Отец – Хорст Рихтер – был школьным учителем, но большее влияние на духовное развитие Герхарда оказала мать – Хильдегард. Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности, в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. Герхард Рихтер, находясь в почтенном возрасте, любит уединение и активно продолжает работать в своем ателье близ Кельна. Первые картины, написанные на основе найденных фотографий, Герхард Рихтер создал в 1962 году.
Это слова Герхарда Рихтера – одного из самых дорогих художников современности, за полотна которого на аукционе Sothebys отдают миллионы долларов. Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter род. Вмосковском Еврейском музее открылась первая вРоссии выставка одного изсамых значимых идорогих современных художников— немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера, которого многие искусствоведы считают непросто авторитетом, нолучшим изныне живущих живописцев.
Отметим, что в 2014 году Герхард Рихтер был очень высоко оценён коллекционерами и аукционы с его участием принесли доход в размере 270 млн. Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного. С произведений, в которых изображаемое размыто искажено, начинается исследования Герхарда Рихтера сложных, многогранных взаимоотношений реальности и воспринимаемого образа.
В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. Полотном Герхарда Рихтера обладает один изгероев фильма «Список контактов» («Deception», 2008г. ). Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Большинство своих работ того времени Герхард Рихтер считал малоценными и уничтожил.
Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. Сегодня Герхард Рихтер – это.
В статье А. С. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. События в его работах разворачиваются в серой зоне между выразимым и невозможным, очевидным и незримым историей и смертью, банальным и таинственным (таковым он, например, считает абстрактное искусство) — то есть в том единственном пространстве, которое уцелело после сумерек богов.
Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. Тогда же в Мюнхене с большим шумом откроется реконструкция печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» она покажет уцелевшие работы, не уничтоженные в огне после выставки 1937 года. Но не так широко известно, что тот улыбающийся с картины «Семья на море» мужчина, глава семейства и тесть художника, — член НСДАП и директор женской гинекологической клиники, хотя и не имевший непосредственного отношения к смерти тети Марианны, но все-таки поддерживающий текущую расовую политику. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту.
Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Зачем было делатьэто. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым.
Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». — Оно само — форма». Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году.
Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Вцелом вся выставка— обэтом моменте». Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве. Можно вспомнить короткое эссе «Роскошно меблированная десятикомнатная квартира»Вальтера Беньямина, в котором он, хотя и обращаясь к XIX столетию, описывает, как средоточием детективных романов (Э. А. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году.
Арт-критик Беньямин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». Ему посвящают песни — не самые известные исполнители, но найти таких можно (сам художник в это время сотрудничает с Арво Пяртом). Всю экспозицию можно разделить на четыре крупных блока – портреты, натюрморты, пейзажи и абстракции. Рихтеру тогда было 15лет. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Это было академическое признание.
Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Если ограничиться только более или менее очевидными связями и не брать во внимание, например, «Оленя» (1963) или «Рулон туалетной бумаги» (1965), семантика которых может показаться угрожающе скользкой, то можно вспомнить хотя бы работы «Несущие гроб» (1962) или «Мертвый» (1963) (здесь воспроизведена иллюстрация к новости о смерти человека, случайно раздавленного ледяной глыбой), а также многочисленные картины изображающие бомбардировщики или схематичные, написанные с высоты птичьего полета городские пейзажи. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться.
После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету» и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». В тот момент, когда Фуко в «Археологии знания» удаляет разрыв между документом и памятником, Рихтер проделывает ту же операцию внутри художественной практики. По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников. Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы.
Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д».
В этом контексте действительно трудно избежать сравнения Рихтера с Энди Уорхолом — сюжеты многих их работ имеют очевидное сходство вплоть до буквальных совпадений (так, например, почти синхронно у обоих появляются образы Джеки Кеннеди или Мао Цзэдуна). Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма.
А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер. Сэтого диалога начинается совершенно всё».
