Первые картины, написанные на основе найденных фотографий, Герхард Рихтер создал в 1962 году. Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. На торгах аукциона Сотбис, которые прошли в Лондоне в эти выходные, картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Абстрактная картина» была куплена неизвестным коллекционером за 34 миллиона, тем самым поставив новый рекорд по цене картины, проданной еще при жизни художника.
На акционе Сотбис была продана картина знаменитого художника Рихтера Герхарда за рекордную сумму 34 миллиона.
«Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Чжан Сяоган, увлекающийся мистицизмом и восточной философией, написал историю «Вечной любви» в трех частях — жизнь, смерть и возрождение. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма».
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. На торгах Sothebys 4 ноября 2015 года его работа 1961 года «Переход Делавэра» была куплена за рекордные 13, 69 млн с учетом комиссии. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта. Выбор персонажа — рискованный.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Таким образом, подчеркнутое утверждение смысла живописи у Рихтера не позволяет воспринимать его картины в категориях антиживописи (как он однажды определил свой предыдущий подход). Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. Переход от количества, сформированного серийной группировкой цветных поверхностей, к качеству элементарной пространственности – конкретно реализованной числом и размером основ – систематически репрезентирован в группе из пяти картин под названием «Цветовые поля» (1973 – 1974).
Все это вещи конца 1980-х— начала 1990-х. Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. 1962: Фотокартины.
Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина. То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например) или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. Но в 2007 году все изменилось.
Расход красок (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к Абстрактным картинам, появившимся во второй половине 70-х. Обе отражают один и тот же основополагающий подход. «Беспомощный Генри Мур» — одно из серии полемических произведений Наумана о фигуре Генри Мура (1898–1986), британского художника, которого в шестидесятые годы относили к величайшим скульпторам ХХ века. Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор.
В биографии художника полезно выделить несколько узлов, важных для понимания его стилистики. Начнем с китайского художникаЦуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Арт-критик Бенджамин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники.
Никаких развернутых интервью и вопросов в лоб. Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. Меня интересует только то, чего я не понимаю – говорит художник. Лучше эту нумерологию не знать совсем.
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Это камера. Таким образом, чужое присутствие было бы сведено до минимума. Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность.
И понял, что ему всегда были интересны линия и цвет. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Именно в этом заключается его фундаментальное расхождение с (немецкой) традицией экспрессионистской живописи, которую сегодня вновь стали высоко ценить, что является признаком общего регресса.
Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. —рассказывает Пол Мурхаус.
Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. Науман часто экспериментирует с языком, открывая неожиданные смыслы привычных фраз.
Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Это зрелище так его впечатлило, что он тут же вернулся в мастерскую и написал свою версию с этими же словами. При этом «Пальцы» (1970), «Зеленые картины без названия» (1971) и «Размытые картины» (1973) теряют видимость объективной плотности – в отличие от написанных фотографий, полной противоположностью которых они являются, – но приобретают в плане автономии живописного дискурса.
В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Напротив, «Серые картины», создававшиеся Рихтером начиная с 1972 года, можно воспринимать как группу работ, дополняющую «Цветовые шкалы» и «Цветовые поля», которые планировались и создавались одновременно начиная с 1966 года. Грандиозная выставка открылась шесть лет спустя, в 2001-м и с тех пор интерес к творчеству Рихтера рос как на дрожжах.
Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Этот перфоманс произвел огромное впечатление на публику, хотя сам автор не понимал причину такого успеха, он просто получал удовольствие. Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Это произошло 18 мая 2017 года.
Иные картины, начатые в ярких красках, превращаются в серое полотно. С 2010 года самой дорогой работой Маурицио Каттелана была восковая скульптура выглядывающего из дырки в полу человека, внешне похожего на самого художника («Без названия», 2001). Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Цена молотка 14, 75 млн (а с учетом Buyers Premium 16, 8 млн) превзошла прежний аукционный рекорд Гротьяна больше, чем на 10 млн. На заднем плане по телевизору передавали новости. Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное— как писать». Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве.
Закадровые вопросы и реплики режиссера звучат предельно наивно и просто, но не от незнания, аиз-за нежелания разрушить хрупкую атмосферу понимания и доверия. Сэтого диалога начинается совершенно всё». Так называемые «Абстрактные картины» Рихтера – серия, начало которой было положено где-то в 1976 году и которая с тех пор претерпела множество едва уловимых трансформаций – вызвали (по множеству поводов и, в частности, среди американской публики) вопросы относительно их исторического места и эстетического подхода художника. Произведение «Золотой телец» — огромное чучело быка в формальдегиде, увенчанное золотым диском, — принесло аж 10, 3 млн (18, 6 млн).
Первый этап творчества Мардена отдан классическим минималистским полотнам, состоящим из цветных прямоугольных блоков (горизонтальных или вертикальных). С одной стороны, в группе иллюзионистских работ «Занавески» (1965), «Рифленое железо» (1967), «Трубы» (1967) и «Тени» (1968) мы видим иллюзию всей фигуративной живописи с ее претензией на воссоединение репрезентации через иллюзионистские манипуляции с репрезентированным. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое. За всю свою полувековую жизнь в изобразительном искусстве Герхард Рихтер лишь однажды допустил съемочную группу в свое ателье: в 1992 году вышел (еще на видеокассете) фильм Виктории фон Флеминг (Viktoria von Flemming) Gerhard Richter: Meine Bilder sind klger als ich (Герхард Рихтер: Мои картины мудрее, чем я), в котором художник при включенной кинокамере наносит краску на полотно. Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. Этот триптих участвовал в культовой выставке 1989 года «Китай/Авангард» в Национальном художественном музее.
Картину «Без названия (S III Released to France Face 43. 14)» выставил парижский коллекционер Патрик Сегин с оценкой в 13–16 млн и поскольку продажа лота была гарантирована третьей стороной, то установлению нового персонального аукционного рекорда 49-летнего художника никто особо не удивился. Семизначных же результатов (продаж дороже 1 млн, но не более 10 млн) в аукционной копилке Марка Гротьяна уже около тридцати. Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве.
По Рихтеру, путь живописи пролегает по едва уловимой тропе между «документальным» (фотографическим, реалистическим, фигуративным) свидетельством и отказом быть свидетелем реальности (претензия на эту рольравна лжи и манипуляции). Вещь странная. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. И хотя он отличается от двух вышеприведенных примеров, процесс структурного преобразования в «Абстрактных картинах» в сущности не меняется, даже если результатом исследования становится другая картина (а не фотографическая решетка или архитектурная декорация размером с мураль).
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту.
Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Кстати, западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна. Это было академическое признание. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Английскому художнику Дэмиену Херсту (1965) суждено было первым замахнуться на первое место этого рейтинга в споре с живым классиком Джаспером Джонсом. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа.
Каково творить под пристальным наблюдением. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Не то, что надо.
В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Объединяя количественный и качественный последовательный элемент (в данном случае – деление и умножение каждого цвета на четыре) с количественным пространственным элементом перестановки (число возможных комбинаций цветов составляет 1024 из чего потенциально следует практически бесконечное число, появляющееся из деления на три – или, в случае Рихтера, на четыре, – основополагающих цвета) в пластический принцип, Рихтер при помощи живописи демонстрирует элементарные материальные принципы совершенной равноценности всех цветовых качеств. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели. И хотя сложно классифицировать неисчислимые различия этой полярности, можно определить некоторые из ее специфических характеристик – например, морфологическую полярность представленных сюжетов, как в решительных пастозных мазках «Городских пейзажей», которым противостоит легкая прозрачность «Облаков».
Что значит Him. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту.
«Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т. д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает. В том же 2007 году его сместил с первого места Кунс со своим «Подвесным сердечком».
В течение полувека он пишет либо первое, либо второе, либо скрещивает фото и абстракцию. Однако язык Рихтера – ни то ни другое: он не всеведущий автор, легко управляющий старыми практиками живописи и самовольно подчиняющий их нуждам настоящего (как это цинично делают, например, некоторые так называемые постмодернистские архитекторы), – и не убежденный приверженец ремесла, время повторного открытия которого еще не настало (как в случае переоткрытия, вопреки нормативной эстетической логике, устаревших экспрессионистских и фигуративных видов живописи в конце 1970-х). Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником. Пауза, после которой следует ответ: Да, синий цвет испортил бы картину.
За исключением «Эмы», датируемой тем же периодом, «Цветовые шкалы» Рихтера были первыми картинами, в которых художник использовал цвет. Эта автономия граничит с гротеском (в первоначальном смысле этого слова, означавшего особый тип орнамента). Рихтер открыто ссылался на герметичную природу живописи как стратегии сопротивления господству потребления: он заявлял, что «живопись – это создание аналогии для невидимого и немыслимого, которое должно стать фигурой и должно стать доступным Хорошие картины, следовательно, непостижимы Они непостижимы затем, чтобы их нельзя было потреблять и чтобы они оставались существенными». Как все у Каттелана. Это примерно на 3 миллиона выше предыдущего рекорда (25, 9 млн за работу «Поглощенные трясиной»).
После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. Серия «Абстрактные картины» появилась, по свидетельству Рихтера, как ответ на серию крупноформатных монохромных картин, созданных в 1975 году с использованием полумеханических живописных процедур (валики, губки). Рекорд продержался до 8 мая 2016 года, когда еще более провокационная работа Каттелана «Him» изображающая коленопреклоненного Гитлера, ушла с молотка за 17, 189 млн. У него и сейчас там сохраняются две мастерских.
По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников. В общем, пока что с текущим рекордом в 36 млн Джаспер Джонс, один из мэтров американского послевоенного искусства, работающий на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, находится на почетном третьем месте. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью. Однако он забыл сказать, что они будут опосредованы изменением масштаба и фотографической технологией или что их «фактура» сдвинется от непосредственного к сконструированному или что каталог живописных приемов – память живописи – вдруг предстанет проявлением спектакля внутри практик самой живописи или что все это покажет, насколько занятие высоким модернистским искусством живописи уже смирилось с исторической участью существования в самой культуре спектакля в качестве практики, продолжающей существовать вне этой тотальности, живопись стала ее самой излюбленной областью. В начале девяностых Ларри Гагосян произнес пророческие слова: «Настоящую ценность работ Наумана нам еще только предстоит осознать».
Этого можно было убедительно достичь лишь при условии, что цвет обретет автономию по отношению к своей традиционной символической или выразительной функции, станет независимым ото всех композиционных или пропорциональных иерархий и будет функционировать как материальный элемент живописи, являя себя в чистой тавтологической материальности цвета, написанного (на холсте) художником. Но вместе с тем именно в этом автономном живописном дискурсе его язык становится пустым языком (полным объективной иронии). Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые.
Работа Наумана — ответ на эту критику и одновременно размышление на тему творчества. «Его» или «His infernal majesty». Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели.
Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Что ж, эта «поверхность с краской на ней» в случае, если это работы Фрэнка Стеллы, сегодня может стоить миллионы долларов. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения».
Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. Например, размывает в беспредметности снимки узников концлагеря в серии«Биркенау» 2014 года. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует.
При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада».
Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Gerhard Richter Painting.
Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. Именно эта диалектика определяет интерпретацию «Абстрактных картин».
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. «Цветовую шкалу» (1963) Джима Дайна и «Коробки Brillo» (1964) Энди Уорхола).
Тем не менее желание «ничего не изображать» на деле представляет собой радикальное отрицание исторически определенной изобразительной ценности цвета и становится изображением материальности анонимного цвета. И в своей оценке он не ошибся. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Одна из таких «меандровых» работ — «The Attended» — на торгах Sothebys в ноябре 2013 года была продана за 10, 917 млн с учетом комиссии.
В конечном итоге выходки Маурицио Каттелана получили широкое признание в арт-мире: его приглашают на Венецианскую биеннале (инсталляция «Другие» в 2011 году — стая из двух тысяч голубей, которые грозно взирают со всех труб и балок на проходящие внизу толпы посетителей), устраивают ему ретроспективу в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (ноябрь 2011) и, наконец, платят за его скульптуры большие деньги. Однако любая попытка проницательного наблюдателя взглянуть подобным образом на «Абстрактные картины» безусловно покажет, что ирония свойственна мышлению и живописи Рихтера не в большей мере, чем, скажем, творчеству Раймана. Так оно и вышло: 17 мая 2001 года на Christies работа Наумана 1967 года «Беспомощный Генри Мур (вид сзади)» (Henry Moore Bound to Fail (Backview) поставила новый рекорд в сегменте послевоенного искусства. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег. Название работы становится каламбуром, так как соединяет два значения английского слова bound — связанный (в буквальном смысле) и обреченный на некую участь. На довольно объемной московской выставке помимо «Биркенау» покажут картины 1973-2016 гг. : от минималистической серии «Серый» до свежей коллекции «Абстрактной живописи».
