Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера. Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего.
Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Оставшийся в католичестве бургомистр Базеля Мейер поручает Гансу Гольбейну написать себя и своих домашних коленопреклоненными перед Девой Марией, стоящей в нише в стиле Ренессанса. В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства.
В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
Гольбейну везет: судьба предоставляет ему еще одну возможность вернуть себе религиозное чувство. В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
Ганс Гольбейн Младший — поразительный портретист по своей силе и возможностям. Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
Картина Ганса Гольбейна нарушила все традиционные линии иконографической системы. Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов. В двадцатые годы продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились.
Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Композиции, созданные Гольбейном, носят скорее дидактический, наставительный характер и прославляют высокую мораль.
В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Галерея гольбейновских портретов – это подлинно островное искусство и любопытно то, что английский стиль равнодушного письма создавался из разных национальных школ, примеренных одним главным правилом – номинализмом. Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Ганс Гольбейн Младший учился живописи у отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Картина, подобная «Мертвому Христу в гробу» Гольбейна, возможна разве что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего.
Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Федора Михайловича Достоевского, видевшего катину в Базеле, неизгладимое впечатление. В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам.
«так как Христос Гольбейна умер взаправду, окончательно и нет ему воскресения, это — не религиозная картина, а набор прелестных иллюстраций к известной всем теме Христовых страданий». До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В Англии Гольбейн совершил почти незаметный, но столь радикальный для искусства шаг – художник перешёл от портретов гуманистов к портретам знати и, наконец, коронованных особ. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна.
На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием – ученый с головой ушел в чтение. «мертвый Христос» Гольбейна — картина, переворачивающая сознание исчерпанностью темы Его прихода на землю. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста.
Этот пункт требует принципиального уточнения именно потому, что Гольбейн, портретист эпохи, воплотил образы всех действующих лиц этой драмы, написал портреты и Генриха и Эразма и Мора. Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. Эпитафией северного Ренессанса стала небольшая гравюра Гольбейна 1540 года – посмертный портрет Дезидерия Эразма Роттердамского, оракула Европы, учителя гуманности, друга Мора, противника Лютера и любой догматики.
Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства.
Под деревом сидит апостол Петр, себя во многом укоряет. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В 1621 приехал в Париж, вместе с Пуссеном был занят росписями Люксембургского дворца. Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни.
Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). Он — труп, лишенный жизненных сил. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Никто не думает об его воскресении. И здесь все собрались на Голгофе, усеянной брошенными черепами распятых. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Уффици во Флоренции), Том. Картины его – это гордость города. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Третья традиционная линия в иконографии Страстей Господних — «Оплакивание Христа».
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Он был открыт разнообразным влияниям – от Грюневальда до Леонардо, от Массейса до школы Фонтенбло и современных ему английских художников. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Отсюда же пошел обычай в ночь перед днем поминовения св.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Все семейство поселилось в Базеле. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. 1526-28. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Взрослые стали одеваться в манере Св. Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Об этом свидетельствуют его работы. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Один из основателей Королевской Академии живописи (1648).
Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. По легенде, шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Он, как положено мертвецу, холодный и бледный. Выдающийся портретист. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. Как правило, на них изображали близких людей.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. В 1532г. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать.
Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. гал. Это было 12 марта 1538 года. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра).
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Затем этот обычай «сместился» во времени и подарки стали делать на Рождество, а св. 150 портретов. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и переписок – ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Он также писал аллегорические рисунки для праздников и процессий Генриха VIII ему было поручено написать тот портрет Анны Клевской, по которому Генрих VIII влюбился в нее. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна.
Из бедной семьи. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой.
Рядом стенает апостол Иоанн. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Возможно в 1523-1526, Гольбейн предпринял поездку во Францию, где мог видеть поздние произведения флорентийского мастера. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Затем работал для Марии Медичи и кардинала Ришельё.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Он — покровитель похищенных и потерянных детей. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. гал. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель.
Сам Христос, уже снятый с креста, лежит горизонтально на столе для омовений. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Нередко Голъбейн дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели.
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель).
Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключён. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. И сказал им Пилат: «се, Человек. » Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его. » Пилат говорит им: «возьмите Его вы и распните ибо я не нахожу в Нем вины». Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр).
Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Мастерская Ганса стала семейной. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Он — добрый чудотворец и гонитель зла.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился).
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Согласно Евангелию от Иоанна (гл. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Учился у художника-пейзажиста Жака Фукьера. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Христос Гольбейна – не небесное существо. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию.
Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Это, действительно, — страшная картина. Нац. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Юноша Ипполит в романе Ф. М.
А. Н. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац.
На лице нет намека на улыбку. Плачет Мать Мария, пытается ее хоть как-то утешить Мария Магдалина.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Украшения, шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом – ультрамарином.
По возвращении своем осенью 1519г. В 1533-1535 гг. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок). Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Достоевского с Писем русского путешественника. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. гал. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Другие ученики Христа заняты необходимыми приготовлениями. Немилов пишет: «Его портретные зарисовки, выполненные в различной технике, нередко подцвеченные цветными мелками имели для него главным образом значение подготовительных набросков с натуры, по которым затем в мастерской выполнялся живописный портрет. – на этот вопрос всякий отвечает по-своему. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. 1539, Вашингтон. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид.
В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Богатый красный бархат сымитирован настолько реалистично, что первые зрители старались прикоснуться к холсту, чтобы убедиться, что это не настоящая ткань, а краски. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором.
В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Сочинения Эразма подчинены главной идее – воспитанию личного достоинства вопреки любой догме.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Рядом с Мейером представлены его сыновья. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма.
Как правило, на них изображали близких людей. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Филипп де Шампень (1602, Брюссель — 1674, Париж) — французский художник, выходец из Брабанта. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Это, безусловно, знак смерти. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. гал.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Число этих рисунков Гольбейна больше четырех десятков они были напечатаны первоначально в Лионе. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Выразительность поздних рисунков, в том числе прелестных изображений детей – примером может служить удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер, – ставит эти произведения в один ряд с живописью». Величие короля передается позой. Сам писатель увидел ее в Базеле в 1867 году – в ту пору, когда измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России.
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Справа изображены жены Мейера. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством.
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля.
Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
«Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Достоевского Идиот называет эту картину странной. гал. ).
Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления.
Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине:. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Томас Мор, будучи правоверным католиком, отказался присягнуть ему в этом качестве, в результате чего был обвинен в государственной измене и казнен. Наряду с Симоном Вуэ, наиболее почитаемый художник эпохи. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне.
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. А там отец собирался отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Книжной иллюстрацией Голъбейн увлекся в Базеле, бывшем в его времена одним из крупнейших в Европе центров книгопечатания.
В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно.
В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Росписи этого фасада, разрушенного в 1824, были исполнены в стиле итальянского Возрождения.
Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Произойдет — не произойдет чудо, никому не дано знать, как и Христу это не было ведомо. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. В 1535 году он был обезглавлен. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным.
Не понравилось это Николаю и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии — три золотые монеты). Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Отец мой, зачем ты оставил меня. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.
Испытал влияние Рубенса. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей).
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
Отец мой, зачем ты оставил меня». «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось). Есть основания так считать Святой Николай, епископ Мерликийский — один из прообразов всех новогодних персонажей.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж.