Его имя, с другой стороны, прочно вошло в массовую культуру. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Инарисовал сверху абстрактную композицию.
При этом границы между этими жанрами довольно размыты. А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. «Мне нечего сказать и я говорю об этом», — повторял за Кейджем Рихтер. Развитие искусства в 60-х, в ходе которого живопись была отодвинута на задний план, поставило Рихтера в тупик (он, получивший основательную ремесленную подготовку, считал себя художником). «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года.
«Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. – Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность». Герхард Рихтер нерелигиозен икритически относится клюбым верованиям— тогда почему онберется заэту тему.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции.
Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. 1962: Фотокартины. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею.
В качестве памятника едва ли не с самого момента появления стали рассматривать его цикл «18 октября 1977 года», посвященный смерти нескольких главных членов группировки RAF. А его Ли Харви Освальд («Освальд», 1964) явно интерпретирует визуальный код плакатного языка социалистического блока. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
Чего уж там. Если вам никогда раньше не доводилось встречаться с творчеством немецкого мастера, то самое время отправиться в Базель: на выставке представлено около ста полотен, охватывающих более 60 лет творчества Рихтера. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Одна из таких картин под названием «Абстрактный образ», более всего напоминающая погибший в муках арбуз, была оценена на аукционе Сотби за 43. 6 млн долларов, а работы художника за четыре года продались за скромную сумму в 1 165 527 419 долларов.
Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Стиль Герхарда Рихтера никогда не был единым, наиболее характерные для него направления — гиперреализм и абстракция — во многом противоположны друг другу. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм».
Рихтер и в ГДР (тут стоит вспомнить его сохранившуюся только в репродукциях фреску в Музее гигиены в Дрездене вне официального заказа он рисует натюрморты с черепами в духе Пикассо) и в ФРГ обращается к образам счастья, одинаково искусственным и с той и с другой стороны Берлинской стены. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. «Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус.
Онтоже начинал ведь сорганизации выставок живописи, нопотом онврамках русского балета перешел кболее широкому понимаю кураторства, стремясь свести воедино музыку, живопись итанец влице таких деятелей культуры, как Стравинский, Пикассо имногих великих танцовщиков итанцовщиц той эпохи. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке.
Но эта воплощенная в полустертых фигурах и лицах анонимность — закулисная история которой нам может быть и незнакома — сама по себе вызывает тревогу, подозрение, саспенс, напряжение перед самым банальным, перед тем, что в этом банальном скрыто (трудно избежать сравнения с известным фильмомМихаэля Ханеке, который совсем иными методами анализирует аналогичные проблемы и близкие сюжеты при помощи инструментов киноязыка). В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. В буквальном смысле.
1932). «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку.
В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Право на откровение и подлинность свидетельства остается только у картин. Превыше всего Рихтер, кажется, ценит порядок, а вместе с ним Баха, Палладио и Кейджа. Расход красок (1972/1973), в котором оттенки красного, синего и желтого цветов перетекают один в другой, выступает в качестве подготовительного этапа к Абстрактным картинам, появившимся во второй половине 70-х. Рихтер, по сути искусственно воспроизводит эту дистанцию. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Однако, кажется, никто пока не решился различить его в приветливом образе «Дяди Руди» (1965). Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Рихтер не настаивает на определенной интерпретации своих работ, ему в принципе чужды догматизм и выстроенная методология. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Рихтер однажды заметил, что ему важно исследовать, как человек видит то или иное явление, что дает ему возможность постигать окружающий мир.
Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Возможно, дистанция и невмешательство — это предпосылки, необходимые для отождествления исторической объективности с лицом музея (недаром тот редкий случай, когда Рихтер проявил гражданское возмущение, был связан со скандалом вокруг возможного закрытия музея Морсбройх в Леверкузене). Сначала он сделал серию полотен с обычных фотографий, от которых веяло западным поп-артом, но сам Рихтер интерпретировал это иначе. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул.
В биографии художника полезно выделить несколько узлов, важных для понимания его стилистики. Акогда высмотрите накартины Рихтера, которые онразобрал начасти или сфотографировал иразмышляете оних, тозаново переосмысливаете его работы— точно также, как мысегодня заново осмысливаем события, которые лежат вихоснове». «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. «Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Абстрактные полотна в те годы Рихтер создавал при помощи больших шпателей и скребков, размазывая относительно простые цвета так, чтобы получились непредсказуемого цвета пятна и полосы. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер.
Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. События в его работах разворачиваются в серой зоне между выразимым и невозможным, очевидным и незримым историей и смертью, банальным и таинственным (таковым он, например, считает абстрактное искусство) — то есть в том единственном пространстве, которое уцелело после сумерек богов. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки.
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Зачем было делатьэто. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». «Смерть» образа (как и дематериализация искусства) в картинах Рихтера устойчиво трансформировалась в мотив смерти, который, по сути, оформился в центральный и принципиальный объект его художественной практики. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте.
— Оно само — форма». Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». В 70-х Рихтер сосредоточил свои усилия на цветовой живописи.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Я знаю о ней очень мало. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом.
Но главная коллизия — заложенная собственно в методах производства — разрешается в объекте и, наверное, можно сказать, адресате: если Уорхол заинтересован в медиа как таковом, в том, что происходит на экране телевизора, то внимание Рихтера сфокусировано скорее на семье, которая его смотрит (нетрудно здесь вспомнить «формализм и историзм»Бенджамина Бухло). По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». Zeige deine Wunde — во многом благодаря деятельной практике Бойса в художественный дискурс вошли темы и вопросы, проблематизирующие «преодоление прошлого» в Германии, — «Покажи свои раны». По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». До сих пор в этих краях Германии встречаются буржуазные семьи, владеющие десятками работ Герхарда Рихтера у одного коллекционера из Мюнхена, к примеру их семьдесят. Большинство работ остались без названий характерной чертой стала ассоциативность. Но ведь сама аура фотографии, которую, как принято считать, Рихтеру удалось воссоздать, предполагает присутствие ауры смерти (трудно избежать в отношении «Атласа» (1962—2013) знакомства с известным текстом Жака Деррида об «архивной лихорадке» и ее интерпретации через концепцию Фрейда о влечении к смерти).
Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. В портрете же дочери художника «Бетти» (1988) исследователи нередко распознают «ангела истории» (особенная привлекательность интерпретации заключается в том, что девушка, обернувшись, отвернулась от зрителя).
Сэтого диалога начинается совершенно всё». Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. Спустя полгода Эйхмана казнят. Проблема с «поиском образа» заложена в самом отношении к нему художника — в глубоком, непримиримом недоверии к нему как к носителю, агенту идеологии (трудно подобрать более ненавистное Рихтеру слово его же любимое, с другой стороны, — это «случай»), что не раз прочитывалось исследователями через личную историю художника, успевшего ребенком застать Третий рейх, выросшего в ГДР и в возрасте 29 лет эмигрировавшего на Запад.
Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. —рассказывает Пол Мурхаус. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Рихтер, как правило, воспроизводит простейшую иконографию любительской фотографии.
«Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Эти картины — логическое продолжение и завершение поисков 1960-х годов. Тривиальная вульгарность вопроса, озвученного в начале текста (к слову, она перекочевала из шуток о Еврейском музее, которые здесь же, увы, долго не приходится искать), примечательно резонирует с тем, что можно назвать проблемой искусства Рихтера, внимательно исследующего взаимосвязи между непристойным и заурядным (наиболее явно это отразилось в его неосуществленном, но хорошо известном проекте, в котором он планировал объединить картины, сделанные по фотоснимкам из концлагерей и из порнографической продукции). Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа.
Пока что имя 80-летнего немецкого художника Герхарда Рихтера не известно каждой американской семье, однако в Европе оно пользуется большим почетом. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Кроме уже упомянутого, есть и известный сюжет, связанный с фигурой тети Марианны в одноименной работе (1965) — ей поставили диагноз «шизофрения», стерилизовали ее и впоследствии убили в рамках нацистской программы эвтаназии. Лучше эту нумерологию не знать совсем.
Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Кажется, что изображаемый предмет или человек окутаны полупрозрачным туманом, сквозь который все же можно разглядеть детали.
В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Вцелом вся выставка— обэтом моменте». Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991).
«Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Рихтеру тогда было 15лет. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий.
Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Это было академическое признание. Картины разбиты на секции в основном по хронологическому принципу, что позволяет проследить эволюцию стиля. Я не могу сказать, что не доверяю реальности.
Впрочем, если вспоминать об Уорхоле, нельзя не вспомнить и о Йозефе Бойсе — художнике, с которым Уорхола сравнивали в 1970—1980-е годы. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. Иногда оно ощутимо, хотя и едва уловимо, в отдельных тезисах: так, «I think everybody should like everybody» («По-моему, все должны нравиться всем») не так далеко от «Ich verwische, um alles gleich zu machen, alles gleich wichtig und gleich unwichtig» («Я стираю/размываю, чтобы сделать все одинаково важным и неважным»). Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность».
70-е годы: Абстрактные картины. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Тогда же в Мюнхене с большим шумом откроется реконструкция печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» она покажет уцелевшие работы, не уничтоженные в огне после выставки 1937 года. И в своей оценке он не ошибся. По, А. Конан Дойля и Г. Леру) стал «ужас, внушаемый квартирой». Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи.
Тогда же Рихтер сожжет все свои ранние работы и начнет писать серые картины по фотографиям, которые, вероятно, более пристально, чем какие-либо другие исследуют и анализируют «банальность зла», впоследствии описанную Ханной Арендт. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Ионсказал: это беззвучная эмоция.
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. На эту тему Рихтер выполнил серию работ, которые наглядно показывают, как проходил переход от фигуративного искусства к абстракции. Вместо масла онвыбрал акрил, тоесть тукраску, которую непросто удержать наместе, — ипозволил ейжить своей жизнью настекле. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. В этом контексте действительно трудно избежать сравнения Рихтера с Энди Уорхолом — сюжеты многих их работ имеют очевидное сходство вплоть до буквальных совпадений (так, например, почти синхронно у обоих появляются образы Джеки Кеннеди или Мао Цзэдуна). Пьер Бурдье писал о том, что фигура по центру на подобных снимках демонстрирует взгляд в вечность. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Но не так широко известно, что тот улыбающийся с картины «Семья на море» мужчина, глава семейства и тесть художника, — член НСДАП и директор женской гинекологической клиники, хотя и не имевший непосредственного отношения к смерти тети Марианны, но все-таки поддерживающий текущую расовую политику.
Ему посвящают песни — не самые известные исполнители, но найти таких можно (сам художник в это время сотрудничает с Арво Пяртом). Рихтер проецировал образцы на холст и составлял из фотографий черно-белые композиции. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом.
Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Иллюзия и проблема дистанции, которую Рихтер называл темой своей жизни, обнаруживает себя и как неотъемлемое качество формального языка. Если ограничиться только более или менее очевидными связями и не брать во внимание, например, «Оленя» (1963) или «Рулон туалетной бумаги» (1965), семантика которых может показаться угрожающе скользкой, то можно вспомнить хотя бы работы «Несущие гроб» (1962) или «Мертвый» (1963) (здесь воспроизведена иллюстрация к новости о смерти человека, случайно раздавленного ледяной глыбой), а также многочисленные картины изображающие бомбардировщики или схематичные, написанные с высоты птичьего полета городские пейзажи.
Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником.
Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Сьюзен Зонтаг писала в своем тексте «О фотографии» в 1977-м, что одна из основных характеристик фотографирующего заключается в том, что он не способен вмешаться в происходящее, пока он занят фотографированием. Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью.
Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. Семья в творчестве Рихтера занимает ключевое место (и в более позднее время, как известно, сюжеты его работ тесно связаны именно с ней). Апотом сделал это снова иснова. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов.
Мало кто способен точно определить то мгновение, когда художник становится классиком одного ряда с Пабло Пикассо или Энди Уорхолом, однако сейчас, похоже, арт-сообщество уже готово наделить этим титулом Герхарда Рихтера. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Так, для художника самым жутким чудовищем (воплощением банальности зла) стал образ «Фламандская люстра» (1965): «Люстра — это чудовище.
Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. А вот Рихтер до российской столицы не добрался.
И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. В тот момент, когда Фуко в «Археологии знания» удаляет разрыв между документом и памятником, Рихтер проделывает ту же операцию внутри художественной практики. Можно вспомнить короткое эссе «Роскошно меблированная десятикомнатная квартира»Вальтера Беньямина, в котором он, хотя и обращаясь к XIX столетию, описывает, как средоточием детективных романов (Э. А.
О его влиянии на Рихтера говорить, по меньшей мере, трудно — его следов просто нет (за исключением разве что того момента, когда Рихтер впервые познакомился с концепцией реди-мейда именно через работы своего старшего коллеги). Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Всякое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой, а любой современный художник хотел бы повторить успех Герхарда Рихтера (род.
Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю.
Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Он лично приехал в Москву из Лондона. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов.
Годовой результат Рихтера превысил даже сумму годовых оборотов таких титанов арт-рынка, как Клод Моне, Альберто Джакометти и Марк Ротко. Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось.