Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали- ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Золя заявил, что у Жерома «сюжет- всё, а живопись- ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)- египетские танцовщицы.
В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами67. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину- «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Жан-Леон Жером (фр. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Кроме того, уже ставший известным художник получал заказы от министерства изящных искусств, которые весьма недурно оплачивались. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию».
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин- Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842-1912) – дочери торговца картинами. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В июне 1871 года он вернулся в Париж. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). И маскарад – не маскарад и драма – не драма».
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824-1895) и Жан Хамон (1821-1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника— Франсуазе Вильмо. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. По мнению и Дж. Во внутреннем дворике устроен торг. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. И маскарад- не маскарад и драма- не драма». Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». По мнению и Дж.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом- например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. По мнению и Дж. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Он не сразу дошёл до такой философской жизни. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Жан-Леон Жером (фр.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). При этом он выставлял свои картины каждый год. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803-1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. Jean-Leon Gerome 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны – 10 января 1904, Париж) – французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии- для великого князя Александра (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника – Франсуазе Вильмо. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей — то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Жан-Леон Жером (фр.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем».
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться.
В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Полотно велико по размеру – 134 203 см. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Она сейчас находится в музее Орсе. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований- якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической».
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Полотно велико по размеру – 134 203 см. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798-1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы- особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине- в Везуле), организованная также Экерманом. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре- «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором- либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Художник неоднократно приезжал на Ближний Восток интересовался его жизнью, столь не похожей на европейскую.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Однако, по сравнению с Энгром, обнажённые Жерома далеки от канонов классической красоты, поскольку с 1870-х годов он наряду с парижанками, одетыми в восточные костюмы, стал писать и подлинных женщин Востока. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В 1846г. Как и многие другие ученики Делароша, он переходит на обучение к знаменитому педагогу Шарлю Глейру, но затем вновь возвращается к своему первому учителю. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822-1901). Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок19. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе).
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание- без каталога). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Полотно велико по размеру — 134 203 см. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Картина при этом демонстративно нейтральна в этическом смысле, поскольку художник не оставил ни одного намёка на статус ведомых людей – то ли это добровольцы, то ли феллахи, насильно согнанные на строительство только что начатого Суэцкого канала, точно так же, как он не осуждает ситуации и не восхищается мужеством людей, сцепленных колодками.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары.