В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии. Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы.
В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сара Сиддонс – известная актриса, одна из примадонн во времена творчества Рейнолдса и Гейнсборо, работа с которой почиталась за большую честь. Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами.
В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Однако новых заказов это не принесло и Гейнсборо решает вернуться в Садбери. Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Он не оставил после себя знаменитых учеников и последователей, но без картин Гейнсборо немыслимо говорить об английской живописи.
Узнав об этом, Гейнсборо выполнил свой вариант эйдофузикона и сам написал для него пейзажи на стеклянных пластинках. В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. Т. гейнсборо. В 1787 году Гейнсборо простудился, у него начала болеть шея. В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса.
Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал. С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. Гейнсборо часто обращался к парным портретам.
Насладившись светской жизнью, в 1784 году Гейнсборо прекращает отношения с Академией и после устраивает выставки своих работ только в своей галерее на Пэлл Мэлл. Примерно в это же время Гейнсборо вместе со своим другом С. Килдерби совершил путешествие в Озерный край. Боровиковский В. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727-1788) — английский живописец.
Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны.
Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет. Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи изменчивой игрой света и тени. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов.
В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона. Спасибо за богатую иллюстрациями работу о творчестве Томаса Гейнсборо. Творчество Гейнсборо занимает важное место в развитии европейской живописи на пути к романтическому и реалистическому пейзажу. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.
Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало. Был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. Писал Гейнсборо чуть ли не двухметровыми по длине кистями, стараясь находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста клал тени привязанным к палочке кусочком губки, а пробелы прорабатывал обломком белил, зажатым сахарными щипчиками краски разводил очень жидко.
Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс». В 1786 году Гейнсборо написал лучший из своих больших пейзажей Рыночный воз.
Гейнсборо Томас (Gainsborough), английский живописец и рисовальщик. Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора.
Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника. С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников.
Гейнсборо считается самым блестящим рисовальщиком английской школы 18 в. Его рисунки легкие, свободные, полные тонкой выразительности. Гейнсборо часто обращался к парным портретам. У Гейнсборо был огромный дар передавать настроение модели и почти фотографическое сходство с оригиналом, не теряя при этом свежести и живости своей художественной манеры.
Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Гейнсборо старался разнообразить свои пейзажи используя для этого элементы, характерные для стиля рококо.
Т. гейнсборо. В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Это время прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом, президентом Королевской Академии.
На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Родился в семье торговца сукном.
жанровая сценка. Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Но художник далек от декоративного понимания цвета. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Приблизительно в это время начал писать портреты. 1788г. ).
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле. Овцы – особой породы. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния).
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Эта трагедия омрачила последнее десятилетие его жизни. Эффект оптического смешения красок использованный Гейнсборо, потом, как известно, лег в основу художественного метода импрессионистов и их многочисленных последователей. Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, то теперь фигура получает первенствующее значение, пейзаж отступает на второй план. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. 1787 – 1788 гг. ). Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с женой и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплотой и выразительностью, в свободной манере. В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец).
Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Единственным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. Мать звали Сюзанной. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста.
Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. В 1774 году художник переехал в Лондон. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Томас (1727–1788) — английский художник, пейзажист и портретист. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни.
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Слабонервный таможенник поспешил удалиться.
Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. Крупнейший (наряду с Дж. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах.
Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомления, что местная газета поспешила объявить о его смерти. Высокий напудренный парик завершает образ. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти.
Композиции портретов не отличаются разнообразием. К этим же годам относится знакомство Гейнсборо с картинами фламандских живописцев, высоко ценимых в Англии. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Молодой художник стремится к самостоятельности. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил немало заказов на портреты от местной знати. Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В 1774 г. Гейнсборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картины, представляемые на академических выставках, завоевали огромный успех. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота.
Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Но с 1780 года его влияние усиливается. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо).
За девять лет он написал их около 80-ти. 1750-х). Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом».
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. В пору расцвета своего таланта он откровенно признавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
Не менее удачным был и вид «Чатерхау- са», написанный Гейнсборо в 1748 г. для украшения актового зала Госпиталя Найденышей. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Поэтическая утонченность портретов Гейнсборо изображавшего людей в состоянии мечтательности, уединения и покоя на лоне прекрасной природы, позволяет говорить о близости мастера английскому сентиментализму и предромантизму. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора.
Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Эти качества особенно проявлялись в его частых деловых поездках во Францию и Голландию.
Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Таков портрет его племянника, Дюпона. 1777г. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы.
И она знает это. Больше всего его привлекали сельские буколики. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.
Техника живописи Гейнсборо эволюционирует в сторону все большей свободы, все явственнее становится фактура его мазка. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Лучше всего у него получаются портреты. С этой же целью он работал необычайно длинными кистями и очень жидкими красками из-под которых иногда просвечивал подмалевок или холст, создавая ощущение незавершенности картины. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода.
«Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. Техника его легка и виртуозна.
1783, Кенвудхаус, Лондон). Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочкой, на другом, незаконченном (ок. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Родился в семье торговца сукном. хуже, хотя я очень стараюсь. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо.
Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Томас был девятым ребенком в семье. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Мастер брал специальные кисти с длинными черенками, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от мольберта и модели и переходил к остальному, лишь выписав целиком лицо. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Ок. С особой любовью художник изображал людей искусства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ).
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века.
По колориту это живописное произведение симфонично. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Эти холодные цвета и виртуозная живописная техника. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». В конце жизни писал идиллические сельские пейзажи, напоминающие образы испанца Б. Э. Мурильо («Девочка с поросятами», 1782 «Девочка, собирающая грибы»).
Он был широко признан при жизни как портретист. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Его пейзажи – своего рода вариации на темы реальных природных мотивов, нередко скомпонованных в мастерской из камней, мха, кусков зеркала и тому подобное.
Мартина (художественной школе). 1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористическому решению изобразив фигуру персонажа в голубом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, написанного в теплых коричневых тонах. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка.
В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Особенно Гейнсборо удавались женские образы. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Томас Гейнсборо родился в небольшом провинциальном городке Сэдбери графства Саффолк в семье суконщика. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. В ответ на его требование показать товар высокий и статный суконщик достал один из саванов и завернулся в него. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса».
Ранние пейзажи наполнены солнцем и словно омыты свежестью («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748). Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Даже став портретистом, он продолжал использовать пейзаж в композиции своих картин. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св.
Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться. И все же в отличие от других художников, посетивших Озерный край, у него не появилось желание изображать типичные пейзажи этой местности: горные скалы, окутанные туманом. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768). Большинство из них остались незаконченными.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. «. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Социальные характеристики отодвигаются на второй план.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.
В портретных работах пейзажный фон играет значительную роль. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон).
Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Мальчик в голубом, ок. только седина ударила в голову – жена моя говорит, что я стал. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Вскоре после смерти Томаса Гейнсборо его выдающийся современник и соперник в искусстве сэр Джошуа Рейнолдс сказал о художнике: Трудно определить, в чем он был наиболее силен: в портретах, пейзажах или картинах-фантазиях.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижины» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и самая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Работа над этим сюжетом являлась большой честью для молодого живописца.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Слишком горячо. Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Выбор оказался весьма удачным. Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов.
Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Не все портреты равны по своим художественным достоинствам, есть подлинные шедевры и работы явно неудачные.
Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. Большой ценитель музыки, художник познакомился в Бате с композитором К. Ф. Абелем, со многими знаменитыми музыкантами и актерами, которые стали героями его портретной живописи («Портрет Абеля», ок. Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Несмотря на некоторую скованность моделей, усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, портреты на редкостьубедительны.
Однако именно эта манера, предвосхитившая художественные открытия XIX века, от Констебля и Тёрнера до импрессионистов, определила исключительное место Гейнсборо в истории мировой живописи. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Картина Голубой мальчик (ок.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями.
Причиной послужила все та же развеска картин. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. «Портрет музыканта Фишера», ок.
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. У неё изящный профиль. Среди работ Гейнсборо — портреты Сары Сиддонс (1783–1785), миссис Грэхем (1777), герцогини де Бофорт (1770-е), «Дочери художника» (1759), «Голубой мальчик» (1770) и др.
В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки. В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок ноги скрещены.
Испытал влияние А. Ватто и голландских пейзажистов 17в., особенно Я. ван Рейсдала. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». В газетах появилось множество отзывов о его работах. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления.
В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса.
Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа — пейзаж старинного парка или лесной опушки, — становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. В лучших портретах 1770–80-х гг. Сара Сиддонс, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени.
В Лондоне он пишет в смелой живописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Девонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне.
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788). И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста.
Чтобы удовлетворить свои потребности в живописи он часто совмещал портретный жанр и пейзажную живопись, получая ещё более красивые и глубокие картины.
К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Портреты леди Молине (1769), Б. Трумена (ок. Восторженно отзывавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «.
«Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни.
В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).
Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти).
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноши (кон. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность.
1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик.
Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). В парных портретах английской аристократии он передает состояние нежной дружбы, согласия душ, звучащих в унисон друг с другом и с природой («Утренняя прогулка», 1785). Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». В отличие от других известных мастеров, Гейнсборо никогда не пользовался услугами подручных. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок.
Голову венчает черная шляпа с перьями. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Хорошенькая девушка пришла его проведать. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. 1750г. ).
1770г. ). В Лондоне Гейнсборо посещает академию св. Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок.
Однако у успеха была и оборотная сторона. Благодаря энергичным движениям кисти, почти растворяются контуры фигур, однако единство композициине утрачивается. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик. В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. картины природы, которые окружали его в детстве. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен.
Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больше света. В 1746 г. они обвенчались. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Там он и поселился.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Его больше привлекали извилистые тропинки, поломанные деревья, старые, причудливые, корявые пни, ручейки, поблескивающие среди травы, т. е. Отсюда удивительная психологическая тонкость и одухотворенность портретных образов Гейнсборо, который становится одним из самых признанных портретистов Англии, однако всеобщее восхищение вызывали и его пейзажи. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Там он жил до 1749 года.
Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье Джона Гейнсборо, торговца сукном и саванами и его жены Сюзанны, урожденной Берроуз. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». К этому времени он — пользующийся признанием, преуспевающий художник. Меняется стиль его работ. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Один из учредителей Королевской академии (1768г. ). Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Отмечая этот парадокс известная исследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о которой всегда мечтал». Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещении 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточная Англия).
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. 1759 г. ), – держат на руках котенка.
Недостаток профессиональной подготовки, ощутимый во многих ранних работах, живописцу приходилось восполнять самому, что сыграло, видимо и свою положительную роль, определив значительную независимость Гейнсборо от академических канонов. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художника (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). Вскоре он обзавёлся собственной мастерской.
Он пишет незамкнутое пространство, внутренняя динамика которого заключена в криволинейном, спиралевидном движении, куда вовлечены все элементы композиции: и трепещущие листвой купы деревьев и вьющиеся лесные дороги и наступающие на них холмы и едущие повозки с людьми. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Она повернулась слегка влево.
Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
Гейнсборо подчеркивает в своих моделях не род их занятий и положение в обществе, а духовный аристократизм, утонченную интеллектуальность («Сара Сиддонс», 1783–85). Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине.
Он создает их в последний, лондонский период творчества. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея).
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Лучшие портреты художника написаны трепетными динамичными мазками, как бы размывающими границы формы, что создает ощущение живого дыхания, вибрации света и воздуха. Под их влиянием изменился стиль художника. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он родился в Седбери (графство Саффолк).
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но чистых пейзажей относительно немного. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон).
Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Осанка подчеркивает величие актрисы. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.
Справа от дороги стоят два осла. Этим он и начинает заниматься. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Он предпочитал пейзажи.
Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Но это был четко рассчитанный эффект. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Но более всего Гейнсборо страдал из-за неизлечимого психического заболевания младшей дочери.
Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. То, что было оставлено Гейнсборо людям, навсегда сохранит любовь к нему. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. 1770г. ) отличает тонкая одухотворенность пейзаж в них становится «аккомпанементом» к настроению изображенного. Констебла и др. ). Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. «Мы любим талантливого человека за то, что он нам оставляет, – говорил он, – и оплакиваем то, что он отнимает».
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Признание и успех не снизили творческую активность художника. Но даже среди этих замечательных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон.
Родители назвали ее Мэри. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Пожалуй, единственное яркое событие — его ссора с Академией художеств.
Одна из лучших работ этого периода — Портрет супругов Эндрюс. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью.
Это желание сбылось лишь отчасти. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Так, по воспоминаниям современника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький обломок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструментом для пробелов». Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Он известен также своей графикой. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Умер 2 августа 1788 года от рака.
Рейнолдс, придерживающийся абсолютно иных эстетических идеалов, зорким взглядом большого художника выделил самое главное в искусстве Гейнсборо — его своеобразную живописную манеру, так и оставшуюся непонятой большинством современников. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Именно он больше всего способствует слиянию фигур с окружающей их средой и сообщает изображенному изменчивую трепетность жизни. Стали отличительными чертами живописи художника. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Живописная манера Гейнсборо отличается «акварельной» легкостью, воздушностью («Портрет Р. Эндрюса с женой», ок.
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Он знакомился с произведениями мастеров континента в коллекциях своих заказчиков и на аукционах в Лондоне (его кисти принадлежит портрет Дж. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. Зрелый стиль Гейнсборо сложился под влиянием ван Дейка и Ватто. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Живя в Лондоне, он пишет портреты. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую.