Ганс Гольбейн Младший (нем. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. Родился он в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов. В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. Он писал дочери Мора, получив рисунок: «В твоей прелестной оболочке мне открылась еще более прекрасная душа» Гольбейн видел душу и умел начертать её графически.
Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения.
Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. В двадцатые годы продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора.
Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей». И все-таки леди Джейн Сеймур повезло: волшебная кисть Гольбейна сохранила ее молодую свежесть на все времена, а ее единственный сын, юный король Эдуард VI, стал прототипом героя повести Марка Твена «Принц и нищий». Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета.
В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна.
В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Гольбейн увидел в Море защитника обездоленных.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов.
В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее.
Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера. Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
«Все сущее бренно». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Больно матерьяльное нам важно. Нац.
Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
На то были свои причины. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
Картины его – это гордость города. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы».
Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. А. Н. В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками.
Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает. Как правило, на них изображали близких людей. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
гал. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. А что же сущее. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Это, безусловно, знак смерти.
Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле.
Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Это было 12 марта 1538 года. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. гал.
Я этого и ждал. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения.
С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель. Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории. Величие короля передается позой.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.
«Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Мёртвый тяжело лежит Христос. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Его последнее известное произведение – рисунок для настенных часов, предназначенных для Генриха VIII. гал. ). Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. По возвращении осенью 1519 года в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Еще один парный портрет детей, выполненный в 1511 г., представляет собой рисунок серебряным карандашом.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Все семейство поселилось в Базеле. Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре». Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). гал. Коварен, жесток, тупо властен. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Хотя это и жестокая правда. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть.
Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Надеялся, вопреки всему. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.
В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. 150 портретов. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
лукавя, ничего не не обещая и что-то тая. Свет Мора только мешал королю.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Мастерская Ганса стала семейной. Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Изначально искусство витража было условным, что было продиктовано трудоемкостью техники, предполагающей окраску стекла при высоких температурах, набор изображения с последующим закреплением швов свинцом. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Предметы, окружающие главного героя, переданы реалистично и детально: на картине подробно выписана каждая ниточка полотна, покрывающего стол, каждый лепесток цветов, стоящих в красивой стеклянной вазе. Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Он гордо и агрессивно стоит прямо напротив зрителя, ноги раздвинуты, руки занимают позицию бойца. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В 1526 году Гольбейн впервые явился в Лондон с рекомендательным письмом самого Эразма Роттердамского, сатирика и гуманиста, адресованным человеку, носящему не менее известное имя, —английскому просветителю Томасу Мору.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок). С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню.
Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля. В 1535 году он был обезглавлен. Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Как посол равенства и справедливости. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз».
«Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
С портретирования сэра Томаса и начинает Гольбейн свое художественное открытие англичан и Англии, позднее других стран Европы затронутой Возрождением. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. гал. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх.
С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Характер ли Джейн полюбился художнику. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Ату его. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра). Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
Справа изображены жены Мейера. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Он появляется на портрете, остерегаясь. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно. 1539, Вашингтон. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Поставим рядом портреты короля. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. «Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Христос Гольбейна – не небесное существо. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Этот комментарий вместе с повторяющимися витиеватыми росчерками пера усложняет содержательную структуру страницы, на которой помещен основной текст и печатный комментарий на полях, принадлежащий Эразму Роттердамскому. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.
Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). Фрески на боковой стене, относившиеся к 1521 г., были затяжелены архитектурно-орнаментальными мотивами, мешавшими впечатлению от сюжетов, которым они должны были служить обрамлением. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль.
В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек.
В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась. Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Словом, король и что с него взять.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором.
Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Конечно и Гольбейн должен был пережить внутреннюю трагедию, но он никогда не прятал глаз от своего кровавого железного века. К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности.
Об этом свидетельствуют его работы. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом.
На приклеенном к стене листке бумаги указаны имя героя полотна, его возраст и дата написания картины. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. На лице нет намека на улыбку.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Королеве не положено было походить на обычную женщину. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Или — заглянув в её пучинуОбрести. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель).
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое.
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Там Ганс Гольбейн Младший усвоил себе народный юмор, а в Люцерне ознакомился с картинами итальянских художников.
Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Но иллюзий не питал. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне.
Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж. А как при этом сказывается жизненный интерес в германце.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей).
Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал. Поскольку большая часть его монументальных произведений не сохранилась, Гольбейн известен, прежде всего, как один из крупнейших портретистов в истории живописи. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац.
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535).
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Отцы города искренне сожалели о Гольбейне. Демон XVI века. Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал.