Этих художников называют «малыми» голландцами.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Завоевание национальной независимости и уничтожение феодальных ограничений открыли перед Голландией возможности для бурного развития производительных сил. Они висели буквально в каждом доме. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном. живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний.
(потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. Его отец, брат и сестра были художниками. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. Простая девушка олицетворяет образ Славы. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Выставки и публикации преимущественно голландских искусствоведов 1970-х — 1980-х г. показали, что во многих картинах скрыты аллегории пяти чувств или времен года, любовная эмблематика, намеки на народные пословицы, понятные современникам, но с течением времени утраченные. Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу.
Соч., т. 23, стр. Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической.
1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы. 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея).
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Как указывает Маркс, «. Затем следует заметить, что большинство голл.
За домом обычно располагался крохотный дворик. Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Вголландскомискусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения.
Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. 1852) и Валли Мус (р. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Одинаково ненавидели его и христиане.
1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью.
стекольной мастерской. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
1832). Свои течения существовали в каждом жанре. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. В 18 и 19 в. в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы— теперь уже без едких намёков на насмешки.
К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Летний пасмурный день.
Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997). Строже и спокойнее становится его палитра. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников.
Лоррену и др. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.
Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью.
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. состоятельной бюргерской семье.
Последний взлет творчества мастера — картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок. Такого еще не бывало в истории искусства.
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства.
Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben).
Маринистами были такие голландские художники 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. в стране намечаются признаки перелома. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Среди художников-жанристов выделялись те, которые изображали мещан и крестьян, сцены домашнего быта и гулянок, базаров и охоты. К. Хеда, К. де Хем, П. Де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх, Ян Вермеер Делфтский. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
«. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. На самом деле, в других странах, напр. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Санредам, А. де Лорм, П. Класс, . Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Это одновременно и справедливо и неправильно. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. В своих картинах Герриту Доу наиболее удавалось показать внутренние интерьеры, освещённые искуст венным светом.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Первыми учителями Герарта Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Естественно они изображены за дружным застольем. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. В XVII веке голландская живопись стремительно развивалась не только благодаря растущему спросу желающих украсить свои дома картинами, но и в связи с тем, что на них начали смотреть как на товар, средство спекуляций и источник наживы.
др. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
1657—1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 1660—1661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Позднее художники начали увлекаться и иностранной природой – Бот, ван Лар, Веникс, Берхем и Хаккерт изображали Италию, купающуюся в лучах южного солнца.
Драматична и судьба искусства Вермера. Второе отличительное свойство голл.
К середине 17 в. голландская буржуазная республика по своему экономическому потенциалу оказалась далеко впереди крупнейших европейских держав. Пути развития голландского общества определились, а художники, которые выступали против них и отстаивали свою независимость в плане творчества, становились изолированными и преждевременно умирали в одиночестве и бедности. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). В XV-XVI вв. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
В среднем голландский художник, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта исполнял от двух до пяти картин в неделю. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Такое построение придало изображению живость и естественность. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656).
др. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. 1826), Тереза Шварце (р. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78).
Зимней ночью 1692 г. семидесятипятилетний художник, выброшенный хозяином из дома, повесился на перилах моста. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Гроб» и «Легенда о костях св.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). 1836). Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. Голландия дает первый в истории пример эволюции культуры на раннем этапе капиталистического общества.
К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта, безделье солдат в караульнях, лагерные стоянки, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. Хеда, цветы – К. де Хем. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки XVII века.
С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Однако такие общества, носившие название гильдий св. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. 1857).
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. В 1640-1660-х гг.
1850) и мн. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный.
Его полотна представляют бесхитростные бытовые сцены: служанка подает своей хозяйке письмо, кавалер подносит даме бокал вина. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
В этой области между голл.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. 1831). В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас. 1585-1666 гг. ). Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Это очень ярко отразилось на городской планировке.
Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др.
Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533).
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Главная особенность, характеризующая этих художников, — любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи.
Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Своё первое произведение Герарт Терборх создал в девять лет. Дома богатых патрициев в первой половине 17 в. при сходных конструктивных и планировочных особенностях выделялись большими размерами и более нарядной отделкой фасадов и особенно интерьеров, далеко уступая, однако, в масштабах и великолепии дворцам знати в других европейских странах.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Маркс и Ф. Энгельс. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок.
. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Всякий местный художник, удовлетворявший требованиям нравственного ценза, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов, на срок пребывания их в данном городе.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
763. ). Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, физиономии простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо — все это, под кистью голландских мастеров, проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, превращается в картины, полные воздуха, света и привлекательности. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. корифеям французской школы.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков.
Это исчезает в поздних портретах. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Получили распространение посещения анатомических театров. Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу.
Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома и отличались особым интимно-камерным характером изображения. 761. ). В 1640-х гг.
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов.
Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора.
В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех. 1666—1667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»).
Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Меняетсяобразныйстрой картин. 1662—1664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке.
Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. Невероятное цветовое единение красных и оранжевых тонов, образов и фона – это всё единый живописный ручей. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты).
Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Около половины XVI стол. Кроме этих выдающихся мастеров, за начальную эпоху голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Иеронимус ван Акен, прозванный Иеронимом де Босхом (ок. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Слева музыкант с лютней в старинном черно-белом костюме — обязательный персонаж празднеств и попоек.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.