«Тайная вечеря»— самое крупное (2, 2 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год. Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году.
Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Именно эти представления о живописной практике саморефлексии и самореферентности были открыто отвергнуты Рихтером, когда он заявил: «нет такой краски на холсте, которая не означала бы ничего кроме и ничего более себя самой иначе Черный квадрат Малевича был бы лишь дурацким слоем краски». Доволен он -она продолжает жить.
Вцелом вся выставка— обэтом моменте». В 2004 году состоялась ретроспектива Джона Каррена в Музее Уитни. с другой стороны, в серии «Детали» (1970 – 1971) попытка предложить средства репрезентации в качестве самого реального ведет к перцептивной (и концептуальной) тавтологии. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. И хотя у нас нет оснований полагать, будто Рихтер изменил свое отношение к живописи лишь из исторического оппортунизма (между прочим, довольно рано, поскольку в 1976 году последующую перемену живописной эстетики было еще трудно предугадать), по крайней мере два больших проекта, «Зеркала» 1981 года и огромные, размером с мураль, желтые «Мазки» 1980 года, уже бросали вызов (а то и вовсе противоречили) его претензии на традиционалистскую позицию относительно придания смысла живописным структурам.
Мыживем вмире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мыпомним исторические события, например, 9/11. Текущий рекорд составляет аж 58, 4 млн. К. М. Максимов воспитал целую плеяду китайских реалистов, ныне классиков. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. «Полихромное и сложное» – эти слова Рихтер использовал для обозначения качеств картин, созданием которых он хотел заняться.
Эти работы под названием «Два желтых мазка» имеют размер 190 2000 см и на сегодняшний день являются самыми большими картинами Рихтера. Это художественное высказывание вполне в духе классического западного поп-арта (вспомним мебельный гарнитур Аллена Джонса или «Розовую пантеру» Кунса), но с национальной изюминкой. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком» и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»). Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Линии складываются в геометрические формы, чем-то напоминающие оптические иллюзии, те самые картинки, которые мерцают, движутся, закручиваются, создают ощущение глубокого пространства, если долго на них смотреть.
Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Мураками позаимствовал название для своей скульптуры у фильма Энди Уорхола «Одинокие ковбои» (1968), который японец, как он сам признался, никогда не смотрел, но уж больно ему понравилось сочетание слов. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Как гласит легенда, однажды Вул прогуливался вечером по Нью-Йорку и вдруг увидел на новом белом грузовике граффити черными буквами — слова sex и luv. На ней он представил так называемые «Черные картины» — полотна, закрашенные параллельными черными линиями с тонкими промежутками незакрашенного холста между ними.
Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Тем самым он хочет лишить искусство ореола святости, который ему придают музейные стены. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д».
Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Науман начинал свою карьеру в шестидесятых. Зачем было делатьэто.
– Она за мной наблюдает. Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. И если первое утверждение предполагает, что тропами рихтеровской живописной риторики являются парафраз и цитирование, пародия и повторение, то второе (очевидное, но показательное заблуждение) предполагает, что его дилемма – это дилемма запоздалого виртуоза: он овладел ремеслом и мастерством в тот самый момент, когда практики производства визуального смысла стали использовать другие возможности, требующие других техник и когда смысл, произведенный поздно приобретенной виртуозностью, порождает пустой дискурс. (Их совершенство заключается именно в рассчитанной близости к идиотизму, в то время как совершенство написанных фотографий – в рассчитанной близости к идеологии. ) В «Эстетике безобразного» (1853) Карл Розенкранц привлек внимание к этому «пустому дискурсу» как эстетической возможности: «Если опустошенность некоторого созерцания становится настолько объемлющей, что время привлекает к себе внимание как время, тогда мы воспринимаем отсутствие содержания чистого времени и это составляет чувство скуки. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо.
Работы серии называются в честь событий Гражданской войны в США или, как в случае с «Переходом Делавэра», навеяны событиями Войны за независимость. А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. К нему в класс и попал Цзинь Шани, который на тот момент был самым молодым в группе. На эту тему Рихтер выполнил серию работ, которые наглядно показывают, как проходил переход от фигуративного искусства к абстракции. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. При этом границы между этими жанрами довольно размыты.
Рихтер Герхард Картины и биография Герхарда Рихтера Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
Денег на масляную краску для художников ему тогда не хватало. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Картины творят, что хотят. Однако мы ведем ранжирование в пересчете на доллары, вот таким образом (да простит нас «Золотой телец») лучшей продажей Херста мы будем считать все же «Сонную весну».
В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». Словом, я пока не вижу синтеза между идеологией и поэзией (понимая поэзию в весьма обобщенном смысле, как поиски неотчуждаемого смысла вещей)». Уже упомянутая работа «Фальстарт» могла бы еще долго оставаться непотопляемым лидером, если бы 21 июня 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего Херста «Сонная весна» (2002) не была продана на Sothebys за 9, 76 млн, то есть за 19, 2 млн. Творчество – интимный процесс, по крайней мере, для Герхарда Рихтера. После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету» и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов».
Кинокамера следит за каждым движением, ловит жесты, подмечает перепады настроения, пытается проникнуть в святую святых – внутренний мир художника. Работа относится к серии «Benjamin Moore». Именно через это двойное отрицание «Цветовые поля» и «Серые картины» обретают свою идентичность, которая выводит их из диалектики пустоты и полноты дискурса (из присутствующих в живописи отношений между идеологией и идиотизмом), придавая им языковую объективность живописной формы. С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за 26, 5 млн. А если нет, то картина исчезает навсегда, уничтожается.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за 23, 6 млн на торгах Sothebys. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. 9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sothebys масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за 20, 8 млн (13, 2 млн).
Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. Следующая большая серия работ получила название «Лица» в абстрактных линиях этой серии угадываются черты человеческого лица, упрощенного до состояния маски в духе Матисса, Явленского или Бранкузи. Можно сказать, что слава настигла его сама. Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства.
Он описал это так: «Летом 1978 года я сфотографировал поверхность наброска, написанного маслом на холсте Фотографии были сделаны с различных ракурсов, под различным углом, с разного расстояния и при разном освещении. Менялись краски, живописная основа и даже форма картин (среди прочих выделяются работы в форме букв U, T, L). Рихтер описал серые картины как «самые законченные картины, какие я только мог представить».
Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю.
Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером. Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника.
Цены на работы немца продолжают расти. Американский музей заплатил 3 млн за 15 картин в серых тонах и вскоре задумался о проведении полноценной ретроспективы немецкого художника. Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций.
Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Затем, в 2009 году её сменила работа «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», проданная на торгах Christies за 7, 9 млн. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году.
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи. Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше 1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е. Подобно тому как перестановка серийных цветовых полей создает на картинах, для которых характерна чистая автономия материальности цвета, нейтральный и объективный формальный гештальт (одинаковые серии равных прямоугольников), «Серые картины» определяют себя как работы чистой живописной практики в цветовом гештальте, который нейтрально и объективно окрашен в монохромный серый.
Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Американец Брюс Науман (1941), обладатель главного приза 48 Венецианской биеннале (1999), долго шел к своему рекорду. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. Первый случай был связан с проектом 1978 года, для которого Рихтер решил сфотографировать в разном положении и с разных углов один из этих «цветных набросков», снятый с подрамника и помещенный на стул.
Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Я хотел написать четыре великие многоцветные картины». Инарисовал сверху абстрактную композицию.
Если Рихтер назвал свои последние «Абстрактные картины» программным уходом от дилеммы серых монохромных полотен 1975 года, значит их нужно воспринимать как диалектическое отрицание импликаций последних. Главная особенность этих картин – формат (800 200 см) и деление цветов по шкале из 180 тонов. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров). Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером.
Вместо этого на протяжении более 40 лет он искал вдохновения в Калифорнии, куда переехал из Небраски в возрасте 18 лет. Ответы же варьируются от утверждений, что подход Рихтера – это, в сущности, подход постмодернистского живописца (после 1962 года), до утверждений, что его картины напоминают абстрактный экспрессионизм второго поколения. Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. 70-е годы: Абстрактные картины.
Будучи характерной для традиции модернизма, она является одновременно техникой и процессом производства, преобразующим конвенции интерпретации и видения и именно в этом преобразовании демонстрирует свою действенность «смысл» работы. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Рынок и арт-сообщество признают немецкого художника Герхарда Рихтера (р. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Эта традиция сводит живопись к одной лишь выразительной функции.
