Серия Гении искусства размещена на странице в виде ряда изданий в зависимости от рейтинга, начиная с изданий, обладающих самыми высокими оценками. Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе «Универсальные гении». И в этом смысле прав И. Кант, говоривший о том, что гений дает правила искусству. Специфическое выражение гениальности в искусстве заключается в создании новых образов и форм художественного мышления, в определении новых направлений и творческих методов в искусстве. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения.
Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе «Универсальные гении». В конце XIX в. основные идеи А. Шопенгауэра, касающиеся сущности творческого процесса, природы гения и искусства послужили отправной точкой концепций – А. Бергсона, З. Фрейда, экзистенциалистов. Шедевр живописного искусства, знаменитая работа Карла Брюллова «Гений искусства» была первой его серьёзной работой. Список представляет издания из серии Гении искусства издаваемые в пределах единого направления.
"Не важно, чтобы все были Гете, но важно, чтобы мог родиться один Гете, один Шопенгауэр". В 2-х т. Т. 1, – М., 1990. ). Каждая серия – полнометражный фильм-биография. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. Гений вот таким образом выступает как неразрывное единство личностного и творческого начал.
В сериале «Сила искусства» показана его реальная жизнь, где часто случались скандалы, драки и даже убийство, за которое он попал в тюрьму, но сбежал оттуда. Ряд их последователей (Б. Вот таким образом оригинальность — первое его свойство.
Один из великих художников тех времен – испанец Веласкес (1599 – 1660), придворный художник, автор замечательных по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические исторические темы. Революционные перевороты в науке – полная или частичная смена парадигм, создание новых направлений в искусстве, безусловно, были осуществлены гениальными личностями. Напротив, произведения «гения» должны стать примером для подражания другим. — стал святым Иоанном.
Творчество – упорядочение хаоса, оно поддается стимулированию различными способами, например «мозговой атакой».
Этому вопросу и посвящена моя работа. В своей «философии чувства и веры» он, вслед за Юнгом, обосновал решающую роль религиозной интуиции в формировании «оригинального гения», противопоставив ее холодной рассудочности. В более позднее время – С. Гру-зенберг, Н. Теплов, А. Евлахов.
Понятие «гений» слишком прочно вошло в языки мира, чтобы кому-то удалось его изгнать. Вот таким образом, чтобы дать ему реалистическое истолкование, недостаточно снять с него покров загадочности и непостижимости как с феномена, стоящего «выше естественных законов»3, как характеризовал его С. Джевонс: необходимо также использовать как все то рациональное, что было у авторов романтического направления, пытавшихся объяснить это явление, так и современные исследования, стремящиеся поверить алгеброй экспериментов и тестов гармонию высших человеческих способностей избежав экзальтации первых и влечения перевести все на язык цифр – вторых. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», – писал Белинский. Сериал снят в стиле документальной реконструкции.
Гений – это природа, действующая свободно. Лекции. Вот таким образом при достаточно благоприятных условиях самый заурядный ум может достичь в науке предельных ее вершин и между Ньютоном и самым скромным обывателем в отношении возможностей научного развития нет никакой принципиальной разницы.
Представители романтического подхода, к гению его всесторонность объясняли «универсальной апперцепцией», сверхчувствительностью, «бесконечностью в его собственной груди», способной объять безграничность мира, его хаос и его единство, заключая отсюда, что такая способность может быть лишь врожденной. В период романтизма этот культ достиг своего апогея. Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек – это гордость человечества.
Мистическое поклонение гению возникло у европейцев. Культуры Востока уважали великих людей, не причисляя их к особой породе. Женившись напоэтессе Элизабет Сиддал, Россетти сконцентрировал все свои творческие поиски навоспевании ее красоты иихлюбви (ей посвящена одна изглавных картин художника «Блаженная Беатриса» иосновная часть его поэтических текстов). Но и они зависят от качества «первичной продукции» данного произведения. У Александра Баумгартена гений понимается как «сгармонированное действие» естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения.
Биография каждого художника неотделима от социальной среды, в которой он живёт. Культ гения, по мнению Дугласа, возник в эпоху Возрождения.
Агасси (Англия) пытался найти компромисс между ней и элитарной концепцией. Обладали этим качеством только истинные художники. Из многочисленных созданий Фидия до нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). Науку иискусство Леонардо даВинчи воспринимает какдва вечно пересекающихся способа познания мира, который незамкнут врамках «естественного» и«гуманитарного».
Об удивительных по мастерству свершения куполах некоторых мечетей на Востоке говорят: «они были бы единственными, если бы небо не было их повторением». Эстетика: В 4-х т. – М., 1968. ). В работе Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» он писал, что всякое искусство есть органическое соединение двух начал: дионисийского и аполлонического. Он оказал большое влияние на развитие классического искусства Греции.
Интерес к гению – не обычное проявление любопытства к необычному явлению. – М., 1985. ). Как многократно повторяет Кант: «высшее благо в мире, возможное через свободу и есть эта конечная цель». Существуют две абсолютно противоположные точки зрения на соотношение художника и общества.
Приведя высказывание В. Оствальда: «Великие люди не отделяются от обыкновенных смертных непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных свойств, в меньшей степени присущих и другим», а также Поля де Крюи: «Титул гения раздают с легкостью биографы, слишком ленивые для того, чтобы выяснить обычные свойства ума и характера, которые в соединении с удачей или случайностью сделали необычными этих людей. » – он делает вывод о нецелесообразности употреблять термин «гений»: «Вероятно, лучше вот таким образом избегать термина «гений». Он считает, что на современные представления о гениальном ученом повлияли психологические стереотипы о «романтическом герое-бунтаре». Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (Увек до н. э. ).
Но положение все же не столь безвыходное. Один из представителей подобных взглядов высказал такую крайнюю мысль: «Не существует творческого мышления, есть лишь эффективное мышление». То, что великий гений может быть дурным человеком, опровергалось в опубликованном в Московском телеграфе (1827) — и известном Пушкину — сочинении американца Франклина.
Вкниге суммируется ифилософски осмысляется опыт жизни иработы наВостоке иподробно рассказывается озагадочной мифической стране— Шамбале, «самом священном слове» и«краеугольном понятии Азии». Этим было сказано все. Талант можно развить, усовершенствовать или потерять, но гением можно только родиться.
Уменя отприроды мечтательный склад ума аизбыточный досуг (породу занятий яадвокат), всочетании спривычкой прислушиваться водиночестве кворобьиному чириканью ишелесту дождя, усилил вомне эту наклонность. Этот процесс понимается как неосознаваемый и по сравнению с процессом научного открытия не формализуемый: "Автор произведения, которым он обязан гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения" (хрестоматия 13. 2). И если определить гения как редкого человека, обладающего необыкновенно высокой вероятностью добиться успеха в своих начинаниях, тогда становится ясно, что любое открытие требует слишком много везения или удачи и потому Термин «гений» окажется вообще неопределенным.
Тем не менее ученому не приходится быть героем «внутри самой науки», а лишь в борьбе с трудностями, властями, предрассудками. Суть человеческого самоосуществления – быть самобытным, ощущать себя человеком, а не просто и не только философом или скульптором или пожарным. «В Достоевском открывается тайна России», – писал Н. Бердяев. (Д. Но быть просто человеком очень трудно. Впоследствии идеи интуитивности, бессознательности иррациональности художественного творчества были доведены до крайности «немецкими романтиками» (Новалис, Ф. Шлегель и др. ), которые подготовили почву для абсолютизации субъективизма и биологизма.
В 1703 году он стал священником, а с 1714 года руководил оркестром и хором консерватории в Венеции, а также придворным ансамблем. И. Кант также подчёркивает оригинальность и естественность творчества гения: гений — это «прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило». По сути дела, художественное творчество было лишь подходящей моделью.
Появление художника такого типа было предопределено социально-политической обстановкой в Германии. Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет. Мы являемся современниками гениальных ученых, поэтов, композиторов, политических деятелей.
Там ведется много дискуссий. Дионис – темное начало, он бог вина и опьянения, бог плодородия, любви. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли.
genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств, двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европейскую риторическую теорию), означающего врожденные способности, дарования изобретательность, остроту ума. Доминирует старый спор о природе гениальности и ее происхождении.
Художника, как и всякого человека, только в большей степени, "обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, вот таким образом он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо (энергию полового влечения) и весь свой интерес на желанные образы своей фантазии" (Фрейд З. Введение в психоанализ. ) что такое гений без доброго сердца. Посути его произведения— это дань кубизму, словесный кубизм. Гердер связывал с «бурными гениями» надежды на будущее Германии, утверждая, что степенью силы гениев определяется здоровье нации. Больше всего пишут о гении в США. На моей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда в нижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая. Поскольку «эгалитарная» концепция гения объективно защищает посредственность в науке, то проф.
Так, в XVI веке появляются первые биографии композиторов. О гениях говорят больше, чем обо всех других людях, по этой причине им очень многое приписывают не меньше они говорят друг о друге и о себе, участвуя также в такого рода «приписках». Он оказал большое влияние на развитие классического искусства Греции. Теургия (богоделание) – это изменение мира, преобразование бытия и как, следствие этого, – изменение культуры, внесение в нее высших божественных смыслов, спасение ее от распада и загнивания в современном механизированном и бюрократизированном мире.
И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна – природа. Николай Рерих оставил массу записок освоих путешествиях встраны Центральной Азии. Делались попытки математически опровергнуть «теорию гения» используя распределение Пуассона.
Каллистрат рассказывает о «святынях искусства» (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя, Лисиппа судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников. В 18 в. складывается понятие гения в современном смысле этого слова, которое у А. Шефтсбери становится одним из основных эстетических понятий (гений творит подобно силе природы его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики».
Приведем лишь несколько примеров. В свете неогуманизма «Бури и натиска» гений – это оригинальный творец, обладающий формосозидающим дарованием, дерзновенная личность, возвышающаяся над толпой, сверхчеловек (Ьbermensch), как называл своего ете. «Рисовать искренне значит нелгать самому себе», — видимо, писать искренне для Гогена означает тоже самое.
Он говорит, что способность сочинять мелодию и способность к ее многоголосной обработке не могут соединиться в одном человеке, «если ему это не дано от матери, что абсолютно правильно в отношении и живописца и ваятеля и проповедника слова Божия (в отношении поэтов это бесспорно), одним словом – в отношении всех посвященных Минерве занятий»6. В общественной мысли США все шире распространяется мнение, что легенды о «гениях» начинают тускнеть, а ореол, окружавший их имена, все чаще подвергается развенчанию. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности. Особенно ценно замечание И. Канта о том, что оригинальной может быть и нелепость.
«Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» — И. Ньютон. Английский поэт Джон Ките считал, что «произведение гения самое важное в этом мире». Они не служили и не могли служить фундаментом для диагностики и развития гениальности. Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Примером историко-метрических исследований гения является книга Д. -К.
Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками. В интересной книге советского ученого Е. И. Регирера «Развитие способностей исследователя» высказаны предостережения против чрезмерного увлечения необъятностью понятия «гений» как при объяснении некоторых особенностей научных исследований, так и самой личности ученого. Решив попробовать себя нетолько вроли художника идекоратора, Пикассо в1940-х годах пишет две абсурдистские пьесы— «Желание, пойманное захвост» и«Четыре маленькие девочки».
Согласно Глареану, гений, в отличие от таланта, - прирожденный дар. Проявляются таланты в основном в науке и второсортном искусстве. Даже в тех случаях, когда гений вроде бы отделяется от личности (например, гений Пушкина), он оказывается тождественным гениальности — то есть качеству все того же гения, творца, за которым закрепляется этот эпитет. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности. Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего «Картины» : «Кто не любит всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо поэтам.
