В картине И. И. Левитана основная, ведущая, гармоническая пара –сочетание цветов золотисто-желтого – сине-голубого. Сочетание гармоничных цветов и чистых оттенков в картине позволит достичь идеального результата. Поэтому гармоничное и правильное «содружество цветов» на холсте, главный успех картины.
В картине Тициана «Кающаяся Магдалина» представлены такие гармонические пары: темно-коричневый –зеленый, синий –золотисто-розовый (таблице 11). Но передает настроение картине именно колорит и гармония цветовых сочетаний. Сера и П. Синьяк), создавшие свои гармоничные живописные картины мелкими мазками и точками. В картине В. А. Серова «Девочка с персиками» следующие две гармонические пары: охристо-зеленый –сиренево-серебристый серо-зеленый –розово-красный оттенки (таблица 10).
Именно гармония цветовых сочетаний определяет, какую реакцию у зрителя вызовет у него увиденная картина: будет казаться теплой и уютной, бродящей и энергичной или драматичной, глубокой. Для того чтобы сохранить гармоническое равновесие в картине, необходимо поддерживать баланс 50 холодных и 50 горячих оттенков в живописном произведении. Скорее он помощник в передаче нужного настроения, позволяющий добиться гармонии в живописи, при помощи сочетание цветов в картине.
Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной избитой, а то и вообще не гармоничной. Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски. Один из способов создания колористической гармонии и целостности картины -добавление одного цвета или выбранного оттенка во ВСЕ краски, какие есть на картине. Гармонические пары несут, эту схему в себе скрытно, как бы «подтекстом», а нам преподносят ее (эту схему контрастов) в различных переливах-вариациях: то нежных, тихих, то ярких, напряженных, то глубоко-темных, мистически-мрачных и т. д. Знание гармонических пар необходимы при составлении и написании натюрморта, портрета, дизайна интерьера, одежды и т. д. Возможно, употребление в картине одной гармонической пары, двух, максимум трех пар, но не более, так как это ведет к пестроте, хаосу цвета в картине. Изначально оно было задумано как «Гармония в голубом» и делалось на заказ для русского коллекционера Щукина, который собирался поместить картину в столовой.
Если художественный образ неуловим для математического мышления, то гармонизация величин связана с практическими задачами достижения функциональности, конструктивности и прочности сооружения. В истории античного искусства известен термин «квадратные фигуры» (греч. 5). Античные философы считали обязательным классифицировать цвета — выделять главные и производные, но подходили к этому в основном с мифологических позиций.
При этом «одной из главных и наиболее общих закономерностей, содействующих возникновению порядка, которому подчиняется все в универсуме», является «число и ритм». Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении. На земле расчерчивали план будущего сооружения, к примеру, церкви – основной клети (так называемая клетская церковь) с пристроенными к ней притвором и алтарем. vibrato – сильный) – пульсации формы в окружающем пространстве. Само по себе цветовое решение может быть очень интересным и новаторским (как, например, в фильме кинооператора В. Стораро «Красные»), но теоретические обоснования, опирающиеся на субъективную символику, выглядят абсолютно ненужными подпорками во всем этом есть даже какая-то доля мистификации. Английский художник Уильям Хогарт в предисловии к трактату «Анализ красоты» (1753) приводит ту же фразу Микеланджело в английском переводе и добавляет от себя: «В этом правиле заключается вся тайна искусства, так как величайшее очарование и жизнь, какие только может иметь картина, это передача движения».
В качестве примера использовался принцип «гроздь винограда», открытый Тицианом. Гете тоже построил цветовой круг (илл, 13), но последовательность цветов в нем — это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов.
Domus Aeternus). Подобную закономерность греки называли аналогией (греч.
Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В XIX веке Гегель дал более глубокое определение колорита.
Это слово, как и сама мера, происходит от греческой оргийи (греч. Архитектоническое начало обретает выразительность через пространственно-временные координаты поведения человека в конкретной историко-культурной и «вещной» ситуации. Представители имплицитной (скрытой) эстетики, т. е. художники, склонные к теоретической рефлексии собственного опыта, своеобразно интерпретируют эти понятия. В результате все части статуи, выстраиваются пропорционально в системе «парных мер» : рациональных и иррациональных отношений величин (рис. Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2.
На данном примере мы еще раз убеждаемся, что оптимальная функционально-конструктивная основа зрительно воспринимаемой формы буквально «на глазах» обретает эстетические свойства. Самой короткой (экономной) линией, соединяющей наиболее удаленные точки на поверхности трехмерной формы и, следовательно, вызывающей самые положительные эстетические реакции, будет S-образная линия. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. От художника требовались более сложные вещи так, чтобы они передавались более осязаемо. Закон энтропии называют вторым законом термодинамики. На различие этих терминов нам показывает Н. Дмитриева. При этом крайние точки (яремная ямка и внутренняя лодыжка опорной ноги) остаются на одной вертикальной оси, обеспечивающей равновесие статуи. Таковы курватура (искривление прямых линий и плоскостей), энтасис (небольшое утолщение колонн в средней части), контракция (нарушение равенства интерколумниев: сближение расстояний между колоннами).
Те, кто слышал звуки органа «живьем», подтвердят эти слова. Наиболее динамичные и выразительные – S-образные линии двойного изгиба, максимально выражающие «внутреннюю жизнь формы» (термин А. Фосийона). Они находятся в цветовом, тононом и яркостном контрасте (иногда резко напряженном иногда тихом) к общему цвету картины – цветовой тонике, вот таким образом требуется разрешение контраста-конфликта. В левом нижнем углу – ваза с вечнозеленым растением. Те, кто копировал его рисунки и рисовал с его скульптур, знают об этой «небывалой анатомии».
Изучение древнерусских мер длины выявляет сложную, даже изощренную систему. Она считает, что колорит – это цветовое построение, которое не зависит от какой-либо эпохи, а «колоризм» носит иной оттенок.
Спор на эту тему несколько напоминает историческое противостояние «знатоков» и университетских ученых (итал. Это легко проверить на следующем примере. По их мнению, главные цвета должны соответствовать главным стихиям (воздух, огонь, земля и вода — белый, красный, черный и желтый). Его произведения известны не только в Японии, но в России. conoscitori e professori). Пантера или ягуар в прыжке прекрасны, хотя и представляют огромную опасность.
Английский архитектор Уильям Чемберс в книге «Изображения китайских построек» (1757) также неоднократно ссылался на «теорию змеевидной линии», называя такую линию «интегралом красоты». Подчинение Истине создает ощущение красоты.
venusta species et commoduscue aspectus). Великий Микеланджело любил многократно подчеркивать охватывающие линии. «Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого он требует темного, когда ему преподносят светлое и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту». Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. 2). Сравнив отношения нескольких саженей использовавшихся в древнерусском строительстве и построив «вавилон» (по Б. А. Рыбакову), можно, допустив известную вольность, вписать в этот «вавилон» фигуру человека по рисунку Леонардо да Винчи.
Гармония (соответствие, согласие), по всеобщему мнению и в соответствии с этимологией, отражает качества целостности, стройности, согласованности и закономерной связанности всех частей композиции произведения искусства. Таким образом происходит своего рода разрешение доминанты в тонику. Косность вещества безобразна, а подвижность и светоносность – прекрасны.
Так же прекрасны радуга в небе, сияние звезд, движение облаков или игра света в хрустале. Она действительно является интегралом красоты. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Sectio aurea). Модальность или ладовость, – согласованность всех частей формы на основе какого-либо элемента, чаще всего модуля (наименьшей части принимаемой за единицу измерения). Однако при «свободной постановке» фигуры возникают иррациональные отношения. linea serpentinata) как пластической основы «хорошей композиции».
Творческий псевдоним мастера – Фиско Вада. Фаворский подчеркивал, что, термины «форма» и «содержание» не следует противопоставлять. В. Кандинский, 1992). Однако к ним добавляется особенный, «двигательный» характер создаваемого архитектурой пространства или, в иной формулировке, «динамичная позиция зрителя». Мы понимаем, что фигуры изображают древнегреческих атлетов в спокойной позе. Это явление называется симультанным контрастом.
Аналогичные замечания содержатся в трактатах Ф. Бизаньи (1642) и Ф. Цуккари (1607). Скульптор А. Гильдебранд определял «архитектоничную форму» как особую целостность «функциональных и пространственных ценностей», художественный смысл которой состоит в единстве «двигательных представлений и зрительных впечатлений». Это простейшее построение содержит в себе важную закономерность. Вот таким образом в античном искусстве существовали две концепции «красоты формы», условно называемые «симметрической» и «эвритмической». Это –озаренное теплыми солнечными лучами светлое начало жизненного пути. При этом он ссылался на энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предполагая, что слово «квадратный» может обозначать не характер силуэта статуи, а способ пропорционирования изложенный в теоретическом сочинении Поликлета «Канон» (сочинение не сохранилось).
Анализируя рисунок Леонардо да Винчи, мы также увидим, что размер верхней части фигуры (от макушки до пупка) соотносится с размером нижней части по правилу «золотого сечения». Доминанта часто исполняется в картинах оранжево-красным оттенком. И вот таким образом мы с вами можем пройти рядом и не заметить уснувшей богини.
Тhe line of beauty) внутри зеркальной пирамиды (символ единства противоположностей) он поместил на обложку своего трактата, а в основании этой композиции начертал слово «variety» (англ.
Если Вселенная представляет собой замкнутую развивающуюся систему, то ее энтропия постепенно возрастает и такую Вселенную в будущем ожидает «тепловая смерть». Следование классической традиции, прежде всего в отношении тектоничности (выстроенности) композиции как ее действительной или мысленной исторически опосредованной связи с пространством архитектуры, обеспечивает слаженность, ясность, выразительность и цельность всех элементов. «Мера порядка» (лат.
Можно провести такую аналогию. А во-вторых, вы глубоко ошибаетесь в количестве поклонников металл музыки. Это понимание лежит в основе идеи воспроизведения природы. 4). Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу.
Вот таким образом, если и противополагать форму чего-либо, то не содержанию, а. материалу». Применение антропоморфных парных мер в древнерусской архитектуре придает сооружениям пластичный, «живой» характер, что легко воспринимается зрительно и оценивается эмоционально. Например использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. За нарядность оперения зимородка иногда называют «императорской птичкой».
Гармония подразделяется на гармонию форм, гармонию звуков и гармонию цвета. Леонардо да Винчи, работая в Милане в 1496 – 1498 гг. Соответственно вся высота фигуры – 2, 618. По мнению исследователя, «вавилоны» представляют собой схематическое изображение Вавилонской башни и одновременно символ пропорционального канона. В трактате итальянского живописца Джованни Паоло Ломаццо «Об искусстве живописи» («Trattato dellarte della pittura», 1584) приводится наставление Микеланджело, которое тот дает живописцу Марко Пино да Сиена: при изображении человека «необходимо делать фигуру пирамидальной, змеевидно изогнутой и в кратных отношениях к одному, двум и трем».
Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем. Подзаголовок картины – «Десерт. Понятие «гармония» является самой обширной проблемой.
вместе с математиком Лукой Пачоли над трактатом «О Божественной пропорции» (De Divina proportione), обращался к сочинению Витрувия. Таким образом, связующие и охватывающие линии сливаются в «большом движении», подчеркивающем пластический характер формы. Они идеально уравновешены и в физическом смысле никуда не движутся.
Для этого они использовали мерный шнур и деревянные колышки, вбитые в землю. Преобладание того или иного способа, его доминирование или возведение в ранг творческого метода (в зависимости от конкретных задач, решаемых художником) во многом определяет характер протекания творческого процесса, тип композиции и принадлежность результата этого процесса – художественного произведения – к тому или иному роду и виду искусства. Подобную закономерность можно проследить, подвергая структурному анализу многие произведения классического искусства. Рисовальщики, скульпторы и художники используют уточняющие термины: «большое движение», «большая форма», «большой характер». Итальянские маньеристы и, прежде всего Федерико Цуккари, превозносили достоинства «змеевидной линии» (итал. Ее называют «отформатированная форма» (лат.
Главное, выбрать ту синеву, которая придется по душе. Колоризм возникает благодаря живописности и определяет новый этап формирования живописи. Плиний Старший называл «выглядящими квадратными» (лат.
