Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи – раздел Культура, Середина XviI Века Время Наивысшего Подъема Голландской Пейзажной Жи.
Этому в значительной мере способствует возрастающая широта манеры технического выполнения. На рубеже раннего периода творчества предстает одно из самых знаменитых его картин «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой гильдии. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы.
Главное достижение голландского искусства 17 в. – в станковой живописи. Подлинных произведений Вермера мало, только немногие музеи обладают небольшими и всегда драгоценными картинами Дельфтского мастера. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Зимний день.
Георгия» (1510г., Старая пинакотека, Мюнхен), «Пейзаж с замком Верт» (ок. Адриана и св. 1655-1660 «Болото»), Ян Вермер Делфтский («Вид Делфта», ок. 1660 «Уличка», ок. В издании о коллекции голландской пейзажной живописи в Государственном Эрмитаже Е. Ю. Фехнер (1963) посвятила отдельную главу полотнам итальянистов.
Основателем этого переходного направления, как показал уже ван Мандер, является Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607), с которым нас ближе познакомил Спонсель. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. — прозвучало в ответ» 20. Однако он рано вступил и на художественное поприще. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. В дальнейшем Виллем Кальф жил и работал главным образом в Амстердаме. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Здесь, стесненный в своих берегах, бурлит поток. Ни одного яркого пятна. Хаубракен утверждал также, что «в век Пуленбурга ценились лишь те из художников, что п видели Рим». Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. С неослабевающим интересом передавали художники незатейливые виды родной природы: холмистые гряды дюн, далекие просторы широко разлившихся рек с раскинувшимися на их берегах городами, проходящие у хижин проселочные дороги.
«Итальянские голландцы» расценивались критиками второй половины XIX века как направление, противоречившее реалистическим достижениям национальной школы.
40-60-е гг. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж Дорога на опушке леса) (рп 4). Э. ванн дер Пул, С. Де Влигер, Соломон ван Рейсдал, Я. Порселис, Альберт Кейп, Паулюс Поттер («Ферма», Поттер – основоположник жанра «пейзаж с животными») – все они стремились запечатлеть красоту окружающего мира во всех его проявлениях.
Историю. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Адриан ван Остаде (1610—1685) – явился наиболее крупным по своим живописным достоинствам в изображении крестьянского быта. Римская среда, органично сочетающая в себе архитектурные ансамбли разных эпох – от живописных античных руин и величественных ансамблей Ренессанса — до напряжённых и витиеватых силуэтов зданий барокко, производила на голландцев подобие «культурного шока», предоставляя неисчерпаемый по разнообразию» художественный материал. Осталось примерно 50 его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Пейзажные мотивы Винсента ван Гога («Ночное кафе в Арле», 1888) полны мрачного и трагического чувства.
Па переднем плане – поваленный ствол дерева. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. В своём очерке о Яне Боте для многотомного издания «Thieme et Becker» Е. Мойс сожалел о том, что этот одарённый художник потратил много сил изображая, пейзажи Италии, но обошёл вниманием живописные виды родной-, страны. Картины Саломона ван Рейсдаля этих лет близки по мотивам произведениям Гойена, от которых, однако, они несколько отличаются большей определенностью в передаче форм деревьев, зданий и несколько иной красочной гаммой.
Опять выбран тихий уединенный уголок, по-прежнему уходит вглубь дорога но основной характер композипии определяется уже не этим, а нависающим над дорогой полу засохшим деревом.
– расцвет живописи, прославляющей спокойный бюргерский быт Голландии, размеренное повседневное существование. Многие лица просто плохо «прочитываются» в резкой светотени, в контрастах густых теней и яркого солнечного света, на кт выходит отряд (в 19 в. картина так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда и неправильное название.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет.
Виппер придерживался общепринятой в 1950-1960 годы концепции «вредного» влияния итальянизма на национальную голландскую школу живописи. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Все дополняется интенсивной красочностью: изумрудный цвет зелени, голубизна неба, красочная одежда Ильи.
В других источниках указывается количество 600. Высказывания Констебла, пожалуй, с наибольшей полнотой отразили дух максимализма, витавший в воздухе романтической эпохи. Немаловажное значение в становлении пейзажной живописи имеют миниатюристы. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха.
Голландия превратилась в колониальную державу. Увлеченный передачей воздуха и дали, художник почти лишает реальный мир конкретной осязаемости.
Масштабные закупки картин итальянистов в русские коллекции были продиктованы вкусами эпохи рококо, видевшей во многих из них (особенно в- Берхеме) своих непосредственных предшественников.
По теме диссертации был прочитан доклад на тему «О стиле пейзажей Яна Баптиста Веникса» на конференции «Стиль мастера», прошедшей в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств в 2008 году. Однако он рано вступил и на художественное поприще. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. В диссертации исследуются принципы изобразительных средств голландских итальянистов, которые базировались на прочной системе художественных приёмов и эстетических принципов голландской школы живописи XVII века. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют.
3). Ему поможет только пристальное изучение картин и постоянное сравнение искусства с природой. Они возвышаются на темном прпгорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
интерес к наследию итальянизирующих голландцев вполне согласуется» с общемировой тенденцией внимания к мастерам, со временем попавшим в так называемые «второй» и: «третий» ряд. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Полотна Жоржа Сера («Парад», 1888» «Цирк», 1900-1901) и Поля Синьяка («Сена. Недаром его считали предшественником рококо.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете.
отечественными музейными специалистами. Немногочисленные, небольшие, удачно расставленные фигуры людей находятся в полной гармонии с простыми мотивами природы. Зимний день. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. и ветвями, вырисовывающимися на фоне неба. В начале XX века наблюдается возвращение исследовательского интереса и переоценка творческого наследия итальянистов.
Однако в середине XVII в. уже ясно начинают обозначаться противоречия между реалистическими устремлениями представителей передового искусства и господствующими в буржуазных кругах идеалами. Вермер, несомненно, один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Новое отношение к природе возникло в искусстве во второй половине XVIII столетия. Предметы, фигуры, здания по мере удаления теряют четкость очертаний, становясь почти невесомыми. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба — в левой.
Историю голландской живописи 17 в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Хальса (1580-1666 гг. ) Его деятельность почти целиком прошла в Гарлеме. Это будет худшим из того, что вы могли бы сделать. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Небольшие монохромные пейзажи с национальной тематикой первой трети XVII века, вскоре стали казаться слишком скромными на фоне возраставшего буржуазного «великолепия» и постепенно выходить из моды.
Это главным образом пожилые женщины и старики-евреи. В некоторых работах намечаются импрессионистические приемы колористических решений.
Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Но голландскому живописцу чужд классический дух, которым пронизаны построенные на гармоническом соотношении масс пейзажи его французского собрата.
Этот прием станет главным в творчестве художника. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Изображен песчаный берег, на который, постепенно затихая, набегают волны с легкими в брызгами пены на гребнях.
Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. С позиций монументального искусства изображает величие и скрытую мощь природы Поль Сезанн («Дом повешенного», 1873 «Дом доктора Гаше в Овере», 1873 «Улица», 1875-1876 «Вид Овера», ок.
Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Высокое небо покрыто облаками.
Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. К последнему десятилетию жизни Рейсдаля относятся четыре картины Эрмитажа. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Произведения Ван Лара обрели широкую популярность, что сказалось на всеобщем увлечении римскими художниками «бамбоччатой» (от прозвища художника «ВатЬоссю» -от итал. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Ощущение своеобразной прелести подобных небольших, взятых из окружающей действительности видов сельских местностей отличает с самого начала искусство Рейсдаля.
В этих картинах все очищено от преходящего, случайного. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
Его произведения, по словам Гете, радостны для глаза, пробуждают внутреннее чувство, возбуждают мысль и, наконец, выражают определенные понятия. Работа «Пейзаж с пророком Ильей» в ней он наоборот все тщательно детализирует. Мирное существование человека на лоне природы — основная тема ранних картин Рейсдаля, что и сообщает его произведениям этих лет идиллический характер. К концу сороковых или началу пятидесятых годов нужно отнести подписную, но не датированную картину «Пейзаж с путником» рис. Какие цели преследовали голландские итальянисты, отправляясь в Италию. 1650), Мейндерт Гоббем («Водяная мельница», 1660-ее Аллея а Мидделхарнисе», 1689 «Развалины замка Бредероде», 1671) – каждый по-своему, с присущими только им особенностями и жанровыми предпочтениями, с большим мастерством придавали своим пейзажам глубокую содержательность и значимость.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. У кого Рейсдадь учился живописи – неизвестно. Лучше сожгите их в камине.
Мы сразу видим мастера решающим труднейшую проблему группового портрета. Термин «итальянизирующий» в современном искусствознании возник в первой половине XX века. Им остались чужды и широта диапазона художественных интересов Рембрандта и глубокий психологизм его творчества.
Будучи хорошо знакомым с тенденциями современного ему европейского искусствознания, он также писал: «Художники эти не пользуются большим уважением современной критики: В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи» 51. контрастов. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Все предметы чинно расставлены на столе. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Все вышесказанное вполне можно отнести к его «Пейзажу с радугой», на котором художник изобразил уходящие вдаль бескрайние просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями.
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Показанные крупным планом деревья или скалы приобретают объемность и убедительность. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы. Цвета предметов получили большую определенность, не выходя за пределы обычных у Ройсдаля оливковых, коричневатых и зеленых тонов. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. В композициях военные суда заполняют чуть ли не все пространство моря. Наряду с Питером ван Ларом, не уступавшими ему в значении и яркости своих дарований итальянистами, были Херман ван Сваневелт и утрехтский пейзажист Ян Бот. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев. А в просвете между стволами сквозят другие деревья, уводя глаз все глубже и глубже—туда, где за маленькой фигуркой охотника видны дальние поля. 1660 г., Эрмитаж).
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Еще в кругу Хальса, где сложился и Адриан Браувер, фламандский художник, сформировался отчетливый интерес к темам из крестьянского быта. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. Кроме подобных мелкофигурных картин Остаде часто писал в более крупном плане строго реалистические полуфигуры представителей различных ремесел. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Снег», 1872/1873 «Вид Понтуаза», 1868 «Набережная Потью», 1868 Дорога в Лувесьене», 1872), Альфреда Сислея («Мост в Вильнёв-ла-Гаренн», 1872 «Мороз в Лувесьене», 1873 «Малая площадь в Аржантёйе», 1872) отражают неподдельный и живой интерес живописцев к изменчивой световоздушной среде.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. 8), созданная, видимо, в начале 1670-х годов. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
Было бы вернее сказать про позднего Р., что его цвет «светозарен», так как в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. Обобщенная трактовка дали контрастирует с выпиской деталей первого плана. Увеличение доходов приводило к накоплению свободных средств. 1- Возникшая годом позднее картина Крестьянские домики в дюнах) (рис.
Зимний день. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине.
Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод. Также привлекались данные иконографических исследований тех произведений, в которых немаловажное значение имел литературный (мифологический или библейский) сюжет, что было особенно характерно для произведений мастеров классицистических направлений -идиллического аркадского и классического пейзажа. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
Главный ценитель офортов Сегерса и талантливый пейзажист, Якоб ван Рёйсдал, тоже иногда обращался к технике офорта. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности.
Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. 1520-1525гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Б. Р. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Прежде всего, он характерен, для музейной практики и находит выражение в экспозиционной деятельности. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Однако заказы художник получал преимущественно на пейзажи с водопадами, которые вошли в моду после поездки Эвердингена в Скандинавию. Его работы это принцип искусства переходного времени XVII века. Мы можем это увидеть на картинах таких художников, как И. Патинер (Нидерланды) и А. Альтдорфер (Германия). К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж «Дорога на опушке леса» (рис 4).
Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер изображали сцены частной, повседневной жизни. Картины Саломона ван Рейсдаля этих лет близки по мотивам произведениям Гойена, от которых, однако, они несколько отличаются большей определенностью в передаче форм деревьев, зданий и несколько иной красочной гаммой. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.
Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. На первых картинах художники изображали морские баталии, кораблекрушения, военные события.
Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Первая крупная экспозиция «Нидерландские итальянизирующие мастера ХУ1-ХУ11 веков» была организована Рейксмузеумом в Амстердаме в 1934 году.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. В. каталоге выставки термин «итальянизирующий» впервые применён в отношении утрехтских жанристов. Стройное деревцо кажется еще тоньше по сравнению с мощным гигантом леса с его полузасохшими ветвями, коряво торчащими вперед.
Ощущение своеобразной прелести подобных небольших, взятых из окружающей действительности видов сельских местностей отличает с самого начала искусство Рейсдаля. Рренелль», 1889 «Константинополь. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Основные темы его картин- были почерпнуты из жизни городской бедноты.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Более ограниченные в средствах любители, были счастливы приобрести картину менее «дорогого» Яна Вейнантса. Вместе с тем, художник умеет пронизать пейзаж единым настроением и выявить своеобразную жизнь передаваемой им местности. У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно.
Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Получили распространение посещения анатомических театров. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж Дорога на опушке леса (рис 4).
восприятия автора. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. 2) отличается сравнительно небольшими размерами.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. В «Очерках- о живописи голландских мастеров» он вовсе обходит вниманием творческое наследие итальянистов25. К этому времени относятся многочисленные виды немецкого замка Бентхойм, привлекшего Рейсдаля своим живописным расположением, рисунок кистью города Ренена и ряд других пейзажей, свидетельствующих не только об изменении тематики, но и о новых чертах художественного восприятия автора. «героические» пейзажи, приукрашенные и вызывающие ассоциации с классической поэзией.
Огромную роль играет свет: световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится любовью и счастьем, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства. Он принадлежал к числу самых значительных литературных деятелей своего времени. Такой цветовой строй картин позволяет правдоподобно и достоверно предавать материальность окружающего мира. итальянистов, начиная с утрехтских мастеров Корнелиса ван Пуленбурга и Бартоломеуса Бренберга и завершая- художниками перешагнувшими рубеж XVIII века (такими как Эглон ван дер Hep, Иоханнес Глаубер) Стехов воссоздаёт весь сложный» путь пейзажа итальянских голландцев, от позднего маньеризма до заката национальной школы. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе (музей в Касселе).
Но сохраняется особенность его колорита с несколько «ядовитой» красочной гаммой, художник с большой тщательностью пишет поросший растительностью холм и сидящего около избы Илью. Зимний день. Наиболее значительная из них— (Морской вид (рис.
Па переднем плане—поваленный ствол дерева. Марии в Утрехте», 1662), Ван дер Хейдена («Вид на Вестер Керк в Амстердаме», ок. Художники стремились показать зрителю природу в ее естественном облике, но возводимую в эстетический идеал. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Голландская живопись своего «Золотого века» имеет ряд уникальных особенностей, продиктованных спецификой исторического развития страны, повлиявшей на эту школу в XVII столетии. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Весь XVI век был строгой «итальянской» школой, научившей- голландцев широко «видеть натуру, правильно рисовать и находить мягкие сочетания красок.
пузырь, толстый ребёнок). Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с т. н. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
Начальная фаза искусства Хальса не выяснена. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж «Дорога на опушке леса" (рп 4).
Живописное мастерство и композиционная находчивость группировок идут в этих портретах рука об руку с необычайной остротой характеристик. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Портрет офицера (1624, Лондон, собрание Уоллес), покачивающийся на стуле «Гейтгейзен» (конец 1630-х гг., Брюссель, картинная галерея), «Цыганка» (конец 1620 гг., Лувр) или так называемая «Гарлемская ведьма», — «Малле Боббе» (Берлин) могут быть названы как характерные примеры его острого и часто задорного искусства. Голландский художник. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Основной особенностью- живописи Голландии было преобладание в ней так называемых, «малых» жанров: портрета, натюрморта, бытовой живописи й, конечно, пейзажа, который в силу своей демократичности, занимал среди них ведущее место. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Он пишет одну за другой картины изображающие стрелков корпорации св. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
(9)Развитие пейзажной живописи шло в эти десятилетия в направлении все более внимательного и вдумчивого изучения окружающего мира и поисков новых возможностей его реалистического отображения. Одним из первых, кто обратил внимание на современных голландских пейзажистов стал секретарь, штатгальтера Фредерика-Генриха Оранского: – Константейн Хёйгенс (1596-1687). Матфей Бриль, родившийся в 1550 г. в Антверпене и умерший в 1584 г. в Риме, впервые перенес стиль Конинкслоо в Италию, где его брат Павел Бриль (1554-1626) развил его дальше, примыкая к Карраччи, раньше которых мы не можем говорить об этом мастере. Все элементы картины тесно связаны между собой.
Зимний день.
Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Р. оставил после себя 2000 рисунков. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому.
С именами этих прежде забытых мастеров стали связывать основные достижения голландского искусства в пейзажной живописи. Английский художник охарактеризовал их творчество, назвав «смесью черт голландской и итальянской национальных школ, в которой каждая из них, утратила присущие ей достоинства». Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности.
даже в его пространной монографии «Рембрандт и его современники», оказавшей значительное влияние-на взгляды нескольких поколений «специалистов в области голландского искусства. Мастер начинал экономить на красочном сырье, оставляя на палитре лишь несколько самых необходимых цветов.
Ни одного яркого пятна. (6)Сражение между испанским и голландским флотами в 1573 году, битва при Гибралтаре 1607 года. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
стволами и изумрудной зеленью листвы. Так было с «Данаей», кт он написал еще в 1636 г. Обращаясь к картине в 40-е г., художник усилил эмоциональное состояние. Он то прибегает к вытянутому по вертикали формату, строя пейзаж уступами вверх, то развивает композицию вширь, объединяя на первом плане воду, камни и деревья. Неоднократно упоминая имя Яна Бота, он относил его к числу крупнейших пейзажистов своего времени, называя «фениксом о пейзажной живописи».
Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей спенпальностыо. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. К стилю Брегеля с его манерой изображать деревья посредством мелких точек, с яркой зеленью, примкнул пейзаж мехельнской школы, со старейшим своим мастером Хансом Болем (1534-1593).
Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Ранний период деятельности Якоба ван Рейсдаля падает на конец 1640-х и 1650-е годы. Вкусы новоиспечённой торговой «аристократии» стали одним- из факторов, определивших развитие национальной школы живописи, начинавшей больше присматриваться к достижениям1 иностранцев.
В 1640-1645 годах работал во Франции, с 1653 – в Амстердаме. Данное исследование посвящено творчеству голландских итальянистов XVII столетия. 40-50-е гг. Пейзаж, подобно портрету, картине на бытовой сюжет и натюрморту, перестает играть второстепенную роль, являясь красивой декорацией в произведениях «высокого» жанра, которую он выполнял в предшествующем веке.
Бриганти (1950), посвященная Питеру ван Лару и его подражателю — академисту Микеланджело Черквоцци30. Возникают различные по своей тематике композиции: лесные пейзажи создателя этого жанра (4) Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), тирольские ландшафты Руланта Саверея (1576-1639). Художники Ян ван Гойен («Мельница у реки», 1642 «Колодец», 1633 «Голландский порт», ок. 1650), Филипс Конинк («Пейзаж с дорогой у реки», 1655), Мейндерт Гоббем, Альберт Кейп («Пастух с коровами на реке», 1650-ее), Саломон ванн Рейсдал («Речной пейзаж», 1646), Якоб ван Рейсдал («Еврейское кладбище», после 1670 Лес», ок.
Взгляды Александра Бенуа в то время действительно «можно назвать оппозиционными. Среди наиболее ярких представителей – Ян Вермер, братья Остаде (Адриан ван О. и Изак ван О. ), Герард Терборх, Ян Стен, Габриэль Метсю). 1658), Арт ван Дер Нер («Пейзаж с рекой. Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Виппер, справедливо- рассматривал1 1640-е годы «переходным периодом» в, развитии национальной школы живописи. Каталог содержит краткие биографии художников, основой для которых послужили- сведения, почерпнутые из упомянутого выше издания Хаубракена, а также списки всех сохранившихся на тот момент произведений этих живописцев. Этот знакомый также по другим картинам Рейсдаля мотив играет существенную роль в композиции.
Па переднем плане — поваленный ствол дерева. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. По мнению исследователя, голландским итальянистам удалось «создать запоминающийся, более живой и даже более правдивый облик итальянской природы» и служить для искусства всей Европы «проводником передовых эстетических взглядов голландского реализма» 55.
XVII столетие было временем блестящего расцвета европейской пейзажной живописи. Ни одного яркого пятна. де Велде как не уступающие работам фламандского итальяниста-. В картинах этого жанра будто ничего не происходит.
С изменением жизни голландского общ-ва во 2 пол. Выделяя три поколения. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Если в своих: ранних произведениях Рейсдаль стремился к гармоничному сочетанию всех частей, то теперь основное настроение пейзажа создается путем удачного использования контрастов. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. 17 в. голландцы создали особый тип небольшой мелокофигурной картины.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Благородная идея любви к страдающему человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Так, например, для изобразительного языка мастеров аркадского пейзажа было характерно использование символики цвета, зачастую помогающей раскрыть смысловое содержание литературного сюжета. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
К этому именно периоду относится зрелое, проникновенное и вместе с тем ясное и простое, несмотря на всю изощренность техники искусство Вермера Дельфтского. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Хальс не психолог: душевная жизнь его моделей обычно проходит для него мимо. Небывалый расцвет «малых жанров» объясним главенствовавшим в сознании голландского среднего класса протестантизмом, ориентированным на самого человека и его личную ответственность перед Богом и людьми.
Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Теперь художники стремились к большей конкретности изображения природы. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева.
Мужчины, женщины, дети портретируются им с одинаковым ощущением живого образа («Портрет молодого человека с перчаткой», ок. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Но как различны при этом их форма и фактура. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Вечер», ок.
В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. («В деревенском кабачке» 1660). Но современный интерьер-требовал и соответствующей живописи.
В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. Многих представителей пейзажной живописи наблюдается интерес к передаче животных. Светлые стволы выступающие на темно-оливковом фоне листвы в правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего неба—в левой.
«Болото» — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу.
Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Вот таким образом 1625-1632 годы обычно наз. Так, характеризуя почву, художник по густо наложенным краскам наносит обратным, деревянным концом кисти зигзагообразные, короткие и глубокие борозды.
Ни одного яркого пятна. 1649 г. ), «Три креста» (1653), портреты Лутмы (1656), Харинга (1655), Сикса (1647), а также пейзажи известные под названием «Три дерева (1643) и «Поместье весовщика золота» (1651). Были и родственные им мехельнские художники, Лукас ван Валкенборх (около 1540-1622), пейзажи которого написаны большей частью ради них самих его брат Мартен (1542-1604), его сын Фредерик ван Валькенборх (1570-1623), картины которых можно лучше всего изучить в Вене.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стэн (1626-1679). Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Он был ознаменован приездом в Рим харлемского живописца Питера ван Лара. Обе были наследницами художественных традиций Нидерландов – европейской страны, на территории которой к тому времени образовалась католическая Фландрия, названная так по имени самой значимой провинции (на сегодняшний день это территория Бельгии и Франции). В числе характерных особенностей итальянских влияний выделены лишь несвойственные голландской национальной школе «декоративность, приукрашенность и идеализация в трактовке южной природы и особенно бытовых сцен» 54. Маленький «Зимний вид» (1646, Кассель) изображающий в свете ясного морозного дня крестьянский двор и несколько фигур на глади замерзшего канала, по тонкости чувства и правдивости зрительного восприятия служит одним из совершеннейших образцов реалистического пейзажа голландцев.
Вернее всего предположить, что Водопад) исполнен в конце 1660-х годов после Болота) и Речки в лесу), так как героические мотивы звучат в нем менее сильно. Каждое дерево имеет свои особенности роста, каждое по-своему протягивает свои ветви навстречу свету. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Так же, как в картине 1646 г. Домик в роще, в центре видна группа деревьев. В тесной связи с голландским пейзажем находится анималистический жанр.
Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще», в центре видна группа деревьев. Мирное существование человека на лоне природы—основная тема ранних картин Рейсдаля, что и сообщает его произведениям этих летпдиллический характер. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Они идеализировали природу и создавали т. н.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Нигде но раскрывается вид вглубь. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Об этом свидетельствуют многочисленные работы Паулуса Поттера (1625—1654) и Альберта Кейпа (1620—1691). Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. - В Речке в лесу) (рис. Тем не менее, все его образы имеют вполне индивидуальный характер. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно на колене одного из регентов. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Произведениями Гойона завершается один этап развития голландского пейзажа, появление картин Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма, будь это лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Ганс Вредеман де Врис (1527-1604) выступил с изображениями галерей в стиле ренессанса его картины этого рода с подписью находятся в Вене за ним его ученик Хендрик Стенвейк старший (около 1550-1603) выступил с готическими церквами, большими залами и мощными каменными сводами его несколько сухо, но отчетливо нарисованные внутренние покои отличаются глубокими тенями и утонченной светотенью.
«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Ни одного яркого пятна.
Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Он является создателем национального голландского пейзажа. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
положительное явление. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Вместе с тем, художник умеет пронизать пейзаж единым настроением и выявить своеобразную жизнь передаваемой им местности.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Пленэрные пейзажи Клода Моне («Зейдерекерк в Амстердаме», ок. 1874 «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 «Вокзал Сен-Лазар.
Об этом свидетельствуют следующие работы: «Лесной пейзаж с битвой св. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Все элементы картины тесно связаны между собой. Нигде но раскрывается вид вглубь.
3). После Мюнстерского мира с Испанией в 1648 г., окончательно закрепившего самостоятельность Голландии, преисполненная сознанием своего значения, буржуазная верхушка стала противопоставлять себя другим слоям населения. Поттер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа («Собака на цепи»). И в том и в другом случае для Бакгейзена (1631—1709) нет трудностей. Все в них полно жизни и движения. С его именем связано основание в 1623 году своеобразного содружества северных художников называвших себя «Перелётными птицами» («ВегЛуиеек»). Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности.
Примером такой картины является полотно итальянского живописца Стефано ди Джованни, также известного по прозвищу Сасетта – «Шествие волхвов» (I пол. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. По рембрандтовым офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников, если те обращались к этой технике. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом.
Художник избирает близкую точку зрения, благодаря чему зритель как бы втягивается в изображение. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. К числу особенно знаменитых принадлежат «Христос исцеляющий больных» (так называемый «Лист в сто флоринов», ок.
Конец XVI столетия принес существенные изменения понимании природы. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. 30-е годы – время наивысшей славы, путь к кт открыла для живописца эта картина, кт считается групповым портретом и носит еще одно название «Урок анатомии». Подобный выбор темьь представляется актуальным.
Именно вот таким образом голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами» (обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты). Исключение представляет творческое наследие «утрехтских караваджистов», оказавших большое влияние на национальную школу в период её расцвета в 1650-1660-х годах и контактов живописцев Харлема с Питером Паулем Рубенсом1. Нигде не раскрывается вид вглубь. – Пейзажи итальянизирующих голландцев продолжали оставаться в моде до середины XIX века. На волне увлечения импрессионистами, академическое искусство постепенно забывалось. 1874).
Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. С 1829 года в свет начал выходить фундаментальный труд известного художественного критика Джона Смита – «Критический каталог наиболее значительных голландских, фламандских и французских 18 мастеров».
Так как этот последний, скончался в 1672 г., то можно с достоверностью сказать, что картина Рейсдаля возникла до этого срока. Внимания заслуживает статья Дж.
1603-1669) еще много декоративности и художник еще связан со старыми традициями, то выступивший в 1620-х годах со своими видами моря Ян Порцеллис (1584-1632) справедливо считается подлинным основоположником марины в западноевропейском искусстве. Первый биограф- нидерландских и немецких мастеров художник Карел ван Мандер предваряет жизнеописание Матиаса и Иауля Брилей следующими словами: «Обольстительный и привлекательный город Рим как будто создан для живописцев и блестя украшающими его произведениями искусства, он, в числе других, уловил в своисети братьев Матиаса и Пауля Брилей из Антверпена». Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции.
