Иоганн Генрих Фюссли или Генри Фюзели (нем. Johann Heinrich Fssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график историк и теоретик искусства, автор знаменитой серии картин на тему кошмара. «ночной кошмар» (нем. Nachtmahr)— одна из наиболее известных картин швейцарского и английского художника Генри Фюзели.
В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. Именно перед этими двумя именами преклонялся Фюсли. Именно на этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. Сэр Джошуа Рейнольдс (Reynolds, 1723 – 1792), знаменитый художник-портретист, оставивший целый ряд портретов выдающихся английских государственных деятелей и деятелей культуры, первый президент Королевской академии художеств, увидев его художественные работы, убедил молодого человека выбрать искусство и основательно заняться живописью. Наверняка в этой небрежности был личный эксперимент Фюссли и желание раскачать Академию изнутри — всё равно его считали странным.
С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка Словаря живописцев Пилькингтона, 1805—1810 издание труда Пятьсот лекций о художниках, 1820 перевод на английский язык книги Лафатера Физиономика). При этом, как правило, доминирующую позицию в изображаемых сношениях занимали женщины. Работа швейцарского художника Генри Фюзели «Ромео на смертном одре Джульетты» — показывает один из самых драматичных моментов Шекспировской трагедии. («Афоризмы» в переводе Н. В. Кияченко цитируются по книге: В. Шестаков, «Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары».
Фюсли повлиял на Блейка и Тёрнера, на европейский романтизм и символизм XIX века. Кроме того, Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию. Не принимай жадный зуд за подлинную волю». Или даже не так, только самый ленивый читатель еще не прочел «Ромео и Джульетту».
Генри Уильям Банбери – английский художник – карикатурист, второй половины 18-го века. Заметим, что Сатурн здесь совершенно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает. Искусство Франции. Фюсли Генрих Иоганн Картины и биография Фюсли, Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский художник, график, писатель историк и теоретик искусства.
– – «Помпезность – пристанище заурядного». Работа входит в число последних картин мастера. – – «Талант систематизирует, совершенствует, шлифует открытия гения». Он быстро завоевывает признание в художественных кругах.
Ночной кошмар, то есть nightmare в буквальном переводе означает «кобыла ночи». – – «Холерический темперамент швыряет свой предмет в пламя и воспаряет с клубами его дыма меланхолический, доискиваясь своего, раскалывает скалу или прорывается через тернии сангвинический объемлет всё и ничем не овладевает флегматический высасывает единственный предмет до дна и отбрасывает прочь в пресыщении».
Эта деталь притягивает внимание зрителя и придает динамизм композиции. Существует гипотеза, что это из-за авторитарной супруги. Писал картины на темы библейской, античной и скандинавской мифологии. В его полотнах, как уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак из которого появляются герои. Из афоризмов Фюзели: «Гений или открывает в природе новые темы или по-новому комбинирует уже известные». Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо».
В 1966 году Финли вместе со своей семьей перебрался в шотландский Пентленд-Хиллс. – – «Сентиментальность без твёрдости поглощает, а неослабевающее напряжение подрывает характер». Наследие Фюсли не всегда ровно по своим художественным качествам.
Сброшенная с ноги туфелька – блестящая находка художника. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом. Винкельмана.
М., «Прогресс – Традиция», 2003). Самые известные работы Фюзели: «Ночной кошмар» «Три ведьмы» и «Леди Макбет» (по «Макбету» Шекспира) «Ведьма и Альраун» (по Бену Джонсону). В 1781—1782 годах художник создает несколько картин, варьирующих тему «Ночного кошмара» (Детройт, Институт искусств Стадфорт, собрание Харроуба).
Особое впечатление на него произвел Микеланджело, которого он боготворил всю свою жизнь, а также полотна Тинторетто. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, абсолютно безумен». Писал он также на сюжеты произведений Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира (для Шекспировой галереи, где собраны и представлены лучшие сцены из драм бессмертного поэта, созданные лучшими британскими живописцами) и Мильтона им сделаны иллюстрации к «Физиогномическим фрагментам» Лафатера. Картину заказал художнику барон де Сен-Жюльен известный свободой своих нравов.