Нет, не могу. Практика синекдохи (в традиции реализма) сулила некое сопротивление и противостояние тотальности мифа в масскультурных формах репрезентации, руководящих повседневной жизнью: спектаклю потребления и потреблению спектакля. Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником). Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». «В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора.
Он искал тот мотив, с которым можно бы было экспериментировать. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Алично уменя отэтих работ возникают собственные ассоциации: явспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета иформы вдруг приобретает значение— как будто мысмотрели нарасплывчатые тона инемогли понять, чтоэто. Именно он и имеет решающее значение». Следовательно, «Абстрактные картины» дают нам непосредственное понимание современного положения живописи, существующей между непримиримыми требованиями зрелища и синекдохи.
Рихтеру тогда было 15лет. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности».
Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Почему. на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. Позднее наброски были подвергнуты техническому процессу воспроизведения и масштабированию, ставшему ключевой рабочей процедурой для преимущественно крупномасштабных жестовых «Абстрактных картин», которые Рихтер создавал начиная с 1976 года.
Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Тогда этот озорной персонаж выглянул из дырки в полу зала с картинами голландских живописцев XVIII — XIX веков. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». В 1971 году Рихтер снова начал работать с темой атласа цветов.
Сделанный из гипса и воска слепок связанных за спиной рук Наумана ушел с молотка за 9, 9 млн в коллекцию французского магната Франсуа Пино (по другим данным, американки Филлис Уоттис). На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения».
Вопрос, правда из разряда «смотря как считать». Пикассо является наиболее очевидным примером». Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США.
Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». «Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна».
На торгах Sothebys 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за 29, 93 млн с учетом Buyers Premium. В той мере, в какой ему удается заставить свои картины действовать против овеществляющей функции копирования и воспроизведения – при этом, однако, не лишая живопись ее претензии на знание реальности, – его написанные фотографии могут рассматриваться как дискурсы, наполненные реальностью (лишенной всякого субъективного выражения). Апотом сделал это снова иснова. Метод Рихтера — оппозиция и взаимодействие фотореалистического и абстрактного изображения. Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгах Christies 12 ноября 2013 года. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Он воздерживается от этого перевернутого овеществления живописи, являющегося следствием сведения последней к ее выразительным функциям.
В статье А. С. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2, 7 м весит 1600 кг), но зато имеет сходное назначение.
Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Его уникальный стиль называют «текстовой живописью».
В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. Относительно этих четырех картин идущих под общим названием «1024 цвета в 4 перестановках», сам художник в 1973 году писал: «Меня завораживает своего рода искусственный натурализм например, если бы я изобразил все возможные комбинации, свету бы понадобилось больше четырехсот миллиардов лет, чтобы пройти от первой картины до последней. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» 20–30 млн.
Марк Гротьян (1968), в чьем творчестве специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта, пришел к своему фирменному стилю в середине 1990-х, после переезда вместе с другом Брентом Петерсоном в Лос-Анджелес и открытия там галереи «Комната 702». Другая оппозиция прослеживается в утверждении Рихтера, что один метод работы ничем не лучше другого: «Картина с цветовой шкалой ничем не отличается от маленького зеленого пейзажа.
Женский голос за кадром тихо уточняет, что произошло: Синий цвет. Давайте лучше поговорим о кино. Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте 15–20 млн достиг цены молотка 30, 4 млн. Свои работы Рихтер определял как фиктивные модели, отражающие действительность, которую мы не можем ни увидеть, ни описать. Это лучший результат Херста, если считать в фунтах (в той валюте, в которой проводилась сделка).
Официальное советское искусство, соцреализм, непривычная еще тогда для Китая масляная живопись (в противовес традиционной китайской росписи тушью) в 1950-е годы были на пике популярности и в Пекинский художественный университет на три года (с 1954 по 1957) приехал преподавать советский художник Константин Мефодьевич Максимов. На дворе был 1987 год и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Сегодня он говорит: Вот так. Такаси Мураками работает как художник, скульптор, дизайнер одежды и аниматор. 1932).
Конечно, я был очень впечатлён этим почетным заданием, но очень скоро понял, что я не справлюсь с этой задачей. В буквальном смысле. Такой живописью владеть приятно. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. Творчество Дойга часто называют магическим реализмом.