«Мне нечего сказать и я говорю об этом», — повторял за Кейджем Рихтер. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года.
«Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Его имя, с другой стороны, прочно вошло в массовую культуру. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. «Смерть» образа (как и дематериализация искусства) в картинах Рихтера устойчиво трансформировалась в мотив смерти, который, по сути, оформился в центральный и принципиальный объект его художественной практики. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии.
—рассказывает Пол Мурхаус. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Кроме уже упомянутого, есть и известный сюжет, связанный с фигурой тети Марианны в одноименной работе (1965) — ей поставили диагноз «шизофрения», стерилизовали ее и впоследствии убили в рамках нацистской программы эвтаназии. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. В конце концов, получились 11. 000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта – на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом. Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Пьер Бурдье писал о том, что фигура по центру на подобных снимках демонстрирует взгляд в вечность. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются.
Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна».
Меня интересует только то, чего я не понимаю – говорит художник. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Лучше эту нумерологию не знать совсем. Эти картины — логическое продолжение и завершение поисков 1960-х годов.
Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся.
Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. И в своей оценке он не ошибся. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом».
Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Семья в творчестве Рихтера занимает ключевое место (и в более позднее время, как известно, сюжеты его работ тесно связаны именно с ней). Возможно, дистанция и невмешательство — это предпосылки, необходимые для отождествления исторической объективности с лицом музея (недаром тот редкий случай, когда Рихтер проявил гражданское возмущение, был связан со скандалом вокруг возможного закрытия музея Морсбройх в Леверкузене).
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году.
Сьюзен Зонтаг писала в своем тексте «О фотографии» в 1977-м, что одна из основных характеристик фотографирующего заключается в том, что он не способен вмешаться в происходящее, пока он занят фотографированием. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии».
«УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. 1932).
В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Рихтер и в ГДР (тут стоит вспомнить его сохранившуюся только в репродукциях фреску в Музее гигиены в Дрездене вне официального заказа он рисует натюрморты с черепами в духе Пикассо) и в ФРГ обращается к образам счастья, одинаково искусственным и с той и с другой стороны Берлинской стены. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Тривиальная вульгарность вопроса, озвученного в начале текста (к слову, она перекочевала из шуток о Еврейском музее, которые здесь же, увы, долго не приходится искать), примечательно резонирует с тем, что можно назвать проблемой искусства Рихтера, внимательно исследующего взаимосвязи между непристойным и заурядным (наиболее явно это отразилось в его неосуществленном, но хорошо известном проекте, в котором он планировал объединить картины, сделанные по фотоснимкам из концлагерей и из порнографической продукции). В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Иногда оно ощутимо, хотя и едва уловимо, в отдельных тезисах: так, «I think everybody should like everybody» («По-моему, все должны нравиться всем») не так далеко от «Ich verwische, um alles gleich zu machen, alles gleich wichtig und gleich unwichtig» («Я стираю/размываю, чтобы сделать все одинаково важным и неважным»). Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Рихтер приехал в ФРГ в 1961-м, оказавшись там в тот период истории, когда по всей стране шумели дискуссии о недавнем прошлом, в частности, о процессе над Адольфом Эйхманом, которому тогда же вынесли смертный приговор.
На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. А его Ли Харви Освальд («Освальд», 1964) явно интерпретирует визуальный код плакатного языка социалистического блока. Но эта воплощенная в полустертых фигурах и лицах анонимность — закулисная история которой нам может быть и незнакома — сама по себе вызывает тревогу, подозрение, саспенс, напряжение перед самым банальным, перед тем, что в этом банальном скрыто (трудно избежать сравнения с известным фильмомМихаэля Ханеке, который совсем иными методами анализирует аналогичные проблемы и близкие сюжеты при помощи инструментов киноязыка). Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. В портрете же дочери художника «Бетти» (1988) исследователи нередко распознают «ангела истории» (особенная привлекательность интерпретации заключается в том, что девушка, обернувшись, отвернулась от зрителя). «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». О его влиянии на Рихтера говорить, по меньшей мере, трудно — его следов просто нет (за исключением разве что того момента, когда Рихтер впервые познакомился с концепцией реди-мейда именно через работы своего старшего коллеги). Zeige deine Wunde — во многом благодаря деятельной практике Бойса в художественный дискурс вошли темы и вопросы, проблематизирующие «преодоление прошлого» в Германии, — «Покажи свои раны».
Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился.
Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует.
Спустя полгода Эйхмана казнят. Так, для художника самым жутким чудовищем (воплощением банальности зла) стал образ «Фламандская люстра» (1965): «Люстра — это чудовище. Требовательный знаток истории искусств или увлеченный любитель, скорее всего, возмутятся, прочитав столь неоднозначное допущение.
Но главная коллизия — заложенная собственно в методах производства — разрешается в объекте и, наверное, можно сказать, адресате: если Уорхол заинтересован в медиа как таковом, в том, что происходит на экране телевизора, то внимание Рихтера сфокусировано скорее на семье, которая его смотрит (нетрудно здесь вспомнить «формализм и историзм»Бенджамина Бухло). Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
При этом границы между этими жанрами довольно размыты. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Тогда же Рихтер сожжет все свои ранние работы и начнет писать серые картины по фотографиям, которые, вероятно, более пристально, чем какие-либо другие исследуют и анализируют «банальность зла», впоследствии описанную Ханной Арендт. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. В буквальном смысле. Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина.
Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. Трудно исключать влияние этого фона на сложение сюжетов Рихтера, который сегодня является едва ли не официальным представителем современной исторической живописи. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. Проблема с «поиском образа» заложена в самом отношении к нему художника — в глубоком, непримиримом недоверии к нему как к носителю, агенту идеологии (трудно подобрать более ненавистное Рихтеру слово его же любимое, с другой стороны, — это «случай»), что не раз прочитывалось исследователями через личную историю художника, успевшего ребенком застать Третий рейх, выросшего в ГДР и в возрасте 29 лет эмигрировавшего на Запад. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет.
Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Апотом сделал это снова иснова. Право на откровение и подлинность свидетельства остается только у картин.
Но ведь сама аура фотографии, которую, как принято считать, Рихтеру удалось воссоздать, предполагает присутствие ауры смерти (трудно избежать в отношении «Атласа» (1962—2013) знакомства с известным текстом Жака Деррида об «архивной лихорадке» и ее интерпретации через концепцию Фрейда о влечении к смерти). И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. Да, параллель натянута и подлежит проверке временем, но мы же не можем ждать, пока сменится три поколения. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими».
Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. Превыше всего Рихтер, кажется, ценит порядок, а вместе с ним Баха, Палладио и Кейджа. Рихтер крайне внимательно относится к тому, в каком порядке располагаются картины в музее, вот таким образом можно говорить о том, что он заранее продумывает, с какими визуальными впечатлениями посетитель будет переходить из одного зала в другой.
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров). Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. В качестве памятника едва ли не с самого момента появления стали рассматривать его цикл «18 октября 1977 года», посвященный смерти нескольких главных членов группировки RAF.
На заднем плане по телевизору передавали новости. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау».
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. «В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора.
По, А. Конан Дойля и Г. Леру) стал «ужас, внушаемый квартирой». Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. Рихтер, по сути искусственно воспроизводит эту дистанцию. Однако, кажется, никто пока не решился различить его в приветливом образе «Дяди Руди» (1965). В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Инарисовал сверху абстрактную композицию.
Рихтер, как правило, воспроизводит простейшую иконографию любительской фотографии. Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Рихтер Герхард Картины и биография Герхарда Рихтера Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. Московский проект о другом – о том, как изобразить невообразимое, где проходит граница между реальностью и ее восприятием через художественные образы, абстрактной живописью и конкретной фотографией. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963).