Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург – 1543, Лондон) – живописец, один из величайших немецких художников.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Родился он в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. Ганс Гольбейн (Младший) (нем.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн Младший (нем.
После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей». Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна-старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего.
Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Разнообразие графического наследия художника не придает его творчеству пестроту, напротив, высокое совершенство его работ и широкий спектр творческих возможностей делает его произведения уникальным примером мастерства и вдохновения, прекрасным образцом ренессансной графики рубежа XV и XVI столетий. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Но при более глубоком осмыслении именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. В 1535 году он был обезглавлен.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Патетической передачей обычных композиций и величавой широтой форм превосходят все прежние работы Гольбейна восемь картин Страстей Христовых в Базеле, нижней доской для которых, вероятно, служило знаменитое, поразительное по верной передаче смерти и потрясающе написанное Тело Христово, лежащее навзничь (1524). Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Очень жизненно и правдиво написаны нищие у ног благородной фигуры св. Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Около 1501 и 1502 гг.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.
Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. А. Н. Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
мы встречаем Ганса Гольбейна Старшего во Франкфурте-на-Майне в Кайсгейме, где ему были поручены большие церковные заказы. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Три года спустя после пребывания мастера в Эльзасе, в 1517 г., возник «Источник жизни» Лиссабонского дворца. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки.
Себастьяна с возобновлением нидерландского влияния. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Однако, более вероятно, что с работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться по многочисленным доступным гравюрам, в которых в то время в Германии и Швейцарии не было недостатка. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Величие короля передается позой. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Петра, Чудо св. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Создавая правдивые психологические характеристики своих моделей, Ганс Гольбейн приоткрывает перед нами внутренний мир современников.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания.
Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключён. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
из Люцерна, Он, несомненно, не проник дальше верхней Италии. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Одновременные «пробы» Гольбейна исполнять картины на стекле для домов горожан описал Ганц. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Настоящим великим мастером швабской школы XVI столетия, а также одним из величайших художников всех времен и народов был Ганс Гольбейн младший (с 1497 до 1543 г. ), старые биографии которого, написанные Вельтманом, Ворнумом и Мантцем, еще не превзойдены.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Об этом свидетельствуют его работы. Со всей реалистичностью изображено на картине странно изогнутое в предсмертных конвульсиях мертвое тело человека, остановившийся взгляд его остекленевших глаз. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Старые стильные ковровые фоны оконных стекол постепенно превратились в пейзажи.
В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. Отражение индивидуальности достигается за счет тонких различий поз, одежд и манеры держаться. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Среди более поздних работ по декорированию особенный интерес представляют фрески в доме бургомистра города Люцерна Якоба Гернштейна, выполненные в период с 1517 по 1518 г., а также роспись большой комнаты ратуши в Базеле, работа над которой была завершена в 1530 г. К сожалению, эти произведения великого мастера не сохранились. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Конечно, у Гольбейна не было глубины духа Дюрера.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. В 1532 году религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Картины его – это гордость города. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. На лице нет намека на улыбку.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Мёртвый тяжело лежит Христос. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
Больно матерьяльное нам важно. В Люцерне Гольбейн после 1517 г. украсил стенописью дом Гергенштейна из Шультейса изданною Либенау по старым копиям. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Серия, создавалась Гольбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Себастьана 1516 г. в Мюнхене.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Христос Гольбейна – не небесное существо.
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Мадонна является первым изображением нежной белокурой немецкой матери. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Выполненная живописью декорация в стиле ренессанса отличается чистотой и ясностью, фигура нагого Себастьана, хотя и не безупречна в смысле анатомии, но моделирована широко и мягко. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Все семейство поселилось в Базеле. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. Это, безусловно, знак смерти.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Или — заглянув в её пучинуОбрести.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Искусство Гольбейна такое же немецкое, как и Дюрера. Таковы выразительный погрудный портрет в профиль Бонифация Амербаха (1519) Базельского музея, три подобным же образом написанных портрета Эразма (1523) в Лонгфорд-Кастл, в Лувре и в Базельском музее и двух живописных, тепло лессированных портрета куртизанки, носившей прозвище «Коринфской Лаисы» (1526) того же собрания. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура.
В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более ответственный заказ, написав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Выделением его книжных иллюстраций от таковых его брата занялся вслед за Вольтманом Альфред Шмид, а Эдуард Гис еще в 1903 г. старательно собрал его портреты масляными красками, раньше приписанные его отцу или его знаменитому брату. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера).
Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта. Ульриха и Усекновение главы св. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Я этого и ждал.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Шмид, однако, сумел все наглядно восстановить. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Возвратившись в Базель, мастер развернул в полноте свою юношескую силу (1519–1526) сначала в портретах. На наружных стенах, расчлененных живописно (а не рельефно) был изображен триумф Цезаря, а внутри находились христианские изображения и народные картины, в роде «Источника юности». В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Дальнейшие успехи в этом отношении показывает знаменитый алтарь св. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Леонарда во Франкфурте. Гербы стали все более помещать между ландскнехтами, держащими щиты Гольбейн, однако, умел делать старому плоскому стилю по крайней мере кажущиеся уступки.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Как правило, на них изображали близких людей. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
Еще более зрелыми являются большие мадонны Гольбейна: проникнутая спокойным истинно человеческим чувством картина (1522) Золотурнского музея представляет Богоматерь между святыми Урсом и Георгием и известная Мадонна бургомистра Мейере (1525) в Дормштадте, оригиналом которой до исследований Цана, Вольтмана, Байерсдорфера и автора этой книги считалась прекрасная, слегка измененная копия Дрезденской галереи. От одновременной деятельности Гольбейна, в качестве базельского живописца фасадов сохранились только проекты, например музейная копия с оригинального проекта «Дома танцев», на котором к живописным галереям и ложам добавлен фриз с лихим крестьянским танцем. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Это было 12 марта 1538 года.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). В 1528–1532 гг. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
В четырех картинах на дереве Аугсбургской галереи, представляющих св. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Анну с Богоматерью и Младенцем, Распятие ап. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление.
150 портретов. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Кроме нескольких плохой сохранности остатков росписи до нас дошли некоторые оригинальные проекты и копии в тамошнем музее. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. Справа изображены жены Мейера. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Листовое золото придавало околичностям настоящий блеск золота. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Елизаветы на правой боковой картине.
Мастерская Ганса стала семейной. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Большая часть картин, послуживших для украшения стен (1521–1522), принадлежит времени до отъезда Гольбейна в Англию. Это – один из первых портретов, созданных Гольбейном в 1532 году, после его окончательного переезда в Англию. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Но наиболее важные стенные росписи Гольбейна украшали новую большую залу совета в Базеле.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. В 1542 году в Лондоне была эпидемия, убившая множество людей от неё умер и Гольбейн Младший.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.