нга легко привились в Германии благодаря. Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил.
Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону но то же в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего человечно и обоих по справедливости, таких найдется один на десять миллионов. Хвостов Записки о словесности, 1829). Необыкновенна только посредственность, т. е. та категория людей, которую составляет так называемый интересный человек. Кант считал, что в мир разделен на две части: мир природы и мир свободы. В Федре Сократ рассказывает о своем даймонионе, подающем ему знамения. Итак, эпоха «Бури и натиска» (имеется в виду вторая половина XVIII века) получила в наследство уже вполне сформировавшийся «интериоризованый» образ «гения», хотя «гений» как представление-мифологема еще встречается и в этот период. Каллистрат рассказывает о «святынях искусства» (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя, Лисиппа судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников.
Но предстала она перед умственным взором эпохи, прежде всего в своей очевидной и самой наглядной форме: творчества гениальных художников. Помешательство их выражалось нелепой страстью к похвалам, а также странными и неприличными поступками. Посвященный бессменной музе Дали— Гале (Елене Дьяконовой), дневник представляет собой сборник разрозненных мыслей, анекдотов иисторий изжизни художника инепреднамеренно, новполне закономерно становится бумажным отражением сюрреалистического творчества испанского живописца. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу. В науке, развивает он свою мысль, невозможен гений и возможен только талант.
Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики». Он загляделся на дождь и вдруг — боже правый.
Вивальди учился у композитора Дегренци. Движение «Бури и натиска» стало отражением бунтарских антифеодальных настроений в немецком обществе и их выразителями стали в первую очередь сами «бурные гении» и их герои (Гец фон Берлихинген, Прометей Гете, Карл Моор Шиллера, Вильд Клингера, Ардингелло Гейнзе и другие). Для гения свойственно исключительное новаторство и революционность.
Красота спасет мир – этот призыв Достоевского разделялся всеми указанными выше философами (и «чистыми» философами, как Бердяев и философами-поэтами, как А. Белый и В. Иванов и философами – священниками, как Флоренский и Булгаков). И подобная деятельность возможна, по мнению русских мыслителей, только в сфере искусства. Впечатление усиливается, благодаря точному монтажу и яркому музыкальному сопровождению. Кроме этого, гений всегда возвышается над толпой и над талантом в искусстве.
– роли гения в жизни общества. Он открывает новые страны света, покоряет государства, управляет народами. Время таких трактатов, как бердяевский «Смысл творчества», еще не пришло. Смысл (впривычном его понимании) врепликах весьма своеобразных персонажей абсолютно отсутствует, ровно так же какиотсутствует однозначный сюжет.
Жанр книги, какего определил сам художник: «роман моей жизни», вкотором передается «вся щемящая любовь», которую Марк Шагал питает ковсем людям насвете. Былли онсамим священником, Мозесом, мистером Берчиллом, сквайром или конгломератом извсех четырех, янезнал номеня подмывало схватить его загорло ибросить ему обвинение, что вего жилах, каким-то непристойным образом, течет Примрозова кровь. Книга, призванная доказать, что «повседневная жизнь гения, его сон ипищеварение, его экстазы, ногти, простуды, его жизнь иего смерть вкорне отличаются отвсего, что происходит состальной частью рода человеческого», — так Сальвадор Дали характеризует «Дневник гения», ставший логическим продолжением его первой книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
Феномен гения с древности привлекает к себе внимание. Что такое искусство. У меня от природы мечтательный склад ума а избыточный досуг (по роду занятий я адвокат), в сочетании с привычкой прислушиваться в одиночестве к воробьиному чириканью и шелесту дождя, усилил во мне эту наклонность. XVIII—ХIХ века — период возникновения и бурного развития государственных высших художественных учебных заведений в Европе (Италия, Франция, Россия и др. ).
