Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал абсолютно уникальный мир объективности. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более ответственный заказ, написав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций.
В 1532 Хольбейн окончательно уехал в Англию, где с 1536 стал придворным художником короля Генриха VIII. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы (Мёртвый Христос, 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей (Эразм Роттердамский, 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене.
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539-1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Они-то и дают нам представление об оригинале. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством.
В 1533-1535 гг. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Юноша Ипполит в романе Ф. М.
Мастерская Ганса стала семейной. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии создавались деревянные клише для гравюр. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах.
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности. Это, безусловно, знак смерти.
В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Об этом свидетельствуют его работы. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Биографические сведения о Гольбейне скудны. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Рядом с Мейером представлены его сыновья. 1526-28.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию.
Лорд-канцлер Англии (1529-1532). Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Уффици во Флоренции), Том. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины.
Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь – по детальном рассмотрении – искаженным в перспективе человеческим черепом. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников – представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена) выполнены росписи Стального двора в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII. Знаете, чем вы отличаетесь от него. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Справа изображены жены Мейера.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Как правило, на них изображали близких людей. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки.
краткого не получится. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой.
В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Достоевского с «Писем русского путешественника».
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Христос Гольбейна – не небесное существо. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека.
1515) в серии рисунков Образы смерти (1524-26 известна под названием Пляска смерти) в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 – умер 1543), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Все семейство поселилось в Базеле. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Блестящий мастер портрета, художник создал выразительные образы своих современников, среди которых ученые гуманисты и исторические деятели. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Величие короля передается позой. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). В 1535 году он был обезглавлен. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные (Астроном Николас Кратцер, 1528, Лувр) и графический (Т. Изображенный на полотне дипломат смотрит на зрителя спокойно и гордо в его уверенной позе изысканно-сдержанном стиле костюма сквозит подлинный аристократизм. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами. Христос Гольбейна – не небесное существо. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
По возвращении своем осенью 1519г. В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. В следующем году – фрески на внутренних и наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором. Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры. Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца – подобно тому, как Солнце затмевает Луну. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся блуждающий анаморфоз черепа. Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию.
Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Отец мой, зачем ты оставил меня. ». – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. Ганс оказался в ближайшем окружении находившегося тогда в Базеле Эразма Роттердамского.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Картины его – это гордость города. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Украшения, шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом – ультрамарином. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Учился у своего отца – Ханса Хольбейна Старшего. Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви.
Это было 12 марта 1538 года. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Ко времени написания портрета, Христина жила в Брюсселе, при дворе своей тетушки, Марии Бургундской. Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства.
Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. На лице нет намека на улыбку. Мор, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. В 1515 году оба брата перебираются в Базель, который становится для Ганса второй родиной. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер.
Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. В 1533 году Гольбейн написал портрет Кромвеля, а не позже 1536 года занял место придворного живописца Генриха VIII.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Выразительность поздних рисунков, в том числе прелестных изображений детей – примером может служить удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер, – ставит эти произведения в один ряд с живописью». Фронтальная поза изображенного на нем в полный рост короля придает его облику величественность.
«Его картина Мертвый Христос (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. А. Н. С конца XV века немецкие художники любили эти изображения, представлявшие мимолетность и ничтожество всех благ жизни и часто заключавшие в себе насмешку над могущественными людьми.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. М. Арне).
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «. Как правило, на них изображали близких людей. В 1532г. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая).
150 портретов. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ.
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.