«Сон Белинды» выгодно отличается от типичного Фюссли — он не на шутку расстарался, выписывая каждую деталь. Дама тоже имела душераздирающую связь с древним демоном Арэилем. Фюзели (Fuseli), Генри (Иоганн Генрих Фюссли – Fssli или Fuessli, 07. 02. 1741, Цюрих – 17. 04. 1825, Лондон) – английский художник швейцарского происхождения, действительный член Королевской академии художеств, профессор живописи, теоретик искусства. Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов.
Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. – – «Женщины Рафаэля – всегда или его возлюбленная или образ матери». Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей. Делая заказ, барон оговорил некоторые особенности композиции. Катарины, в Кембридже.
Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. – – «Восток рассеивает, а север концентрирует образы». Истинная воля ищет действенные средства и находит их. Снизу из-за кустов девушкой любуется ее возлюбленный.
Указав на свою возлюбленную, он сказал художнику: «Меня на холсте поместите так, чтобы мне были хорошо видны ножки этой прелестницы». Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является Уильям Блейк — переоценить трудно. Но обычно кобылы были суккубами и приходили к мужчинам.
Получив признание в художественных кругах Англии, Фюссли становится известен под фамилией Фузели. В круг тем и образов им теперь включались «ужасающие» сюжеты и уродливые персонажи, призванные потрясти воображение зрителя. Они не общаются между собой их жесты замедленны, тела порой неестественно выгнуты, отбрасывая зловещие тени.
Учитывая то, что на месте сновидца всегда зритель картины, слив засчитан. Здесь заметно, что художник Фюсли не самый техничный. Как литератор он известен собственным переводом на английский язык книги Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», а также тем, что помогал Уильяму Кауперу в работе над переводом «Илиады» Гомера. 1800, Цюрих, Кунстхауз и др. ). В Англии Фюсли сперва жил переводами английских и немецких книг, затем, наслушавшись академических речей художника Рейнолдса, заинтересовался искусством.
Он происходил из высокообразованной семьи, где витал дух И. И. Но не сексуальностью единой. Его домашняя «роща» является своеобразной интерпретацией современного скульптурного сада через видение создателем неоклассических традиций садоводства, провоцирующих на поэзию, философию и заставляющих задуматься о многих проблемах современного мира. Большое значение для молодого живописца имели годы, проведенные в Италии (1770—1778). Фрейд бы назвал это страхом быть кастрированным. Даже не верится, что картина написана в 17 веке.
Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара. Родился в Цюрихе, в семье живописца Иоганна Каспара Фюссли. Иногда сущность говорит низким голосом или ругается на свою жертву.
В 1770 – 1778 гг. – – «Всякая посредственность претенциозна». Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика». Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца или «Урбинский диптих» считается одним из шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения. Мастер окончательно поселился в Лондоне в 1779 году.
Получил образование в Вестминстерской школе и колледже Св. Сильные чувства, страсть и фантазия начинают преобладать над рациональным началом. Ему было суждено наряду с Уильямом Блейком сыграть важную роль в становлении романтизма в стране, ставшей ему второй родиной. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию.
С 1764 г. проживал в Лондоне. Перевел на английский трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», анонимно издал книгу «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо» (1767). В его картинах («Кошмар», 1781 «Спящая и фурии», 1821), заметно пристрастие к мрачно-фантастическим сюжетам, заимствованным из литературы, фольклора и мифологии, гротескному изображению состояний страха и безумия, сверхъестественных существ (демонов, ведьм, призраков). Тема драматического произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» — пожалуй, одна из самых востребованных и популярных тем всех времен и народов. – – «Вкус – законный отпрыск природы, воспитанный уместностью мода – отродье тщеславия, принаряженное искусством». После — он вновь вернулся к литературной деятельности.
И так часть первая, в которой мы посмотрим художественные работы о «Ромео и Джульетте», датированные ранее 1850 года. Это из-за необходимости в сношениях с нечистой силой. Относительная стабильность века Просвещения с его культом Разума уступала место неуверенности и сомнениям, бегству от реальности, связанными с приближением эпохи потрясений и революций конца XVIII столетия. Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо. Мужчины же изображались чуть ли не в жертвенном положении.
