В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Мать увлекалась росписью керамики. В 1905-07 лидер фовизма. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Ж. Помпиду). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Изображение интерьера — жанр живописи.
Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. 1901 год можно назвать годом становления художника. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Amlie Noellie Parayre). Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Доминика и Девы Марии. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Ковёр на этой картине – реальный.
Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Углы комнаты даёт другим цветом. В произведениях 20-х гг. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Позже состоялось его знакомство с Полем Синьяком, виднейшим последователем основателя дивизионизмаЖоржа Сёра. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». В 40-х гг. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Со второй половины 1900-х гг. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Такой, какой был у Матисса в его доме. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 30-40-х гг. для собственного дома в Москве. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Тема панно — танец. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Доминика и Девы Марии. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна.
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс также копировал их манеру письма.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда.
Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). и вакханалии. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Тема панно — танец. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Творить он не переставал до конца. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Речь идет о фовизме. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
«Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Ж. Помпиду, Париж). В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.
— раздельных точечных мазков. В настоящее время существует в двух версиях.