Ибыл страстным собирателем произведений искусства. Однако он рано вступил и на художественное поприще. И, возможно из-за этого произошла многообразная дифференциация по жанрам. Живое непосредственное впечатление от действительности, увиденная художником красота этого интимного уголка – вот что определяет характер изображения. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты.
Известно, что при распродаже-знаменитых коллекций графини де Верю в 1737 году и Жана, де Жюльена в 1767, цены за «великолепные» картины Берхема и Ваувермана более чем в восемь раз превосходили стоимость полотен Рембрандта16. Однако в середине XVII в. ужо ясно начинают обозначаться противоречия между реалистическими устремлениями представителей передового искусства и господствующими в буржуазных кругах идеалами. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник, так характеризует голландца великий немецкий поэт. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). А. С. Пушкина в Москве, а также произведений хранящихся в зарубежных коллекциях. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, – все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности.
Крупнейший художник рококо академик живописи Жан-Батист Удри (1686-1755), восхищаясь достоинствами одной из картин Николаса Берхема изрёк: «Un seul des tableaux de ce brilliant artiste peut tenir lieu, sur ce point, d un cours complet de pratique» («В картине этого блестящего мастера есть всё, чему можно научиться живописи на практике») 10. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Смягчен также контраст между светом и тенью, в изображении дальних планов преобладают более спокойные мотивы. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста.
Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще", в центре видна группа деревьев. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Нормандский поезд», 1877 цикл «Руанский сабор», 1892-1894), Камиля Писсарро (Дорога на Жизера в Понтуаз. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Георгия (Гарлем, Музей Франса Хальса), где с неподражаемой легкостью переданы и оживленность многолюдного собрания и яркость типов каждого из присутствующих.
Болото (рис. Деревья отражаются в глади вод, а спереди — водоросли, кувшинки уже затягивают болото, покрывая его зеленью листьев. Постепенно марина отходит и у художников пробуждается совсем другой интерес к морю. Новыми героями для него явились Паулюс Поттер, Якоб ван Рейсдал и Алберт Кейп.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. В анализе картин Берхема Ю. И.
Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. 35 природы. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. в галерее Лихтенштейна достаточно его обрисовывают.
Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Немногочисленные, небольшие, удачно расставленные фигуры людей находятся в полной гармонии с простыми мотивами природы.
Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке.
В годы зрелости (50-е г. ) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден).
Лазарев). Также впервые он писал, о современных голландских пейзажистах. за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, —все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности.
Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Дворик»). Однако обращение Рейсдаля к тематике севера нельзя объяснять лишь соображениями заработка. Известный историк искусства Б. Р.
Все элементы картины тесно связаны между собой. И тот и другой наряду с картинами изображающими животных, пасущихся или отдыхающих под открытым небом («Ферма» Поттера, Эрмитаж, 1649), писали также отдельные их экземпляры крупным планом. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
Им он посвятил отдельные главы своего эссе «Старые мастера». Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. — Нет, сэр. Все в них полно жизни и движения.
Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля Домик в роще) (рис. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Впоследствии итальянизирующими голландскими живописцами или просто «итальянистами» – стали называть всех голландских мастеров, так или иначе соприкасавшихся с Италией3. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще» — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. О другом итальянисте Яне Асселейне биографа писал: «Он был среди первых, кто привил в Голландии светлый и лёгкий стиль в пейзаже близкий манере Клода Лоррена» 9. Излюбленный мотив Кейпа – коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»). Отсюда исключительная выразительность лучших пейзажей Рейсдаля их грандиозность и напряженность.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер.
Уже в первой трети XVII века итальянисты являлись эталоном для оценки достоинств мастеров национального пейзажа. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Но главной темой «малых голландцев» явл-ся все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. До начала 1640-х гг.
Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. В 1682 г. великий голландский пейзажист умирает. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями.
Предметы, фигуры, здания по мере удаления теряют четкость очертаний, становясь почти невесомыми. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629-1689). Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. (7)Если в картинах Абрагама Виллартса (ок. На самом деле, без итальянизма XVI века голландцы никогда бы не дали того великолепия, того совершенства, которое мы видим в XVII веке.
В. силу превратности исторической «судьбы» голландского итальянизма, его проблематика, несмотря на солидное количество работ художников-итальянистов в музеях России, в отечественном искусствознании исследована недостаточно. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Природа у Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении.
Интересна в картине и передача деревьев. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб.
Живое влияние мастера, напротив того, определенно сказалось у многочисленных примыкающих к нему пейзажистов — Филипса Конинка (1619—1688), Доомера (1622—1700) и других. Три картины Эрмитажа, относящиеся к раннему периоду творчества Рейсдаля, почти не представленному даже в музеях Голландии, характеризуют основную направленность искусства юного художника. Рассвет пейзажной живописи в голландской школе относится к сер. Стройное деревцо кажется еще тоньше по сравнению с мощным гигантом леса с его полузасохшими ветвями, коряво торчащими вперед.
Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы.
Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами. Р. имел огромное влияние на искусство.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Следующий период в творчестве голландских итальянистов приходится на начало 1630-х годов. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
В портретах позднего периода (50-60-е г. ) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор. 1522-1530гг., Старая пинакотека, Мюнхен), «Дунайский пейзаж» (ок. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Главными выразительными средствами явл-ся свет и линии. Из-за падения числа заказов, трудного сбыта картин и в особенности небрежности мастера в ведении своих дел Рембрандт испытывал большие материальные затруднения. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы.
Привлекаемый материал позволил сосредоточиться на заявленной теме, а также дать достаточно обоснованное представление о ходе развития жанра пейзажа в голландской живописи «Золотого века». Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Середина XVII века – время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
«Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Виллема Кальфа (1619-1693). «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной.
Но величественности и значительности своих изображений Ройсдаль достигает не путем отказа от многообразия реального мира. дельфтской школой, с именем таких художников как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер (1632-1675) известный в истории искусства как Вермер Дельфтский (прозванный по месту его деятельности). «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь.
Он изображает обычно теневые его стороны («Драка») Как и другие ее представители, он обычно подходит к своим темам всецело в духе идеологии господствующего класса и либо идеализирует действительность, либо видит в крестьянах лишь забавные существа, нравы которых дают повод для смеха и шуток. Так пишет, Ян Порселлис. В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом.
Важно и то, что в и зарубежном искусствознании пока не существует исследований голландского итальянизма в контексте культуры XVII века, в которых прослеживалось бы развитие этого художественного феномена. (3)В охваченных пафосом революционной борьбы нидерландских провинциях окончательно рушились средневековые представления о вселенной и человеке, ломались средневековые устои. 1-- Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах) отличается сравнительно небольшими размерами. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Не упомянуты они.
2) отличается сравнительно небольшими размерами. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. (1)Точка зрения зрителя по отношению к изображенному еще не фиксирована и его взор лишь постепенно, переходя от одного занимательного вида к другому, от ярких тщательно выполненных деталей первого плана к почти так же выписанным подробностями дальних, может охватить панораму широко раскинувшихся ландшафтов.
На раннем этапе композиции отличаются простотой. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в кт художник прославляет человеческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике.
По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Хендрик Аверкамп («Зимний пейзаж», 1620-ее «Зимний пейзаж с конькобежцами у замка», 1608-1609), Эсайса ван де Велде («Проповедь Иоанна Крестителя», ок. Искусство Вермера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии.
В отношении итальянистов Стехов- не придерживается принятой раньше «панголландской» тенденции, в оценке их творческого наследия. В 20-30-х гг.
Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Голландцы гораздо больше внимания начинают уделять украшению дома. Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Кардинальные изменения во взглядах художественных критиков произошли в 1870 годы.
Чуждый тенденциозности, открытый лишь чистому восприятию Бенуа отмечал:«С ребяческой подражательностью «романистов» XVI века они не имеют ничего общего, так же как и со скучной шаблонностью академизма конца XVII века. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. В трёхтомной монографии о нидерландских мастерах живописи, он отмечал, что «итальянские пейзажи были самыми востребованными в его эпоху, что нельзя было сказать о незамысловатых видах голландских деревень» 6.
Живопись Северных Нидерландов, чуждаясь сложности и пафоса исторической и религиозной картины, воспроизводила внешний мир в таком богатстве и сложности наблюдаемых в жизни нюансов, какие вряд ли были бы возможны в каком-либо другом уголке Европы. Впоследствии он распространился также на последователей Питера ван Лара, а затем и на. Это одновременно и справедливо и неправильно. На сложение живописной манеры и композиционных приёмов этих мастеров «значительное влияние оказало знакомство с творчеством жившего в Риме фламандца Пауля Бриля. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы.
К хозяйке только что подошла её служанка. Крепкие деревья небольшими группами возвышаются над кочками, между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Справа в воду упал ствол сломанной березы и кора ее привлекает взор интенсивной белизной. Наша картина -- одно из немногих произведений Рейсдаля, где ясно выступает его своеобразная техника. и особенностях дерева.
Период накопления капитала подытожило подписание в 1648 году Вестфальского мира, окончательно утвердившего независимость Соединённых Провинций. Отдавая в отдельных случаях дань своим романтическим влечениям, он создает наряду с этим захватывающие строгим реализмом подхода картины неприкрашенной голландской деревни. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня).
G) — другое значительное произведение 1660-х годов —несколько проще по своему мотиву. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее.
Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
В 1632 году он переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тульпа». Выбор исследуемой темы не случаен, так как голландские художники, очарованные итальянской природой и архитектурой создали немало блестящих образцов пейзажной живописи в самой Италии и по возвращении на родину. В их картинах руины античных зданий, нагромождения причудливых по форме скал, контрастные сопоставления темных «кулис» из деревьев с легкими по тонам далями даны в красивых, но условных соединениях, далеких от восприятия окружающей действительности. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля Домик в роще) (рис. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер.
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Появились художники, которые работали только в жанре морского пейзажа или жанре городских видов или изображали интерьеры помещений (комнат, храмов). «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Именно фламандцы открыли миру сценки из бытовой жизни обычных людей, крестьян и горожан или бюргеров. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Художник видит свою цель достигнутой, если передаст ширь моря, качающиеся на нем суда и самую воду с наибольшим правдоподобием.
В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Рембрандт обычно рисовал гусиным или тростниковым пером и умел достигать при помощи самых простых приемов исключительной силы выразительности. Все в них полно жизни и движения.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Таков облик Голландии, предстающей перед нами в картине ван Гойена 1645 г. Берег в Схевенингено. Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. Так возникла живопись «барбизонской» школы, представителей которой привлекала возможность передать, как прекрасна жизнь природы (Теодор Руссо, Жюль Дюпре).
Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В них присутствует красочность и линеарная манера письма. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
всех работавших или посетивших Италию голландских пейзажистов. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Вместо традиционной тёмной рамы, картины-обрамляют в золочёные барочные. Цены на произведения итальянистов продолжали расти на протяжении всего века Просвещения. Рембрандт учил своих зрителей любви и прощению. Буржуазия использовала свое политическое могущество не для углубления революционных завоевании, а для подавления демократии.
лейденским периодом его творчества. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Не менее значительное место в графическом наследии Рембрандта занимают рисунки.
Длительный. период изучения этим специалистом наследия- «ЬатЬосЫапй» подытожило издание в 1980 году фундаментальной1 монографии о творчестве наиболее крупных мастеров, работавших в жанре небольшой «пейзажно-бытовой картины31. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
1660 г. ). В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Голландские итальянисты воспринимались творцом национального пейзажа Британии своего рода «изменниками» национальной традиции. В Италии этой эпохи получило развитие иное направление пейзажного жанра. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру.
В этом жанре отметились такие выдающиеся художники, как Симон де Влигер, Виллем Старший и Виллем Младший ван де Велде («Голландский военный флот на якоре в спокойном море», ок. Автором предпринята попытка обобщить обширный фактический и теоретический материал, накопленный в научной литературе, показать причины формирования итальянизма в голландской живописи «Золотого века», проследить его развитие и выявить характерные особенности этого явления. В это время, как он писал, «на основе монохромной живописи предшествующего десятилетия начинают возникать новые, более богатые красочные возможности тонального колорита» 53. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. 3).
Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
1660 «Собор и новая городская ратуша в Амстердаме», 1668). Следуя примеру французов, английские коллекционеры живописи предпочитали пополнять коллекции произведениями Ваувермана или Бота, но практически не проявляли интереса к пейзажам Ван Гойена или Рейсдала. Картина Пейзаж со стадом, всадником и крестьянами.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту (гравюра) и рисунку и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. Посетив в Лейдене мастерскую молодого Рембрандта и Яна Ливенса он, с долей сожаления, написал: «. Удовлетворённые сами собой, они не испытывали к Италии никакого интереса, которого она заслужила, хотя им было бы достаточно нескольких месяцев для того чтобы её осмотреть»5.
В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. На этом полотне люди объединены м/у собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо – доктора Тульпа, демонстрирующего у трупа строение мышц. Это своего рода портреты-биографии.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден «Кавалер и дама у спинет» и т. д. ) – словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами. к действительности обусловливает характерные черты искусства Рейсдаля.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Все элементы картины тесно связаны между собой. В 1876 году, Фромантен писал: «Традиция» путешествий в Италию, кажется, являлась единственной общей «чертой всех европейских школ: голландской, фламандской, английской, французской, немецкой и испанской. Он начал с самых демократических сюжетов («Точильщики»).
Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Пауля Бри ля4.
Теплый свет пронизывает каждую деталь композиции, создавая эффект свечения. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Все элементы картины тесно связаны между собой. Голландские мастера Золотого века» 42. Нигде но раскрывается вид вглубь. Пробудившийся в конце прошлого столетия: после почти полутора веков забвения.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали.
– это пора творческой зрелости. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
Один из крупнейших мастеров нидерландской школы натюрморта, Калф писал как скромные по мотивам картины с изображением бедных кухонь и задворок (Двор крестьянского дома, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), так и эффектные композиции с драгоценной утварью и экзотическими южными фруктами (Завтрак, Государственный музей, Амстердам Натюрморт, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. С точки зрения Фромантена итальянисты — «приверженцы не слишком правдивой живописности» 22.
Эпилогом творчества Р. можно считать его грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж), в кт с наибольшей полнотой проявилась эстетическая высота и живописное мастерство художника. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Считая Рейсдаля замечательным пейзажистом, он посвятил специальный очерк разбору трех его произведений.
Нигде но раскрывается вид вглубь. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные небольшие домики сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей.
Таков облик Голландии, предстающей перед нами в картине ван Гойена 1645 г. «Берег в Схевенингено». Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. еще пользовался известностью. XVII в. явил миру две художественные школы – голландскую и фламандскую. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
В 1987-1988 годы в музеях Голландии и США прошла масштабная выставка, посвященная голландскому пейзажу XVII века («Мастера пейзажа XVII столетия»), на которой значительная часть экспозиции была отведена-итальянистам41. Я. Рейсдаль вступает на другой путь. В то же время фигуры, оживляющие изображения природы, так называемый стаффаж исполнены иногда специально привлеченным для этого бытовым или портретным живописцем. 1650 г., Эрмитаж).
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы.
17 в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628-1682), художник неистощимой фантазии. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Виппер). В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Нигде в XVII в. пейзажная живопись но получила такого развития, как в этой маленькой стране.
Художник достигает необычайной тонкости в изображении морских далей. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». XV века). Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. В Крестьянских домиках в дюнах достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля.
Не было в Голландии его поры живописца, кт бы не испытал на себе воздействие великого художника из которых наибольшую известность приобрели Фердинанд Боль (1616—1680), Гербранд ван ден Экгоут (1621—1674) и Арт де Гельдер (1645—1727). Только морским пейзажем (марина) занимался Ян Порселлис (1584-1632 гг. ).
Большого мастерства достиг Герард Терборх (1617-1681). Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
1664-1665), Якоб ван Рейсдал, Ян Порселис («Море с кораблями в ненастный день», 1 треть XVII века «Буря» Порселис – первый художник в истории мировой живописи, который сделал темой своих работ морские просторы без берегов и гаваней), Ян ванн де Капелле («Голландская яхта салютует отплывающему барку», 1650), Альберт Кейп, Лудолф Бакхейсен («Эндрахт» и голландский военный флот», 1670-1675). Обладая первоклассными работамп обоих художников, так же как и других пейзажистов XVII в., эрмитажное собрание дает полное представление об отличительных особенностях развития пейзажной живописи Голландии. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева.
1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным.
Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Там художники не стремились к реальной передаче окружающего мира. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Среди европейских художников голландцы первыми создали живописный портрет родной страны.
Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Каталог снабжён подробным научным аппаратом, в нем приведено много фактических данных о новых исследованиях посвящённых проблемам атрибуции. Высокое небо покрыто облаками. (5)Ранние пейзажисты Генрик Аверкампа (1585-1634), Арента Аренс (1585-1635), Эсайаса ван де Вельде (ок.