– – «Такова уж неуловимая сущность, такова неосязаемая ткань женского гения, что лишь редчайшие стечения обстоятельств благоприятствуют его наследию потомками». Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, вот таким образом сверг его. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения. Все найденные нами иллюстрации к «Роемо и Джульетте» не смогут уместиться в одной статье, вот таким образом, весь материал нам придется разделить на несколько частей. Увлечение живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во многих в его работах.
Как теоретик искусства известен своими «Лекциями о живописи» («Lectures on Painting», 1801) и «Афоризмами, относящимися главным образом к изящным искусствам» («Aphorisms on Art»), в которых высказал немало здравых и тонких суждений об искусстве и природе творчества, о гении и таланте, о красоте и прекрасном, о человеке и характере, о художественной манере и особенностях различных мастеров. Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени, порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми.
Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. – – «Больше чем гений – герой тот, кто способен обуздать свои силы и остановиться в двух шагах от славы лишь затем, чтобы не сокрушить слабого на своём пути». В полотнах мастера никогда нет конкретно обозначенного реального пространства.
1782, Франкфурт-на-Майне, Дом Гёте). Он приехал в Англию в сложный период европейской истории. – – «Женщины Микеланджело – это прежде всего пол». Позже Фрейд объяснил, что нежелательная сексуальность прорывается к человеку в форме кошмарных сновидений, а Фюссли додумался до этого сам гораздо раньше изучив европейский фольклор: а там женские демоны (суккубы) и мужские (инкубы) мучают по ночам сладострастием лицемерных праведников и их фасадно добродетельных жён. – – «Привязанность женщины напрямую зависит от превосходства предмета её чувств.
Фюссли затронул тему сновидений, кошмаров и эротических снов еще до научных изысканий Фрейда. После колледжа открыл в себе талант к рисованию, особенно юмористических картин. Но сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным.
А если уж совсем по психоанализу, то распущенности того, кому она снится. Работа напоминает упражнение художников, только знакомящихся с масляной техникой. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью.
– – «Ничем не подкрепленная, красота теряет краски жизни и приедается, как полное обладание». – – «Если хотите придать значительность тем, кто стоит ниже вас, отвечайте на их нападки». Женские образы Фюсли обладают гипнотическим действием. – – «Гений без пристрастий – это поток без направления: он разливается повсюду и заканчивает застоем». Наиболее известные картины Фюсли: Титания и Основа (из произведения Шекспира Сон в летнюю ночь), Ночной кошмар, Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт, Смерть кардинала Бофора, Шествие теней в Элизиуме, Битва Тора со змеем Ермунгандом, Уголино в башне голода.
Роковые и сладострастные, они исполнены губительной притягательности. Сквозной сюжет для художника — инкуб, сидящий на груди спящей женщины. Друг, одного из ярчайших представителей романтизма в литературе, У. Блейка. В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков») изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело).
Мы же поговорим о картинах и иллюстрациях к этому бессмертному произведению. Часто содержание его вещей оказывается излишне перегруженным символическими образами, перемешанными с реальными и сказочными персонажами, как например, в одной из самых известных его картин «Титания, обнимающая Осла» (1793—1794, Цюрих, Кунстхауз), написанной на тему шекспировской комедии Сон в летнюю ночь. «Быть может, ни один из британских художников ни обладал таким богатым воображением в сочетании с глубочайшим поэтическим чувством, как Генри Фюзели», – писал Аллан Каннингэм. В средневековой Европе считалось, что те неспроста пасутся по ночам.
В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Еще одна картина на мифологическую тему. Представленная работа носит название «Ромео и Джульетта с Лоренцо». Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин.
Юная красавица, взлетев на качелях, в самозабвенном упоении сбрасывает туфельку. – – «Совершенство исполнения не искупает убожества замысла». Его герои словно рождаются из мрака, в который погружен задний план картин.
Картины Генриха похожи на сновидения. В течении последующих 25-ти лет Фузели, как знали его тогда в Лондоне, стал членом лондонской Королевской Академии художеств, получил профессорскую степень и, в итоге, возглавил Аккадемию. Человек при этом испытывает ужас и полную невозможность пошевелиться. В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник.
Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором).