Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах. Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо.
Спасибо за богатую иллюстрациями работу о творчестве Томаса Гейнсборо. Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Боровиковский В. Томас Гейнсборо -один из самых выдающихся художников Англии его вклад в мировую и английскую живопись неоценим. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года.
Посмертно была организована выставка, в которой участвовал также племянник Томаса, Гейнсборо-Дюпон. Гейнсборо Томас (Gainsborough), английский живописец и рисовальщик. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века.
Это имело простое объяснение: в коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка, выполненные в подобной манере. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея). Томас был девятым ребенком в семье. Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо, действительно использовал кукол для написания групповых композиций. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими.
Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г. Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Этим он и начинает заниматься.
Его мысль связанная с соединением портрета и пейзажа, была далее развита им и привела к ряду новшеств, присущих именно ему. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Родители назвали ее Мэри. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Осанка подчеркивает величие актрисы.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком.
И вдруг он увидел человека крайне недовольного. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни.
Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь.
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Гейнсборо пишет и пейзажи. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).
Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон). Приблизительно в это время начал писать портреты. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Картина Голубой мальчик (ок.
Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Мать звали Сюзанной. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. А за внешним спокойствием открывается внутренняя собранность, отчего рождается чувство недосказанности, некоего таинственного ореола вокруг образа. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском.
Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира.
Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон). Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс.
«Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия.
Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. И она знает это. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто.
Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Мазки кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков иного тона. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Умер 2 августа 1788 года от рака. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич.
Любое наблюдение — изящная дама в выразительном повороте, простая домашняя кошка, обожаемая собака или пейзаж — все находило отражение в сделанных в беглой манере, полных жизни рисунках. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Ок. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Там он жил до 1749 года.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
1750-х). Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Справа от дороги стоят два осла. Родился в семье торговца сукном. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия.
В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
Он родился в Седбери (графство Саффолк). В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным».
Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. Большинство из них остались незаконченными. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Лучше всего у него получаются портреты.
Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788).
Меняется стиль его работ. Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка.
Техника его легка и виртуозна. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик.
Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Здесь, в школе именуемой Академией свято Мартина, шлифовал свое дарование юный Томас. Но недолго удержали его стены школы. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Именно вот таким образом Гейнсборо имел много заказов на портреты знатных господ, но это не давало ему заниматься пейзажами, то есть тем., чем он любил заниматься.
Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Констебла и др. ). По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
По колориту это живописное произведение симфонично. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Свойственный английской национальной школе искусства сенсуализм достигает в его творчестве одно из высших своих выражений. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат.
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ).
Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
«Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность. Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). Хорошенькая девушка пришла его проведать. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон). Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Таков портрет его племянника, Дюпона. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Голову венчает черная шляпа с перьями. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.
Больше всего его привлекали сельские буколики. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Гейнсборо пишет и пейзажи. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Высокий напудренный парик завершает образ. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
В это же время он женился и у него родилось две дочери. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768). Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое.
Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Он предпочитал пейзажи.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту.
«В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Он был широко признан при жизни как портретист. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных. Крупнейший (наряду с Дж.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Пройден большой путь после кончины художника окажется, что он создал почти семьсот портретов. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы.
Ведь публика того времени была придирчива ко всему. В 1774 году художник переехал в Лондон. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Живя в Лондоне, он пишет портреты.
В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне.
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Там он и поселился.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Это видно по портретам матери и отца, а также соседей помещиков — людей, хорошо ему знакомых. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе.
Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году.
О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом». В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы их облик говорит о высоком социальном статусе.
Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой). Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Она повернулась слегка влево.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Он известен также своей графикой.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Свет, сияющий солнечный свет, становится в этот период душой пейзажей Гейнсборо, составляя их главную поэзию.
Подавая крестьян носителями поэтического идеала, естественности и красоты, Гейнсборо выступает как выдающаяся фигура английского сентиментализма, представлявшего в тот период прогрессивное направление. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи).
Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века.
И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Но с 1780 года его влияние усиливается. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
У неё изящный профиль. Точные блики света и виртуозные лессировки придают особую трепетность живописной поверхности его картин. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния).
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем.
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Родился в семье торговца сукном.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.