Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов. «многие ученые, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам ван Дейка и Рубенса, придав ему значительность и силу характера», – отмечает Е. А. Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.
Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало. Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи изменчивой игрой света и тени. На картине художника Т. Гейнсборо Дама в голубом отсутствуют контрасты: как в акварели, краски от голубого и серого будто переливаются в розовый и белый, превращаясь в перламутр.
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен.
Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников.
Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника.
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Бэкингемский дворец). С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
В пейзажах он искал подвижного равновесия между голландским и французским влиянием и собственными воспоминаниями о реальных видах Саффолка, реконструируя и обобщая их. Слишком горячо. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». В становлении Гейнсборо-портретиста большую роль сыграл Хогарт, а в технике живописи — Ремзи. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Лучше всего у него получаются портреты. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон и снимает часть Шомберг Хауса, Палл Малл, где он прожил до своей смерти.
1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Он предпочитал пейзажи.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». и музей Виктории и Альберта). Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Портреты Томаса овеяны легкостью изящностью и утонченностью.
Мать звали Сюзанной. Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ.
Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал художник Антуан Ватто. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом. кста ти, передавать с редкой добротностью. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. В это же время он женился и у него родилось две дочери. На первых порах это были голландские мастера, в особенности Я. Рейсдал, затем пейзажи Буше и галантные сцены Ватто, французские пастели, Лоррен и Пуссен. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Здесь мальчик обучается у известного портретиста Френсиса Хаймена.
С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе.
Живя в Лондоне, он пишет портреты. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. В июле 1746 года 19-летний художник создает семью. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Рано проявившийся талант сформировался очень быстро.
Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок — изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788).
гал. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Там он и поселился. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец).
Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия) – точная дата рождения его неизвестна. Он впервые приехал в Лондон в 1740, где учился сначала в мастерских художников, а не в официальных институтах. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях. На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом.
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими.
Заметное влияние на Гейнсборо оказал французский рисовальщик и гравер Гюбер Гравело, познакомивший его со стилем французского рококо. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Умер знаменитый художник в августе 1788 года. Художник всю жизнь тяготел именно к пейзажам, но, к сожалению, красивые виды природы не приносили дохода их мало покупали и вот таким образом ему приходилось заниматься портретами.
Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом.
Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).
Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Приблизительно в это время начал писать портреты.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин. С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году.
Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Преобладающими тонами, особенно на переднем плане, становятся оранжевый, красноватый, розовый. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Возможно, винить в этом следует его соперника, Рейнолдса, который являлся президентом Королевской академии.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Родители назвали ее Мэри. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Она повернулась слегка влево.
Голову венчает черная шляпа с перьями. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Меняется стиль его работ.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Тонкие натуры он находит и среди простых людей. У неё изящный профиль. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Около 1748 Гейнсборо возвращается в Садбери, а позже переезжает в соседний Ипсвич, где он жил до отъезда в Бат. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн). 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Эдинбург, Нац. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. гал. ).
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства.
Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. 1750-х). Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом.
Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами. X. Э. Хантингтон). 1769, Энглфилд Грин, Суррей. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Мы не знаем даты рождения художника известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге – семнадцатого мая 1727 года.
Но с 1780 года его влияние усиливается. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки – Генри Хилла. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Кор. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Именно он больше всего способствует слиянию фигур с окружающей их средой и сообщает изображенному изменчивую трепетность жизни. Он известен также своей графикой. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Одним и тем же мазком художник прорабатывает листву, прическу женщины, перья ее шляпы, шерсть собачки.
Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. колледж Холлоуэй). Справа от дороги стоят два осла.
На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс.
Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. 1780, Лондон.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764).
В 1784 он окончательно порывает с Кор. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в маленьком провинциальном местечке Сэдберри, что в Саффолке. Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769).
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Таков портрет его племянника, Дюпона. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. картины природы, которые окружали его в детстве. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
гал. ), миссис Шеридан (1783. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
Большинство из них остались незаконченными. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы их облик говорит о высоком социальном статусе. В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета. Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац. Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана.
Он писал необычайно реалистичные и одухотворённые портреты людей, чем заслужил большую славу и пользовался большим вниманием у богатых заказчиков. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Осанка подчеркивает величие актрисы.
Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична. Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. С 1772 племянник художника. Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел. «Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок.
Мартина (художественной школе). Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Ок.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла. Картина Голубой мальчик (ок. Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом».
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией.
Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Особенно Гейнсборо удавались женские образы. В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве.
Он был широко признан при жизни как портретист. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко».
Там он жил до 1749 года. А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. гал. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века, особенно работы Вейнантса (см. репродукции), чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины, а следующим был Рейсдал. Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Все, что было знакомо и близко ему с раннего детства: зеленые холмы и перелески, деревенские домики и изгороди извилистые сельские дороги и пасущийся скот, — все это появляется на его полотнах. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. Под их влиянием изменился стиль художника.
Хорошенькая девушка пришла его проведать. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Когда Томасу исполнилось 13 лет, он уезжает учиться в Лондон. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли). Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Ученические годы художника связаны с Лондоном, где он обучался сначала серебряных дел мастерству, а затем у Френсиса Хаймена, посредственного, но популярного портретиста.
Он противостоял условностям пасторалей наподобие слащавых идиллических картинок модного в то время художника Цукарелли, стремясь к изображению подлинной жизни и здесь у него появилось нечто новое и свое. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Высокий напудренный парик завершает образ. Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте.
В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея). Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц.
Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность. Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление.
Умер 2 августа 1788 года от рака. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. 1783).
Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника.
Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Музыкальность его композиций помогает отойти от непосредственной передачи натуры и заняться ее ритмическим преобразованием.
В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником.
Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления.
В конце 1760-х – начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Техника его легка и виртуозна.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Шапиро. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. 1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац. Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне.
Нельзя сказать, чтобы заказчики возражали против этого, но иногда художнику приходилось разъяснять им особенности своей свободной непривычной манеры. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Томас был девятым ребенком в семье.
гал. ). Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Лондон, Нац.
Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса».
Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный курорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать.
И она знает это. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Больше всего его привлекали сельские буколики. Томас был младшим девятым сыном обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. В газетах появилось множество отзывов о его работах. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок.
гал. ). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
В 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в своей собственной мастерской. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Вашингтон. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно.
Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Появляется влияние Рубенса. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.
музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Его пейзажи строятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, движение развертывается по спирали, втягивая взгляд зрителя. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы».
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу.
Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу.
Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело.
Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Нац. Родился в семье торговца сукном. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Именно вот таким образом образы природы Гейнсборо так близки произведениям Констебля, особенно любившего его творчество и писавшего, что пейзажи Гейнсборо, столь правдивые и полные чувства, всегда вызывают у него слезы. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки. В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок ноги скрещены.
Этим он и начинает заниматься. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли.
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Причиной послужила все та же развеска картин. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим.
Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. По колориту это живописное произведение симфонично.
И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке.