В2011-2012 годах была организована его обширная, нодовольно мрачная ретроспектива под названием «Gerhard Richter: Panorama» влондонском музее «Tate Modern». Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter род. В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного.
Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью.
В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Это было академическое признание. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина.
В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. Зачем было делатьэто. Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить».
Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Ровно напротив живописных полотен— ихфотографические копии вполную величину, практически неотличимые оторигинала. «В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь.
Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. В статье А. С. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер.
Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий.
Сегодня она бы стоила все 20 миллионов». Этот перфоманс произвел огромное впечатление на публику, хотя сам автор не понимал причину такого успеха, он просто получал удовольствие. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». В разные периоды его жизни поиск их связи и взаимодействия принимал абсолютно разные формы. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг.
Ионсказал: это беззвучная эмоция. Всю экспозицию можно разделить на четыре крупных блока – портреты, натюрморты, пейзажи и абстракции. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman).
Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников.
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться.
Арт-критик Бенджамин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». — Оно само — форма».
Художник исследует ее выразительные средства, обращаясь к этой теме на всех этапах своего творчества. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком.
Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Сэтого диалога начинается совершенно всё». Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. От живописи он периодически уходил к объектам, фотоколлажам инсталляциям.
«Герхард Рихтер сделал слайды сэтих фотографий испроецировал надва центральных полотна ихизображения, скопировав ихспомощью угля. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». Вцелом вся выставка— обэтом моменте». Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки.
Он не принадлежит к числу художников-консерваторов, которые, один раз остановившись на какой-то творческой манере, остаются верными ей до конца своего пути. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. Большинство работ остались без названий характерной чертой стала ассоциативность. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Создавая свои произведения, художник пытается придать смысл жизни и миру, тем самым сохраняя в человеке лучшие человеческие качества. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте.
Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Инарисовал сверху абстрактную композицию. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. «Все свои знаменитые работы онпишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень зауровнем: слои краски как следует проникают друг вдруга. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы.
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Можно говорить о мгновенно узнаваемом «фотореалистическом Рихтере» в работе «Эмма. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. При этом границы между этими жанрами довольно размыты.
Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы.
А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов. Лучше эту нумерологию не знать совсем. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. В этих поисках находят отражение сомнения Рихтера относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю.
Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. И в своей оценке он не ошибся. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Назвать одно, самое характерное, произведение Рихтера очень трудно.
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Чего уж там. Если вам никогда раньше не доводилось встречаться с творчеством немецкого мастера, то самое время отправиться в Базель: на выставке представлено около ста полотен, охватывающих более 60 лет творчества Рихтера. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров). «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма».
Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
«У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года.
Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Меня очень интересовали две темы его работы: содной стороны, развитие абстракции, сдругой— фотографические картины Рихтера, которые всем известны. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау».
Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. В буквальном смысле.
Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. 1962: Фотокартины.
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Рихтер так же плодовит, как и Уорхол, что обеспечивает постоянный приток новых работ на рынок вместе с тем многие из его произведений уже осели в музейных коллекциях, что позволило избежать перенасыщения рынка.
В конце концов, получились 11. 000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта – на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. 1932). —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются.
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность».
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Рихтеру тогда было 15лет. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Годовой результат Рихтера превысил даже сумму годовых оборотов таких титанов арт-рынка, как Клод Моне, Альберто Джакометти и Марк Ротко.
После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету» и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве. Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер.
Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции.
Апотом сделал это снова иснова. Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить.
В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека.
На заднем плане по телевизору передавали новости. Меня интересует только то, чего я не понимаю – говорит художник. Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником). 70-е годы: Абстрактные картины.
В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Расход красок (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к Абстрактным картинам, появившимся во второй половине 70-х. —рассказывает Пол Мурхаус.