Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. В ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш художник, мой дорогой Эразм, – превосходный талант». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности.
Он не знал недостатка в заказах. Картина невольно воспринимается, как семейный портрет, в котором фигура Мадонны служит композиционным и смысловым центром, как символ святости взаимной любви в этой степенной, добропорядочной семье». В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников.
Величие короля передается позой. Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. Мастерская Ганса стала семейной. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Уффици во Флоренции), Том. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех. Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
Немилов. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. А. Н.
Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Юноша Ипполит в романе Ф. М.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Однако ему не суждено было остаться здесь надолго. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство.
Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Все семейство поселилось в Базеле.
И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. 1515) в серии рисунков Образы смерти (1524-26 известна под названием Пляска смерти) в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. Но именно вот таким образом они, сохраняя свежесть непосредственного впечатления художника, представляют собой огромную ценность, как самостоятельные произведения искусства. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей». Вернувшись в Базель, Гольбейн женится, вступает в гильдию живописцев и получает многочисленные заказы.
Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек глаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). В 1532г. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер.
Теперь лучшие музеи мира украшают эти великолепные портреты кисти художника. Ему даже не нужна была должность лорда-канцлера, которую с 1532 г. занимал малозначительный и не игравший сколько-нибудь серьезной Роли сэр Томас Одли. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии.
Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи.
В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине:. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Любопытный случай описывает в своей книге А. В. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 – умер 1543), немецкий художник и график эпохи Возрождения.
В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Достоевского Идиот называет эту картину странной. В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533).
Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Соколов.
Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Об этом черепе в XX веке написано немало – собственно именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Богатейшая коллекция этих рисунков, хранящаяся в Виндзорском дворце, показывает Гольбейна как одного из лучших рисовальщиков в мировом искусстве.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Если изображение в правильной перспективе лютни – с ее сложной формой и изогнутым под прямым углом грифом – представляет собой сложнейшую техническую задачу, то изображение в искаженной перспективе черепа – задача ничуть не проще.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Ганс оказался в ближайшем окружении находившегося тогда в Базеле Эразма Роттердамского. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Число этих рисунков Гольбейна больше четырех десятков они были напечатаны первоначально в Лионе.
Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист. Христос Гольбейна – не небесное существо. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. К сожалению, она также не сохранилась. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину.
Религиозные распри привели к низвержению католицизма Базель стал протестантским городом. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533) и Портрет Моретта (1534–1535).
Изображенный на полотне дипломат смотрит на зрителя спокойно и гордо в его уверенной позе изысканно-сдержанном стиле костюма сквозит подлинный аристократизм. Его друзья были к тому времени в опале. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Глубокая торжественность сочетается в этом образе с удивительной теплотой и ощущением семейной спаянности.
Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Картины его – это гордость города.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны».
Соколов. – Являясь в виде ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь – в духе философии гуманизма – как праведный судия, всем воздающий по заслугам в серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к острой детали и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников – представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена) выполнены росписи Стального двора в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Как правило, на них изображали близких людей. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы (Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. 150 портретов. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. По возвращении своем осенью 1519г. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.
Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках – следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы. В 1532 году художник снова покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Последняя работа – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой.
Он не знал недостатка в заказах. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. А. Н. Ему был отдан, в частности, заказ на роспись королевской резиденции в Уайтхолле. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
1526-28. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Учился у своего отца – Ханса Хольбейна Старшего.
В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. – Что вы о себе возомнили, сэр. В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти.
В 1528—1529 гг. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Уффици во Флоренции), Том.
В 1533-1535 гг.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. На лице нет намека на улыбку. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Если проводить аналогию, то их можно сравнить с сегодняшними семейными фотографиями, которые часто носят в бумажнике. В 1532г. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Сам писатель увидел ее в Базеле в 1867 году – в ту пору, когда измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России. Картина Мадонна бургомистра Мейера построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой. Достоевского с Писем русского путешественника.
– Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Отец мой, зачем ты оставил меня. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535).
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен.
Биографические сведения о Гольбейне скудны. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным.
Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Лорд-канцлер Англии (1529-1532). На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая).
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В великолепном по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят усталыми и грустными. По возвращении своем осенью 1519г. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Арне). Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. – хмуро поинтересовался Генрих VIII.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. «Его картина Мертвый Христос (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н. М. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
В 1515 году оба брата перебираются в Базель, который становится для Ганса второй родиной. Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени. Это один из первых портретов, созданных Гольбейном после его окончательного переезда в Англию в 1532 году. В великолепном по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят усталыми и грустными. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Самой знаменитой настенной росписью художника считалась фреска в лондонском дворце Уайтхолл – с изображением короля Генриха VIII и его семьи.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные (Астроном Николас Кратцер, 1528, Лувр) и графический (Т.