинах Халса изображены жизнерадостными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства. :) Не верьте написанному в инете) – это цитата из современного реферата по курсу История зарубежного искусства, который называется Сравнительная характеристика голандского и фламанского натюрморта. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.