Суть взаимоотношений Жана Фуке и в его лице французской художественной традиции с нидерландскими и фламандскими мастерами составляли не только впечатления от увиденных в чьих-то коллекциях картин Яна ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена. Картина, приписываемая Жану Фуке.
Мартина). Документированных свидетельств о жизни художника сохранилось крайне мало. Стефаном, а на другой – Мадонна с младенцем Иисусом.
Маргариты). Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития.
учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. Тогда же создан и большой алтарь Пьета из Нуана (Нуан, приходская ц. ) исполненный, вероятно, с помощью мастерской датировка Пьеты вызывает споры, но скульптурность образов и текучесть форм позволяют отнести ее к тому же периоду, что и Диптих из Мелена. Фуке Жан Искусство Франции Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481) Французский художник и миниатюрист.
В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. Вокруг них милые ангелы принявшие красно-синие королевские цвета. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства.
Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой). Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Точная дата его смерти неизвестна. Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика).
Месяцы, проведенные Жаном Фуке в Италии в атмосфере ренессансной художественной культуры, научили его по-новому воспринимать окружающую действительность. Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей.
Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Тем самым спаситель дает понять, что молитвы Шевалье услышаны. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.
Других данных мы о нем не имеем. Первое место во французской живописи XV века принадлежит уроженцу Тура Жегану Фуке (если только картины и миниатюры, которые носят его имя, действительно принадлежат ему). Из некоторых источников известно, что еще в молодости он совершил путешествие в Италию (между 1444 и 1446) в Риме он написал портрет папы Евгения IV, который вызвал восхищение итальянцев. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Портрет Гийома Жювенеля дез Юрсена, канцлера Франции (Париж, Лувр), представляет собой, одновременно, очень пластичный портрет и символический образ социального благополучия, что выражено в помпезности позолоты и гербов. Вероятно именно так он выглядел и в жизни.
Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника. Стефаном, Берлин-Далем, музей Мадонна с младенцем, Антверпен, Кор. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Высокий поэтический строй картины-рисунка соткан из фантастического богатства тонких нежных линий, штрихов, мягких растушевок, теней, полутеней, то создающих форму, то тающих в воздушных прозрачных слоях. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления.
Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). На портрете король изображен в обрамленной занавесями церковной ложе во время молитвы, его руки покоятся на парчовой подушке. Между 1444 и 1446 он пишет портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев. Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Точная дата его смерти неизвестна.
В музее находится картина, чья ценность повышается от того, чтов Бельгии это единственное полотно гениального венецианца Тициана (1487—1576). Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде.
Эти части объединяет только воображение. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением. Однако наибольшую достоверность представляет атрибуция Фуке знаменитых миниатюрных серий: из часослова Этьена Шевалье в Шантильи (и Лувре), Иудейских древностей Иосифа в Парижской национальной библиотеке и Боккаччо в Мюнхенской библиотеке. Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене.
Крупные фигуры в трехчетвертном повороте придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св. Искусство Жана Фуке по праву занимает ведущее место во французской художественной культуре XV столетия. Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Михаила с драконом» – в Аптон-Хаусе. Ради этой кроткой прелестной святой, во имя ее нравственного подвига совершают люди свою работу и в этом ван Эйк видит благородное вознаграждение их труда. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно.
Тоненькая фигурка ее окружена крупными складками длинного тяжелого платья. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей.
Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции.
В Портрете Карла VII (ок. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Надпись на картине свидетельствует, что алтарь был создан в 1363 году. Художнику удалось не только портретное сходство.
Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Считаются принадлежащими его кисти изумительные портреты Этьена Шевалье (Берлин), Жювеналя дез-Юрсен и Карла VI (в Лувре), Мужчины с раскосыми глазами (в собрании князя Лихтенштейна) и, под большим сомнением, Мадонна с херувимами (в Антверпене). Неподкупный королевский казначей, заказчик Меленского диптиха. На коленях Мадонны сидит младенец Христос и указывает пальчиком на Этьена. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно.
При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Слева представлен земной мир — Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях, о размерах которых можно судить по убегающей перспективе мраморного пола. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, вот таким образом мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.
После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста. Построение пространства в живописи Фуке предполагает непрерывное развитие от переднего плана вглубь с постепенным перспективным сокращением предметов, причем это сокращение передается не столько по законам математической непреложности, как у итальянцев, сколько на основе чувственно-зрительных впечатлений. Этим периодом датируется и обетный Диптих из Мелена, заказанный все тем же Этьеном Шевалье для церкви своего родного города и, по преданию, в память Агнесы Сорель (1450), чьи черты воплощены в лике Мадонны (Этьен Шевалье со св. Создавая живописные образы, художник не ограничивается изображением внешних черт, его характеристики сложнее и глубже, хотя в них нет еще того психологизма и внутренней напряженности, которые отличают портреты нидерландских мастеров.
Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Родился Фуке около 1415, умер около 1480 года. Рама диптиха была украшена медальонами из позолоченной эмали на одном из них помещен автопортрет Фуке (Париж, Лувр), – первый известный автопортрет в истории французской живописи и первый опыт использования во Франции новой итальянской техники. Такова упавшая под св. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов.
В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы. Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Долгие годы на службе у французского короля находился знаменитый нидерландский музыкант Ян Окегем: в 1450-е годы он был королевским советником и казначеем аббатства св. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями».
Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании. Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление. Петра. Фуке, насколько это возможно, придвигает трон к переднему краю картины и почти полностью закрывает его мантией, лишая возможности судить о глубине пространства, которое в данном случае абстрактно и не поддается измерению. Гасьена, дворца архиепископа.
По завещанию епископа Жана Бернара (1463) Фуке пишет алтарную картину Успения для ц. в Кандах. Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам. Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье). Женевьевы.
Сам заказчик со святым патроном изображен на створке, ныне находящейся в музее Берлина. Она сидит на холме, с. луда открывается вид на строительство башни. музей изящных искусств). История этой женщины овеяна легендами.
Пейзаж его вообще типичен для окрестностей Тура местами же он вводит определенные мотивы из других местностей – парижскую Бастилию, набережную Сены, башню Венсенна и т. п. Замечательна смелость, с которой Фуке трактует разнообразные освещения, – например, эффект позднего вечера (в Поцелуе Иуды), полутон закрытого помещения (в Собрании доминиканцев), райский свет в изображении Взятия на небо Богоматери. Dame de Beaut. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки.
Михаила, а в 1472 и 1474 – за два часослова – для Марии Клевской и Филиппа де Коммина. Надо, впрочем, тут же вспомнить, что Фуке побывал в Италии.
Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу. Здания, почва, деревья удаются Фуке в одинаковой степени. Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Его фигура возвышается над всей французской художественной культурой столетия и одновременно подводит ей своеобразный итог. Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св. Вот таким образом кажется возможным датировать Портрет Карла VII, короля Франции (Париж, Лувр) временем, предшествующим поездке Фуке в Италию.
Ложась причудливыми ритмическими волнами у ее ног, они почти покрывают весь холм и вместе с ним образуют для нее своего рода пьедестал. Таким лицом был Этьен Шевалье.
Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. В 1470 он получает плату за картины, написанные для вновь основанного ордена св. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля».
Стоя перед нею — абсолютным чудом творчества, — испытываешь ошеломляющее чувство восторга. В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV). По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую.
поехал в Италию. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского». В облике мадонны современники узнали знаменитую Агнессу Сорель, фаворитку короля, прозванную в народе «белым лебедем» за исключительную белизну кожи.
Знакомством с художественной культурой своих предшественников и современников Фуке обязан юношеским годам, проведенным в Париже. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Фоны на портретах Жювеналя и Шевалье не оставляют сомнений в некоторой зависимости его искусства от Беато Анджелико.
Это произведение следует датировать около 1460, поскольку формы здесь менее скульптурны эту дату подтверждает возраст и костюм модели (подготовительный рисунок – Берлин, Кабинет эстампов). Картины (1450-е). Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища.
Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Он был сыном священника и стал писцом. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным.
Иакова стекались паломники со всего света.
В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Но если пойти в залы старой нидерландской живописи, где находится знаменитая коллекция Эртборна, то можно увидеть одно из наиболее ранних свидетельств существования станковой живописи в XIV веке, так называемый алтарь. «Распятие Хендрика ван Рейна», выполненный неизвестным мастером Северных Нидерландов.
Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке. Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Это был город со старыми культурными традициями. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания. Виселицы Монфокона служат фоном для казни св.
Изображая Этьена Шевалье, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом – донатор и святой. Его рука покровительственно лежит на плече немного скованного Этьена Шевалье, который представлен художником в момент молитвы. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке.
Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. Другая работа ван Эйка — «Богоматерь у фонтана» — создана в 1939 году, как об этом гласит надпись на раме имеющей также характерный девиз мастера: «АЛС IXH XAN IOHESDE EYCK ME FECIT CPLEVIT ANO 1439».
При этом Фуке превосходно умеет выбирать и группировать мотивы. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Они же привили турскому живописцу любовь к городским пейзажам, которыми так богаты его миниатюры. Среди произведений французской коллекции назовем лишь одно — драгоценное сокровище антверпенского музея «Мадонну с младенцем» Жана Фуке (ок. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным.
Иное (например, внутренности зал, монастырских двориков и т. п. ) исполнено почти без ошибок превосходно также удается ему воздушная перспектива: передача дали, простора (Обращение св.
«Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Иоанна в Утрехте, таким образом оказывая ему знак своего покровительства. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем.
Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников.
«Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» – в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» – в Британской Библиотеке, а «Битва Св. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли.
Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). В пейзажах много света, воздуха, простора. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. Их мы бы встретили уже за два века до того в скульптурах Реймса и Шартра и они же отразились в исключительно прекрасном произведении фламандской скульптуры Клауса Слютера исполненном им во Франции (в Дижоне – Колодезь Моисея).
Возможно именно в этой двойственности кроется тайна странного очарования этой работы. «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. О годах его молодости сведений немного: вероятно, в начале 1440-х гг.
Время их исполнения, вероятно, следует отнести к 1452-1460-м годам. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов.
Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха Мадонна с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене. Павла, Легенда св. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка.
Классическими примерами сказанного могут служить пейзажи позади Иова и в Легенде св. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Около распятого Христа стоят Мария, Иоанн и заказчик картины. принадлежность мастерской Жана Фуке.
Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet».
Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов. Мартина». Взгляд из-под опущенных век задумчив и спокоен. И Фуке мастерски справляется с ней. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св.
По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые. В левом верхнем углу — солнце, в правом — луна, у подножия креста —череп и кости Адама. Маргариты. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость.
Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Фигура его по обычаю уменьшена в сравнении с фигурами святых персонажей. Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры.
Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. В своих миниатюрах Фуке опирается на традицию парижской школы XIV века, но при этом он совершенствует приемы передачи глубины пространства, возникшие в начале XV столетия. Она выстроена лишь на два яруса. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена).
Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. По-русски это называется "в силах". Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным.
Думается, что ее легко было бы перенести на фреску. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. Словно изваяние стоит святой Стефан, правой рукой едва касаясь плеча донатора и в левой держа библию и камень — атрибут своего мученичества. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Главным композиционным центром является младенец Христос.
В 1443 году он был в Риме, где удостоился писать портрет папы Евгения IV. Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Фон золотой, тела бесплотные и условно рисованные, словом, мы обнаруживаем здесь признаки так называемого «международного стиля», о котором уже неоднократно упоминалось. Жан Фуке (фр. Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк. Тур избежал военных действий. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. С его именем во французском изобразительном искусстве связаны первые значительные успехи в портретном жанре и последний расцвет книжной миниатюры.
С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке – «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. Екатерины св. Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными.
Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»). В 1448 он, возможно, вернулся в Тур. Jean Fouquet) (Тур, ок. Размер ее—19X12, 5 см. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
Но весь французский двор считал ее самой красивой женщиной. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. «De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации. Он станет первым художником, кто привнесет во французское искусство идеи Ренессанса. Рисунок датируется 1520-ми гг.
В пейзаже, можно даже сказать, главная сила Фуке. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Образ св. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Агнесс Сорель приписывают заботу о замещении высших должностей заслуженными лицами.
Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке.
Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов. Такой же строгой ясностью и внутренней глубиной отличаются образы второй части диптиха.
Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Перспективные знания художника неровны. Затем Фуке состоял при королевском дворе. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Подогретым военными событиями мечтам феодальной знати о возрождении былой славы и могущества не суждено было осуществиться.
Жизненный путь Фуке можно проследить по нескольким документально подтвержденным вехам. 1415 — ок. Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. 1446 года. Свободно и просто стоит Стефан изображенный как реальный человек, а не святой.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. Иоанн дотрагивается рукой до головы Хендрика ван Рейна, прево и архидьякона церкви св. На ее счету — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. Оно создано в ранний период творчества Тициана и датируется 1503 годом. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу.
Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. В книжных миниатюрах на религиозные исторические, светские темы (Часослов Этьена Шевалье, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи и другие собрания Большие хроники короля Франции, 1458, Национальная библиотека, Париж французский перевод Жювенель дез Юрсен, 1455 Музей Лувр, Париж Жизни знаменитых мужчин и женщин Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Фуке -- талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события.
Все попытки обнаружить его ранние произведения оказались тщетны. Держа пальмовую ветвь в левой: руке, правой она чуть касается пергаментных листов книги. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. Богоматерь, сидящая на троне, уже не похожа на Агнес Сорель, но также изображена с обнажённой грудью, которую она даёт младенцу. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды.
Ее совершенство поистине необъяснимо. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи.
Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Вот лишь один известный пример. Миниатюры эти примыкают к ван Эйковским – к Туринскому часослову и если уступают им в трепетности, жизненности (равных Туринскому часослову миниатюр вообще нет), то вполне равняются им в смысле непосредственности отношения художника к природе и тонкой наблюдательности изящного во всем вкуса. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников.
1480).