Рихтер описывал этот переход как фазу, в ходе которой он создал так называемые «цветные наброски» и объяснил, почему назвал эти небольшие полотна (которые теперь считаются полностью автономными, полноценными картинами) набросками: «Я назвал их набросками, пытаясь представить их чем-то безобидным, чтобы иметь возможность продолжать работать в этой манере». Итальянец Маурицио Каттелан (1960) пришел в искусство после того, как поработал охранником, поваром, садовником и дизайнером мебели. Этот процесс опосредования изначальной, прямой, органической живописной деятельности (органической в смысле традиционного определения художественного знака, предположительно передающего непосредственное и содержательное присутствие трансцендентного опыта) при помощи различных стадий и практик механического конструирования живописного знака (фотографического фиксирования предположительно подлинного и непосредственного следа выражения, его перенесения и увеличения изменения масштаба и живописной реализации) является явным сюжетом рихтеровских «Абстрактных картин» (уже в 1919 году Любовь Попова заявила, что «фактура – это сюжет живописи»).
АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Но продержался Херст на первом месте не так уж и долго. Увеличенный в размерах, да к тому же еще и трехмерный, герой аниме превращается в фетиш массовой культуры. В конце концов, получились 11. 000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта – на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом.
В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Фаньчжи изображает жителей современных китайских мегаполисов, которым приходится бороться за место под солнцем. Инсталляция была создана в 2014 году, подтвердив, что Рихтер не намерен почивать на заслуженных лаврах и его мало занимают аукционные страсти. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Это его убеждение фильм понимает буквально и пытается читать между красок на холсте. Большинство работ остались без названий характерной чертой стала ассоциативность. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня» и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью.
Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. В ближайшем будущем Каттелан обещает установить золотой унитаз в Музее Гуггенхайма. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. В отличие от многих других минималистов, добивавшихся идеального качества произведений, как будто отпечатанных машиной, а не нарисованных человеком, Марден сохранял следы работы художника, сочетал разные материалы (восковые и масляные краски).
Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Так появились две большие серии, посвященные систематическому исследованию случайных подборок цветов («4 цветовых шкалы из 180 цветов» и «20 цветовых шкал поменьше из 9 цветов»). Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». Понятно, что речь точно не идет о воспевании образа фюрера.
Работа, к слову имеет довольно необычный формат. – Что с камерой. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Иным вообще не суждено увидеть света выставочных залов.
Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Однако в той мере, в которой «Цветовые поля» «подвешивали» экспрессивные и локальные качества феномена цвета, подчеркивая их чисто материальное качество, «Серым картинам» удалось устранить исторически обусловленные качества живописной практики как жестовой деятельности – будь этот жест экспрессивно-субъективистским или же саморефлексивным и аналитически объективным. Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году.
По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. По поводу серого, который, начиная с первых картин, созданных в 1962 году, доминировал практически во всем его творчестве, Рихтер сказал: «Из всех цветов лишь серый имеет свойство ничего не изображать». На производство композиции с сердцем, покрытым десятью слоями краски, было затрачено свыше шести с половиной тысяч часов. С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». На сегодняшний день самая дорогая работа Питера Дойга — снежный пейзаж «Роуздейл» (Rosedale) 1991 года.
Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christies в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные 21, 8 млн (с учетом комиссии). Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Потом была рекордная продажа за 33, 6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). В двух случаях весь спектр «смысла» этой техники приобретал в его творчестве показательную значимость, что побуждает взглянуть на «Абстрактные картины» как на категорию произведения вообще. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7, 4 млн, более чем в два раза дешевле. До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 млн.
Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sothebys в Лондоне ушла с молотка за 21, 3 млн (34, 2 млн). Судя по всему, художник чувствовал себя достаточно комфортно, а если нет, то прямо об этом говорил. Название странное.
С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6136 пилюль), по сути, классическая инсталляция. — Оно само — форма». По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Среди авторов, повлиявших на становление Мардена, — Джексон Поллок (в начале 1960-х Марден работал охранником в Еврейском музее, где воочию наблюдал «дриппинги» Поллока), Альберто Джакометти (познакомился с его работами в Париже) и Роберт Раушенберг (какое-то время Марден работал его ассистентом). Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт.
Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт». В 1970-е Стеллу пленили огромные лекала, с помощью которых красят корабли.