Ворийон определил даже место пребывания этого правительства – Женева – и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира»19. Гений – сам человек, обладающий выдающимися художественными способностями. Правда, могут сказать, что этот довод напоминает четвертое (из пяти) доказательство бога, которое выдвигал еще Аристотель и которое позже развивал «князь схоластики» Фома Аквинский. Напротив, художественный гений есть, по Канту, специфическая способность выработки идей, не достижимая никаким подражанием и никаким изучением.
Гениальность — культурное явление человеческой природы. Соч. Последнему моменту автор и пытается уделить преимущественное внимание. Если бы намоих картинах был кармашек, ябы положил ихтуда», — автобиография Марка Шагала, витебского художника еврейского происхождения, «Моя жизнь» рассказывает овзрослении Шагала иоего становлении какхудожника.
В гениальном художественном творчестве открылись метафизические креативные бездны. —стал святым Иоанном. Высот гения за всю историю цивилизации достигло не так уж много людей. Жизнь его овеяна легендами.
В 19—20 в. получают развитие психологические (в т. ч. Ее выдающимся представителям принадлежат серьезные, глубокие работы о гениальности. Источник фантазии находится в бессознательном. Всего обыкновеннее люди гениальные.
Книга по-своему интересна и мы будем на нее ссылаться. Он писал: «Говорят, правда и о научных талантах. «Никто желанной воли ненайдет / Дотой поры, пока неподойдет / Кпределам жизни иискусства», — Микеланджело Буонаротти, один изсамых выдающихся художников эпохи Ренесанса, создатель сотен скульптур, картин ифресок, подошел нетолько кпределам изобразительного искусства, ноикпределам искусства словесного. Говоря возвышенным слогом, ведь искусство – богов откровение. Непризнанный прижизни, нодостигший колоссальной известности после смерти голландский художник Винсент Ван Гог втечение всей своей жизни вел переписку ссамыми близкими ему людьми— братом Тео идрузьями иколлегами (Полем Гогеном, Антоном Раппардом, Эмилием Бернаром).
Художник напротяжении всей книги пытается подробно растолковать впервую очередь себе самому итолько вовторую— читателям, музыкальную метафору творчества, где «цвет— это клавиши глаз— молоточек душа— многострунный рояль», ахудожник— «рука, которая приводит ввибрацию человеческую душу». Ярким примером тому служит повсеместное использование термина «гений».
И между ними есть единственный, соединяющий их мостик – искусство. Его творения украшали ряд городов Греции. Если в науке,, то в искусстве мы говорим о гении. Скульптора якобы изгнали из города и он умер в Олимпии. Всего обыкновеннее люди гениальные. Напротив, везде его лицо с неестественным жёлто-зелёным цветом кожи искажено мукой. Шекспир, И. Гете, А. Пушкин, Л. Толстой, Л. Бетховен, П. Чайковский). Многие философско-эстетические идеи Шопенгауэра были восприняты и развиты Ф. Ницше.
Всякий интерес вносит в суждение частную точку зрения, несовместимую с априорной всеобщностью и необходимостью, которые Кант ищет в форме эстетического суждения. Эта книга написана философом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами».
Произведение искусства – это природа, но созданная по законам свободы. Жизнь его овеяна легендами. Историческое значение эстетики Канта чрезвычайно велико. Ф. Шеллинг рассматривает деятельность художника как постижение «бесконечной бессознательности», которая неподвластна конечному рассудку. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантическое течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Т. Карлейля, Ф. Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (V век до н. э. ).
Не каждому дано стать гением. Гениальность – это редкое явление.
Гравитация не была открытием одного Ньютона. В музыкальной литературе Возрождения понятие гения становится привычным. Миф о гениальности, по мнению Дугласа изжил себя.
И если они ловкими приемами угождают зрителям, такое умение оборачивается бедой. Насколько это удачно или неудачно, мы будем говорить в соответствующем месте. Первая тенденция тянется еще от немецких романтиков, философов Шеллинга и Шопенгауэра. Онскрестил руки, покорясь непогоде иуменя возникло неистовое желание обратиться кнему как к«Зрителю» истрого спросить, что онсделал ссэром Роджером деКоверли.
Не могу поверить, что преступление и гений могут быть совместимы (Лемьер Живопись, 1769) дурной человек не может быть хорошим автором (Карамзин Что нужно автору. Онзагляделся надождь ивдруг— боже правый. Отсюда возможные, если они есть, преимущества такого исследования, но в этом, вероятно, коренятся и его недостатки (они наверняка есть). Но вопрос даже не в этом: гении – реально существовавшие люди во все времена цивилизации и попытки уравнять их со всеми другими, чем-то их напоминавшими, неубедительны, каким бы способом это ни делалось – то ли путем низведения гениев до уровня остальных интеллектуалов, то ли путем «массового» поднятия последних до уровня гениев. И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества. Книга «Шамбала. Книга построена какусловный диалог автора, обозначаемого буквой А, своображаемым собеседником, обозначаемым буквой Б иподкупает интимностью тона инепосредственностью Уорхола, готового раскрыть свои секреты передчитателем.
Все они, пользуясь метафорой И. Мерка, как «Дон-Кихоты времен кулачного права», преисполнены чувства воинствующей справедливости. Некоторые исследователи доказывают, что «герои науки» – гении стояли на плечах своих предшественников (перефразировка известных слов Ньютона), объединяли их открытия – и только, все остальное – легенды. Сверхзадачей Репина, какивлитературных, так ивхудожественных произведениях, становится провозглашение «трех великих идей»: истины, добра икрасоты.
«genius» – «дух»: в древнеримской мифологии – добрый или злой) – его доверенный носитель и передатчик этой силы. Немецкий музыкальный теоретик и гуманист Глареан (1488- 1563) один из разделов в главном своем сочинении назвал «О гении композитора». В. Плеханов). Так, от античности идёт взгляд на гениальность как род иррационального вдохновения, «божественного наития» (Платон, неоплатонизм). Именно вот таким образом гениальный художник бывает не сразу признан современниками (талант же, как правило, всегда признается и поощряется), оказывается в драматической или трагической ситуации, которую он способен преодолеть. Гениальный дар, по их мнению, – одна из таких загадок.
Гениальность — это предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна — природа. Караваджо был гением, его картины – шедеврами, но умер он больным и одиноким. Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество. Наконец, среди трудов, сыгравших решающую роль в определении сущности «гения» необходимо назвать прозаический трактат Э. Юнга «Размышления об оригинальном творчестве» (1759), в котором он отстаивает право гения на индивидуальный вымысел и противопоставляет художников, подражающих природе, тем, кто следует уже готовым художественным образцам. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек».
Прочитав книгу Д. Израэли «История гения» и, найдя там строки о самом себе, Байрон записал: «Я, поистине не знаю, гений ли я, как вам угодно меня называть или нет – но скажу только одно, что решение этого вопроса меня мало занимает. Из многочисленных созданий Фидия до нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). Великие умельцы искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа. Вот это и было реальной жизнью художника, а не родился, написал, прославился и так далее.
Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. Действительно, что касается понятия гений, то под ним в современном русском языке в совершенном большинстве случаев понимается человек, обладающий выдающимися творческими способностями. На их работы автор неоднократно ссылается.
Гениальность есть свойство не природы, а свободы. Он скрестил руки, покорясь непогоде и у меня возникло неистовое желание обратиться к нему как к «Зрителю» и строго спросить, что он сделал с сэром Роджером де Коверли. Первым в этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678–1741)— итальянского композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни Баггисты. Список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне.
Цель автора была – рассмотреть общесоциологические проблемы великих талантов.
Собственно это и есть признаки гения. О ней писали Белинский, Герцен. Вот таким образом с точки зрения кибернетики, рассмотрев все системно, не всегда можно уверенно сказать, опираясь на четко выверенные схемы, что этот человек принадлежит к гениально одаренным людям, а тот – к талантливым. Драматургические поиски основоположника кубизма Пабло Пикассо были вдохновлены его работой наддекорациями икостюмами ксюрреалистическим спектаклям.
Сегодня, когда в широком научном кругу (начиная с генетиков и заканчивая педагогами) размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, создать, воплотив в ней высшие качества, гений, как одно из воплощений таких моделей, становится объектом пристального внимания (ведь именно гении выводят культуру и цивилизацию на новый виток развития).
Жизнь понятий – дело человеческой практики. Гений в искусстве и талант в науке, утверждает Кант, отличаются друг от друга по существу. Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж.
Впоследние годы своей жизни Микеланджело стал сочинять стихи, преимущественно сонеты имадригалы (музыкально-поэтические произведения). -М., 1991. ) (Г. Юнг Э. Нойман. нгу, отношение между гением и безумием — это ложная проблема. Характерная для искусства самодеятельность делает эстетическое суждение, по мысли Канта, способным стать посредствующим звеном между областью понятий природы и областью понятий свободы.
Ф. Шиллер раскрывает природу гениальности через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусственной природе и как способности к непредвзятому постижению мира. Человек, нарисовавший «Мону Лизу» иизобретший еще вXV веке парашют ивертолет, оставил после себя илитературное наследие— множество рукописей, настраницах которых сосуществуют наука иискусство. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу.
Собранные автором данные могут быть дополнительным материалом для тех или других выводов. Вивальди учился у композитора Дегренци. Такие повороты под силу только гениальной одаренности.
Но «мнение, – пишет Дуглас, – будто гений – это не просто высокоразвитый талант, а чрезвычайный дар, которым обладают лишь избранные, представляет собой историческую аномалию»9. Возьмем литературу о гении только за последние десять лет. Его стихотворения олюбви кмаркизе Пескара неуступают всвоем изяществе знаменитому «Давиду», выточенному измрамора или росписи сводов Сикстинской капеллы. Проповедуя вечные ценности, Репин попутно осмысляет исобственные «пробы кисти», рассказывая освоем понимании ключевых вопросов творчества иокропотливом процессе создания картин (например, знаменитой «Бурлаки наВолге»). «Писал эти страницы, каккрасками похолсту. Он руководил реконструкцией афинского Акрополя. В эпоху Возрождения пробуждается повышенный интерес к художнику как человеку.
Философия занялась выяснением отношений гения и природы, гения и Бога, гения и мира. Один из великих художников тех времен — испанец Веласкес (1599–1660), придворный художник, автор замечательных по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические исторические темы. В зарубежной литературе четко просматриваются два ведущих подхода, два стиля исследования гения и гениальности, которые условно можно назвать романтическим и эмпирическим (экспериментально-психологическим историко-метрическим и т. п. ).
Белинский. Дать само понятие гения чрезвычайно сложно. Саймонтона «Гений, творчество и лидерство» (США, 1984). Сюрреализм вдневнике раскрывается нетолько какхудожественное течение, ноикакспособ мышления иподход кжизни, подразумевающий эпатажный вызов поотношению ковсему привычному ибудничному.
И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества. Для более точной классификации необходимо использовать некоторые понятия кибернетики. Эстетика была, вновь после Баумгартена, Винкельмана и Лессинга, поднята Кантом до значения принципиально важной философской дисциплины. И не только это. Насколько это оправдано – об этом судить читателю.
Еще Кант считал, что гений, как явление мистическое, не поддающееся ни объяснению, ни овладению (учебе), возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь свободная игра художественного духа, сверхчувственного и непостижимого, порождает гениев. Гениальность открывает новую эпоху в развитии искусства (В.
Глубокие и проницательные мыслители античности, особенно Древней Греции, прекрасно улавливали разницу между Гомером и обычным поэтом, Фидием и рядовым ремесленником, – видели и ценили в первых чудесный творческий дар. 1966. ). Вот таким образом прекрасным может быть, по Канту, только то, что нравится всем без интереса и независимо от понятия о предмете. Нет такого человека, который знает и умеет все на свете.
Но быть просто человеком очень трудно. Демон — темная, но неизбежная ипостась гения. Всестороннему анализу подвергаются условия их существования – семья, школа, окружение, социально-политический и культурный контекст, климат и географическое положение места рождения, астрономические исчисления (часто уже носящие характер астрологических гаданий). Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего «Картины»: «Кто не любит всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо поэтам Говоря возвышенным слогом, ведь искусство — богов откровение Если кто хочет точнее узнать, откуда возникло искусство, пусть он знает, что подражание служат ему началом» Здесь описания картин — это поэтические эссе на ту или иную тему, без указания авторов.
Первым в этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678 – 1741) – итальянского композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни Баггисты. Его превосходные «Времена года» — ранний образец программной музыки. Это неземная по происхождению способность источником которой является бог, а гений (от латин. Книга исловесное творчество для Ван Гога— это «совесть, разум иискусство», которые помогают ему вступать вдиалог свнешним миром ификсировать процесс своей работы надсобой икартинами.
Намоей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда внижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая. Даже гениальность – эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, – даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. Это особая чувствительность: гений живо реагирует на происходящее с ним и вокруг него высокая самооценка (при этом самоуверенность, самолюбие могут быть развиты в разной мере) склонность к одиночеству. Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени Великий человек является именно начинателем, так как он видит дальше других и хочет сильнее других» (Г.
Но пытливые умы эпохи Возрождения не могли удовлетвориться ореолом таинственности. Я снова взглянул на него и теперь я подтвердил бы под присягой, что он принадлежит к семье Векфильдского священника. Его превосходные «Времена года» – ранний образец программной музыки.
Он совершает деяния Александра, Магомета, Кромвеля, Наполеона. Интересно вспомнить, что сами гении говорили о том, что такое есть гений. Поль Гоген, считающий современную ему цивилизацию болезнью, находит долгожданный приют иуединение наостровах Океании, где, помимо сотни полотен, пишет илитературные произведения— идиллическую поэму впрозе «Ноа Ноа» (что натаитянском означает «благоухать») имемуары идневниковые записи «Прежде ипотом». Художественное творчество не сводится к популяризации философских, нравственных, политических или религиозных идей, даже когда философ и художник объединены в одном лице (Ницше, Сартр, Толстой) ибо идейное содержание их художественных произведений не укладывается в строгие рамки собственно теоретических построений (Толстой Л. Н. Гений – филофско-эстетическое понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв. ) на основе древних представлении о гении – духе (греч., букв, наделяющий лат.
«Ученый, – писал Шопенгауэр, – это тот, кто много учился, гений – тот, от кого человечество научается, чему он ни у кого не учился». Скульптора якобы изгнали из города и он умер в Олимпии. Основоположник абстракционизма Василий Кандинский, ощущая наступление вискусстве новой эпохи «великой духовности», пишет книгу-манифест абстрактной живописи «Одуховном вискусстве». Притом гений отличается не просто оригинальностью, но непременно «образцовой оригинальностью». Вот таким образом оригинальность — первое его свойство.
В исторических условиях современной Канту действительности предложенная им трактовка прекрасного и искусства не была вполне беспредметным и отрешенным от жизни учением. Он руководил реконструкцией афинского Акрополя. Признавая гениальность свойством врожденным, они считали его естественным, дарованным людям природой.
Гегель также частично отрицал такое понятие, как научный талант (кстати, он сам – реальное опровержение своего заблуждения), но не столько в смысле его существования или несуществования, сколько в смысле врожденного дара. Его творения украшали ряд городов Греции. Он хочет и делает что хочет.
Его искусство, то ли поэтическое (Софокл), то ли военное (Александр Македонский), то ли пластическое (Фидий), делает его богоравным. Вмемуарах Ильи Репина под редакцией Корнея Чуковского собраны его воспоминания ожизни, обобучении вАкадемии художеств, его эстетические воззрения наискусство икритические оценки творчества современных ему художников (Ге, Крамской, Куинджи). Психоанализ и искусство.