А пары эти — дополнительные, т. е. ordo – порядок, строй).
Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Homo quadratus). Читателю может показаться, что такой большой экскурс в историю живописи излишен, что все разбираемые вопросы имеют отношение только лишь к живописи, но это не так. Модальность придает пропорциональному строю эмоциональную окраску, определенную тональность (в современной теории гармонии эти понятия распространяют и на цветовые отношения). Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). forma formata). Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т. е.
bellezza sacra e bellezza profanа).
Глядя на портрет, мы сразу определяем, какие оттенки (горячие или холодные) преобладают в его характере, помыслах, действиях. Кажется, что они тоже «идут» или медленно вращаются, хотя на самом деле остаются неподвижными. Выразительность цветов произведения образовывает комбинацию цветов. Так, например, по остроумному замечанию Б. Р. Виппера, фигура Аполлона Бельведерского «полна хиазмов», отчего «движение не сосредоточивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны». Это было сложнее.
Хасэгава Кансэки родился в 1944 году в городе Гокасэ префектуры Миязаки (Япония). Например, под понятием «живопись» мы понимаем произведение, которое выполнено какими-то красками на холсте или бумаге, а под словом «живописность» мы понимаем некое качество, которое свойственно не каждому произведению живописи. Теоретизирующие художники употребляют термины «идея в форме» или «мыслеформа» (лат. Эти различия отчасти описываются классическими оппозициями Вёльфлина – Ригля, прежде всего в отношении тектонического и живописно-пластического принципов формообразования. По мере возрастания роли рационализма убывает и роль символики. В результате средняя линия фигуры (от темени через ухо, подбородочную мышцу шеи, яремную ямку между ключицами, срединную линию торса и по внутренней стороне бедра, далее по большой берцовой кости до внутренней лодыжки опорной ноги) приобретает S-образный изгиб.
Выдающийся русский художник-график и теоретик искусства В. А. Фаворский в 1920-х гг., читая во ВХУТЕМАСе лекции по теории композиции, демонстрировал репродукцию картины венецианца Джорджоне «Спящая Венера» и говорил: «Посмотрите. Абсолютно очевидно, что «лодочка» тела Венеры по принципу «уподобления форм» повторяется на картине в контурах драпировок, силуэтах холмов и облаков.
Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. Содержание этой целостности не сводится к сумме составляющих ее элементов.
Под формой мы хотели бы понимать художественное произведение в целом, рассматриваемое с точки зрения целостности восприятия. Он добавил к этому понятие модуса (лат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Замечательный портрет работы В. А. Серова «Девочка с персиками» великолепный рассказ цветом об укладе жизни, возможно, о воспитании этой девочки, о ее мироощущении. Функцию композиции Фаворский видел в «приведении» конструкции изображения как «выражения формы в движении» через подчеркивание пластических связей к целостности художественного образа.
Книга Гете содержит несколько очень тонких определений колорита. Над своим «Учением о цвете» Гете работал с 1790 по 1810 г, т. е. Ниже на иерархической лестнице стояли зеленый и черный. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном».
Следовательно, гармонические отношения подлежат рациональному вычислению. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Светлое к темному берется примерно в таком же соотношении. В отличие от иррациональных глубин творчества числовые закономерности отношений величин и наилучших пропорций подлежат расчету, анализу, фиксированию и, следовательно их легче передавать в качестве «секретов мастерства» от одного поколения к другому, от учителей к подмастерьям. Историк и археолог Б. А. Рыбаков в 1950-х гг.
В статье рассмотрены различия понятий гармонии и красоты их связь с теорией пропорционирования в архитектуре, роль S-образной линии как «интеграла красоты». При дальнейшем анализе пропорций с учетом сложного движения оказывается, что основным модулем фигуры является сторона квадрата, диагональ которого, в свою очередь, согласно правилу Платона, служит стороной бльшего квадрата и т. д. Если мы примем верхнюю часть идеальной фигуры человека согласно античному канону (независимо от ее действительного размера) – голову и торс до гребня подвздошной кости (на которую ложатся косые мышцы) – за единицу, то нижняя часть фигуры (тазовый пояс и опорная нога) будут равняться 1, 618. Так и под словом «колорит» понимается совокупность красок, а под «колоризмом» некое качество, которое свойственно не всем краскам. Это утверждение одного и противоположение ему иного. Такие качества мы и называем архитектонической формой.
Образ «женщины-цветка» П. Пуаре изогнутые линии франко-бельгийского стиля ар нуво, как и мощные кривые барокко имеют разное происхождение, но так или иначе связаны с эстетическими свойствами S-образной линии. Возникает вопрос, что определяет это впечатление. В более сложных случаях, как, например, в искусстве, обращение с цветом допускает такую же свободу (а точнее – многозначность в толковании), как обращение со словом в современной литературе. Комбинация цветов бывает гармоничной и негармоничной. Следовательно, эвритмия в ряду названных представляет собой наиболее общее понятие, это «приятная внешность и подобающий вид» (лат.
Вот таким образом лучше взять красный цвет из III круга, красно-оранжевый – из II, оранжевый – из круга I (или II). Акцентируя «замковые зоны», художник добивается особой целостности формы. Затем Хогарт цитирует французского художника Шарля-Альфонса Дюфренуа: «Красивая фигура и ее части должны иметь всегда змеевидную, подобную пламени форму естественно, этот род линий имеет от природы нечто живое и как бы таит движение, очень сходное с подвижностью пламени и змеи». Гармония преображается в красоту. Существовал как бы цветовой код, понятный всем членам общества. В эпоху Возрождения термин variet (итал. с количественными отношениями величин. eurhythmia – стройность, устойчивость), по Витрувию, означает «видимую соразмерность». Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.
Но гармония, считает Гете, несмотря на все ее совершенство, не должна быть конечной целью художника, так как гармоничное всегда имеет «что-то всеобщее и завершенное и в этом смысле лишенное характерности». Самые гармоничные цвета — это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.
В капле воды художник способен «видеть море». Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. При изображении фигуры человека, в особенности обнаженной, существенное значение имеет акцентирование «замквых зон» – мест «заходов» одной формы внутрь другой в области суставов, соединения торса и таза, бедра и голени, плеча и предплечья.
В результате композиционного мышления или «мышления формой», возникает не просто артефакт – новый материальный объект, а иная смысловая, метафизическая реальность. Не сюжет, не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, а мир красок их звучные сопоставления, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Близкую функцию имеет «линия Пуаре», созданная в 1910-х гг. Во всех случаях мы будем видеть, как конструкция (функциональная структура) преображается в пластику – композиционно осмысленную форму. При взгляде на статуи Поликлета возникает двойственное впечатление.
Согласно Св. «Этот ненастоящий тон возник благодаря инстинкту из непонимания того, что надлежит делать, так что вместо целостности создали однородность». Евритмия или эвритмия (греч.
С другой стороны, «музыку сфер», пифагорейскую теорию чисел, правило «золотого сечения» всегда соотносили с Божественным началом природы, совершенным замыслом Творца.
Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония Порядок. Однако именно благодаря ей тело становится выразителем души, физическая форма обретает способность «говорить», выражать человеческие чувства. Каждый цвет поддерживает другой, два другие цвета вместе взаимодействуют с третьим. Роль пластического или зрительного, движения в явлении красоты замечательно проясняется в статье В. С. Соловьева «Красота в природе» (1889). Гете называет такой колорит фальшивым.
Второй квадрат содержит четыре «половинки» от первого, следовательно, его площадь вдвое больше. Вот таким образом художник должен позаботиться о гармонии цвета. Они имеют важное значение для теории композиции и формообразования в визуальных искусствах (архитектуре изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне). В скульптуре изображение человеческого тела преобразует анатомию в метафизическую динамику форм (как, например, в произведениях Микеланджело), а в декоративно-прикладном искусстве чайный или кофейный сервиз может рассказать о своей эпохе не меньше, чем большая картина на исторический сюжет.
И еще один способ гармонизации — это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Мраморные фигуры «нон-финита», как бы заключенные в блоке камня, окружены углубленными, мощными бороздами, которые, в сущности, являются охватывающими линиями. Такая закономерность является важным признаком гармонии. Красная гвоздика, приколотая к банту (в «горошек») –отражение только еще просыпающихся лирических чувств девочки-подростка. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок.
