Ганс Гольбейн (Младший) (нем. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Ганс родился в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего — мастера алтарной живописи. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М. Родился в Мюнхене, приехал в Англию в 1516 году, вскоре вошел в круг друзей сэра Томаса Мора, как, собственно и Ганс Гольбейн. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. Ганс Гольбейн является универсальным художником, работавшим во многих жанрах, но славу принесли ему портреты, отличающиеся удивительной, почти фотографической, точностью и глубоким психологизмом.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 году в Аугсбурге. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Сначала, так положено, Ганс Гольбейн Младший населяет Базель патрициями и патрицианками в технике ксилографии — этюдной. Вот так, место рождения, относящееся к Германии — Баварии — Швабии, требует считать Ганса Гольбейна Младшего немецким художником, хотя работал он и жил в других странах — Швейцарии и Англии.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Искусство Гольбейна такое же немецкое, как и Дюрера. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Рядом с Мейером представлены его сыновья.
Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер.
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Глубокая торжественность сочетается в этом образе с удивительной теплотой и ощущением семейной спаянности. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году. В августе 1528 г. Г. возвращается в Базель, покупает себе дом и заканчивает здесь в 1529 г. роспись зала ратуши но продолжающиеся беспорядки заставляют его вторично искать заработка в Лондоне, где на сей раз его клиентами являются торговцы Ганзейского союза, центром жизни которых было немецкое подворье Der Stahlhof.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Конечно, у Гольбейна не было глубины духа Дюрера. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Как правило, на них изображали близких людей. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Они-то и дают нам представление об оригинале. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Глаза его полуоткрыты, но и это, может быть, самое ужасное – в них мертвая остекленелость губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Есть всеобщая трудовая повинность и демократия там преспокойно мирится с рабством. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции).
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Высоко ценил талант своего придворного художника и Генрих VIII, о чем свидетельствует дошедший до нас анекдот того времени.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Еще более зрелыми являются большие мадонны Гольбейна: проникнутая спокойным истинно человеческим чувством картина (1522) Золотурнского музея представляет Богоматерь между святыми Урсом и Георгием и известная Мадонна бургомистра Мейере (1525) в Дормштадте, оригиналом которой до исследований Цана, Вольтмана, Байерсдорфера и автора этой книги считалась прекрасная, слегка измененная копия Дрезденской галереи. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Величие короля передается позой.
Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. На наружных стенах, расчлененных живописно (а не рельефно) был изображен триумф Цезаря, а внутри находились христианские изображения и народные картины, в роде «Источника юности». К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Выполненная живописью декорация в стиле ренессанса отличается чистотой и ясностью, фигура нагого Себастьана, хотя и не безупречна в смысле анатомии, но моделирована широко и мягко.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Шмид, однако, сумел все наглядно восстановить.
Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Например, там нет свободного перемещения граждан внутри страны и за ее пределами. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Картины его – это гордость города.
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Христос Гольбейна – не небесное существо. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Петра, Чудо св. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Единственное, пожалуй, отличие от коммунистической идеи «Утопии» Мора состоит в том, что каждый верует в Бога по-своему, руководствуясь здравым смыслом и природным опытом. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Старые стильные ковровые фоны оконных стекол постепенно превратились в пейзажи. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. В 1528–1532 гг. Большая часть картин, послуживших для украшения стен (1521–1522), принадлежит времени до отъезда Гольбейна в Англию. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Действительно, Гольбейн всосал уже с молоком матери тот более совершенный язык форм, знание перспективы и понимание ренессанса, которых Дюрер добивался всю жизнь. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором.
Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Во второй части «Утопии» описывается государство, что зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Три года спустя после пребывания мастера в Эльзасе, в 1517 г., возник «Источник жизни» Лиссабонского дворца. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
Настоящим великим мастером швабской школы XVI столетия, а также одним из величайших художников всех времен и народов был Ганс Гольбейн младший (с 1497 до 1543 г. ), старые биографии которого, написанные Вельтманом, Ворнумом и Мантцем, еще не превзойдены. Достоевского с «Писем русского путешественника». Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Елизаветы на правой боковой картине. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Знаете, чем вы отличаетесь от него. Мастерская Ганса стала семейной.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. В четырех картинах на дереве Аугсбургской галереи, представляющих св. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Все семейство поселилось в Базеле. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Чаще ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются Портрет Боса ван Стенвийка и Портрет лорда Кромвеля. В 1533-1535 гг.
Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. 1526-28.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Отражение индивидуальности достигается за счет тонких различий поз, одежд и манеры держаться. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Юноша Ипполит в романе Ф. М.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Правда, стоит заметить, что славная страна Утопия при изобилии всяческих благ и демократическом устройстве, все же сильно отдает диктатурой. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М.
В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. А. Н. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Работа интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Дальнейшие успехи в этом отношении показывает знаменитый алтарь св. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
За утопийцами установлен тотальный контроль. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. из Люцерна, Он, несомненно, не проник дальше верхней Италии. В Англии к тому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, – он также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические тонкости работы, в этом жанре. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре).
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Об этом свидетельствуют его работы. От одновременной деятельности Гольбейна, в качестве базельского живописца фасадов сохранились только проекты, например музейная копия с оригинального проекта «Дома танцев», на котором к живописным галереям и ложам добавлен фриз с лихим крестьянским танцем. Амвросий Гольбейн получил работу впервые от базельских книготорговцев как рисовальщик для гравюр на дереве. Одновременные «пробы» Гольбейна исполнять картины на стекле для домов горожан описал Ганц.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В 1535 году он был обезглавлен. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти.
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки.
Мадонна является первым изображением нежной белокурой немецкой матери. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Как правило, на них изображали близких людей. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).
Анну с Богоматерью и Младенцем, Распятие ап. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления.
Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Себастьана 1516 г. в Мюнхене. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Это, безусловно, знак смерти.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Отец мой, зачем ты оставил меня. ».
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас.
Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). Патетической передачей обычных композиций и величавой широтой форм превосходят все прежние работы Гольбейна восемь картин Страстей Христовых в Базеле, нижней доской для которых, вероятно, служило знаменитое, поразительное по верной передаче смерти и потрясающе написанное Тело Христово, лежащее навзничь (1524). Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.
Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Листовое золото придавало околичностям настоящий блеск золота. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Справа изображены жены Мейера. Таковы выразительный погрудный портрет в профиль Бонифация Амербаха (1519) Базельского музея, три подобным же образом написанных портрета Эразма (1523) в Лонгфорд-Кастл, в Лувре и в Базельском музее и двух живописных, тепло лессированных портрета куртизанки, носившей прозвище «Коринфской Лаисы» (1526) того же собрания.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. За время совместной жизни, у четы Гольбейнов родилось четверо детей — два мальчика и две девочки.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Скептически сжатые губы словно таят внутреннюю усмешку и иронию, столь свойственные автору «Похвалы глупости». За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Но наиболее важные стенные росписи Гольбейна украшали новую большую залу совета в Базеле. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. На лице нет намека на улыбку. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. 150 портретов. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви.
Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Себастьяна с возобновлением нидерландского влияния. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Возвратившись в Базель, мастер развернул в полноте свою юношескую силу (1519–1526) сначала в портретах.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Ульриха и Усекновение главы св. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
Около 1501 и 1502 гг. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Леонарда во Франкфурте. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Это было 12 марта 1538 года.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Мертвее мертвого лежал перед зрителем человек со всей своей устрашающей угловатостью наготы. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
Очень жизненно и правдиво написаны нищие у ног благородной фигуры св. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Христос Гольбейна – не небесное существо. Отношения с королем после этого оказались испорченными.