Это явление можно назвать последовательным контрастом. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Впрочем для высшего духовенства — прелатов Римской церкви «нерепрезентативный» черный цвет был заменен фиолетовым, так как фиолетовый — ближайший к черному. Об этом свидетельствуют обмеры византийских церквей и древнерусских храмов. Энтропия (количество нерастраченной энергии) из-за расходования другой части энергии неуклонно возрастает.
Русский художник К. Н. Истомин, учившийся в 1906 – 1907 гг. Речь пойдет о картинах — бессменных атрибутах каждого уважающего себя дома.
«Линию красоты» (англ. Так что никаких подобных вашим выводов отсюда не следует. Искусство всегда было моей страстью, с самого раннего детства до сегодняшнего дня. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов.
Синие перья зимородка на Дальнем Востоке использовались в ювелирных украшениях (шпильках и гребнях), декоре костюмов, оформлении вееров и других аксессуаров. Также этих птиц называют «королевскими рыбаками» или «королями рыбаков» за ловкость в охоте. Однако, что еще важнее иррациональные отношения являются причиной возникновения пластических качеств или, как говорят художники, «пластической формы» (в значении скрытого, внутреннего или зрительного, движения). Основными методами науки стали рационализм и механицизм.
tetragonos). Исследования пифагорейцев позволили разделить смысл понятий «соразмерность» и «пропорциональность». Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Именно таким образом, благодаря пластической цельности, содержание изобразительного искусства становится имманентным (внутренне присущим) изобразительной форме.
в Мюнхене, как и Фаворский, в студии Ш. Холлоши, под «мышлением формой» понимал «метод живописной диалектики». белый цвет, часто считающийся не цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят белого в природе), представляется как бы символом Вселенной из которой все краски как материальные свойства и субстанции исчезли. Аналогичные приемы использовали древнерусские зодчие. Изменение цвета в картине может нарушить связь и привести к нарушению гармонии.
Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Многие скульптурные произведения О. Родена, Э. -А. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Многократные отклики главной линии фигуры, пересекающиеся крестообразно, наподобие греческой буквы «хи» (), получили наименование «хиазма» (греч. Они также использовали эпиморные отношения (греч. Подобное качество является следствием определенности «функциональных и пространственных ценностей». Пространство храма, где, скорей всего, художник и «подсмотрел» данную сцену, наполняется светом благодаря огромным витражам.
orgyia – расстояние между распростертыми руками от orego – простирать, протягивать). Бурделя, рисунки П. П. Рубенса и гениального Микеланджело демонстрируют пластические связи, «входы и выходы» форм, которые отсутствуют в объективной анатомии тела человека, они придуманы художниками. Витрувий (I в. до н. э. ) называл симметрией «простую соразмерность» или метрическую норму, а пропорцией – закономерную повторяемость, ритмическую или динамическую, организацию элементов композиции.
Рубенс жил некоторое время в Венеции, где якобы Тинторетто рассказал ему, что в многофигурных композициях Тициан использовал этот принцип «грозди винограда». Чем же объясняется такая «устойчивость» эмоционального восприятия. Такой способ проявился, в частности, при расчете числа колонн древнегреческих храмов на переднем и боковых фасадах по эпиморной формуле n : (n 1), когда на боковом фасаде количество колонн на одну больше, чем на переднем. Плоскости параллелепипеда указывают основные пространственные координаты трехмерной формы.
Эстетический эффект «змеевидной линии» часто связывают с категорией «единства в многообразии». XVII век был переломным в истории европейской культуры. Хогарт сделал S-образную линию своей эмблемой. Основными постулатами имплицитной эстетики является утверждение мышления в форме и понятие «пластическая форма».
Он также чередует «зоны покоя», не участвующие в общем пластическом движении, акценты, напряжения и паузы, чем усиливает конструктивность и одновременно пластичность изображения. Цветовая гармония тесно взаимосвязана с цветовым кругом. Однако важнейшим является то обстоятельство, что закономерности архитектоничности (выстроенности) композиции в разных видах «пластических искусств» рождаются и исторически отрабатываются в пространстве архитектуры. Вспомним «маятник эмоций», о котором мы упоминали в предыдущей главе. Чаще их используют в качестве синонимов.
наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека. Считалось, что созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышает дух человека, внушая ему благочестивый строй мыслей. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. изучал «вавилоны» – графические знаки, состоящие из подобных прямоугольников или квадратов, вписанных один в другой. В 1509 г. в Венеции Л. Пачоли опубликовал новое издание книги.
Правила художественной композиции были разработаны еще в античности и с тех пор практически не изменились. Картина Джорджоне – пример абсолютного «мышления формой», составляющего суть изобразительного искусства. epi – сверх, над и morion – часть, частица), в которых, в отличие от простых кратных (1:2 1:3 1:4), превышение большей части равняется одной доле меньшей.
Остальные цвета — малонасыщенные. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза.
Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся и часто эскиз бывает не один. Но в то же время они пластически подвижны, живут внутренней жизнью.
Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания (пондерации) обретает контрастное положение по отношению к тазовому. Бриллиант – отшлифованный алмаз – прекрасен и ценится за свою красоту, хотя в химическом отношении он представляет собой то же самое, что обыкновенный черный уголь или графит (алмаз представляет собой кристаллический углерод). Органная музыка кажется неземной, нечеловеческой.
Леонардо принадлежит второе название правила оптимального пропорционирования – «золотое сечение» (лат. Существует различие между понятиями «колорит» и «колоризм». В работе использует масляные краски, акварель, акрил, гуашь, чернила. Были цвета «главные, божественные»: белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый (он изображал золото).
Эта модель получила название «египетской системы диагоналей» (рис. Художественно-образное «мышление формой» – это, прежде всего, связное и целостное мышление в системе ясно воспринимаемых отношений внутреннего и внешнего. По Гете, кроме гармонических сочетаний, бывают «характерные» и «бесхарактерные». В психологии насыщенный синий цвет, как ни странно, считается универсальным средством для снятия стресса и успокоения сознания.
Не потому ли художник Фрэнк Дикси назвал картину, на которой запечатлены двое – мужчина и женщина исполняющая что-то на органе именно «Гармонией». 5. 3). Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Такие отношения позволяют вписать фигуру человека одновременно в квадрат и окружность (с центром в пупке).
Особенно этим отличаются произведения Микеланджело. Например, в картинах Петрова-Водкина. Гармония, по Гете, — это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания. Например: 2:3 3:4 8:9. Если верхний размер принять за 1, то нижний будет равен 1, 618, а вся высота фигуры, соответственно, 2, 618 (последний размер называют «квадратом золотого числа»). Точно так же ее решали древнегреческие скульпторы, а затем и византийские строители.
Таким образом, S-образная линия является функцией кратчайшего расстояния между основными точками эстетически преображенной формы в трехмерном пространстве и тем самым примиряет плоскость и объем, форму и пространство, единство и многообразие (итал. Это как раз те качества, которые превращают изобразительный процесс в высокое искусство. Но самое важное — это учение о цветовой гармонии. Обычно эти термины используются как синонимы.
Показано значение концепций «мышления формой» и архитектонической формы, объединяющей закономерности формообразования в разных видах искусства. Феномен цвета совсем не прост. «многообразие») использовал Леонардо да Винчи. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.
В самом общем виде гармония означала принцип высшего, «божественного» порядка, заведенного не человеком, а высшими силами, но, несмотря на это, такой порядок вполне должен быть доступен пониманию человека, так как основан на разуме. Гармоническая система устойчива, так как она уравновешена. Вот таким образом мы можем называть их архитектонически-изобразительными искусствами, а собственно архитектоническую форму «общим знаменателем» всех видов «пластических искусств».
Статуи атлетов в изображении Поликлета действительно выглядят «квадратными» (в ином переводе «широких пропорций»). Судьей и тут выступает глаз. знаменитым парижским модельером одежды Полем Пуаре. Фиско известен как мастер импровизации.
Вспомним, какое замечательное, глубоко прочувствованное видение и понимание красного цвета дает нам Василий Васильевич Кандинский: «Светлый, теплый красный цвет вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т. д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы –это упорный, навязчивый, сильный тон. variet). 31-36).
Это не женщина, а лодочка. ». Задачу построения прямого угла решали с помощью двух мерных шнуров – путем уравнивания диагоналей окладного (нижнего) венца (равенство диагоналей дает квадрат). Эти закономерности обусловлены Божественным промыслом. Следующая задача: проецирование диагонали (или ее производной) на продолжение стороны квадрата давало второй модуль, равняющийся стороне квадрата удвоенной площади. Вот таким образом «Красота есть сверкание Истины».
В этом проявляется основное правило цветовой гармонии». Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Основное значение в этом процессе имеет один главный элемент – так называемая «линия красоты».
chiasmos – «крестообразный»). Высота всей фигуры делится кратно на две, четыре и восемь частей (голова составляет 1/8 роста). Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Ordinis мodus) заключена в принципиально непознаваемой Истине. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Особенно это заметно в его поздних рисунках имеющих двойные и тройные контуры.
Если в картине фигуры одеты в яркие плащи, то эти относительно насыщенные пятна занимают по площади не более одной пятой или одной шестой части всей картины. Под термином «Цветовая гармония» обычно подразумевают красивое соединение цветов. Создается новое понимание задачи живописи. Эти отношения связаны закономерностью «золотого сечения», открытой еще древними египтянами и являющейся универсальной.
«Такое разъятие целого, – писал художник, – методически неправильно. Художник при жизни долго сотрудничал с галереей KASUGAI. Гегель обращает внимание и на то, что «колоризм» имеет отражение цветовой действительности.
Сопоставление непрерывного развития цвета и цветового разрыва – тоже контраст» 1. Слово композиция происходит от латинского сompositio — «составление». Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд.
en-tropos – оборот внутрь) – универсальным законом экономии энергии. Такую идею, как правило, трудно выразить словами. В изображении предметов на плоскости «как угодно», без учета логики этих связей русский художник и теоретик усматривал отсутствие композиционного мышления, натурализм, случайность, пассивность, «вялость» и, в конечном счете, бездуховность. Подобные изображения были известны в Средневековье (им придавали мистическое значение символа единства макрокосма и микрокосма) и называли «вечный дом» (лат.
Например, в картине В. А, Серова «Девочка с персиками», рисунок 44, цветовая доминанта – розовая блузка с красной гвоздикой на ней, а предвосхищением (цветовой субдоминантой) будет цвет желто-охристо-зеленоватый, цвет персиков, лица, рук, листьев за окном, тогда как тоника, (цвет фона, воздушной атмосферы) – это серо-зеленый, сиренево-серо-голубой оттенки. Комбинация этих цветов, взятых с круга III, не даёт тонкого цветового сочетания. modus – мера, величина, протяжение, положение). Это хорошо знают рисовальщики и скульпторы. Диагональ квадрата представляет собой иррациональную величину. Охотящегося зимородка изображает мастер Вада в своей работе. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, «когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом».
forma formans), поскольку художественная идея как творческий замысел возникает в сознании спонтанно и сразу в форме (например, черная ворона на снегу, зрительный образ, положивший начало картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»). Все это создает ощущение особой подвижности, вибрато (итал. Так, в архитектуре элементарная стоечно-балочная конструкция преображается в ордер (художественно-образную целостность тех же элементов) в живописи изображения прозаических предметов – в «картину мира». Одноцветная (монохроматическая) монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Она находится в ином, духовном мире, который лишь в отдельный, краткий миг может пересечься с миром материальным, где собственным сном спят в полуденную жару деревья и кустарники. Простой натюрморт может превратиться в малую Вселенную, а портрет одного человека – в «портрет эпохи».
Красота, по Соловьеву, есть «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. Августину, в мире нет ничего случайного и все подчинено системе закономерностей (лат.
Цвет субдоминанты – мажорный, радостный, как и события в картине. «разнообразие»). ana-logia), что, в отличие от современного прочтения термина, означало «вновь-отношение». Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы.
Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. По его словам, Микеланджело первым из художников сумел преодолеть иллюзионизм Возрождения. Признаками гармонии являются созвучие, равновесие, пропорциональность. 1). В античной теории музыки, да и в последующем, гармонию связывали с математикой, т. е.
Такой род мышления называют имплицитной, скрытой или неявной, эстетикой. Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя.