По завещанию епископа Жана Бернара (1463) Фуке пишет алтарную картину «Успения» для ц. в Кандах. Жан Фуке (фр. Суть взаимоотношений Жана Фуке и в его лице французской художественной традиции с нидерландскими и фламандскими мастерами составляли не только впечатления от увиденных в чьих-то коллекциях картин Яна ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена. Лувр Жан Фуке (фр.
Heures dEtienne Chevalier) -- иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452--1460 гг. Картина, приписываемая Жану Фуке. Жан Фуке (фр. Jean Fouquet) (Тур, ок. Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, нидерландской реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю.
Отто Пехт считал, что Жан Фуке мог видеть Гонеллу во время своего пребывания в Италии в Ферраре в 1445 году, незадолго до того, как уехал в Рим. Жан Фуке родился в старинном городе Туре, на берегах прекрасной Луары. Иллюстрации к сборнику новелл Боккаччо были заказаны Жану Фуке зятем Этьена Шевалье Лораном Жираром. С именем Жана Фуке связано два медальона, выполненных в технике эмали.
Фуке, ЖАН (Fouquet, Jean) (ок. Содержание 1 Википедия — Фуке (Fouquet) Жан (около 1420, Тур, до 8. Жан Фуке (фр. Jean Fouquet Тур, ок. Искусство Жана Фуке по праву занимает ведущее место во французской художественной культуре XV столетия. Фуке ЖАН (Fouquet, Jean) (ок.
Жану Фуке приписывают еще два рисунка: «Портрет мужчины в шляпе» и «Портрет папского легата». Heures dtienne Chevalier) – иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 гг.
Именно эти качества определяют индивидуальный подход Жана Фуке к трактовке портретного образа и его влияние на сложение национального художественного идеала бесспорно. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность, Фуке позаимствовал у своих северных собратьев. Он воспроизведен таким, каким увидел его Жан Фуке в Италии.
Современники свидетельствовали, что в 1438 году по Парижу бегали волки. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны.
Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Критикуя «Меленский диптих» за опасное сближение религиозного эротического и чувств, Уже упоминавшийся нидерландский историк, отмечал его высокие живописные достоинства. Портреты Фуке всегда точно передают внешность модели. Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Поля рукописей заполнены изображениями современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное.
Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Аполлонии показана театральная постановка мистерии на эту тему. Екатерины св. Это был город со старыми культурными традициями.
Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х годов. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Это произошло благодаря находке двухтомной рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, в начале которой была обнаружена запись о том, что большая часть историй «украшена рукой славного художника и миниатюриста доброго короля Людовика XI Жана Фуке, уроженца города Тура». Вероятно именно так он выглядел и в жизни.
Эти части объединяет только воображение. Около 1470 для Людовика XI Фуке исполняет фронтиспис к «Уставу ордена св. Такова упавшая под св. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво.
Этот город произвел огромное впечатление на молодого художника прекрасными образцами готической архитектуры. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными. Несколько сохранившихся рисунков такого рода говорят о нем как о превосходном рисовальщике. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы.
Эта глубина характеристики, не свойственная его большим портретам, открывает нам еще одну грань художественного дарования мастера. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». В 1474 г. получил титул «королев, художник». Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Мартина». Гасьена, дворца архиепископа.
Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным. Перед художником стояла нелегкая задача: на листе размером 3428 см вместить более двухсот человек (такова была воля заказчика). принадлежность мастерской Жана Фуке. И Фуке мастерски справляется с ней. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию.
Вероятно, в начале 1440-х гг. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». учился в Париже, а затемпервым из французских художниковотправился в Италию и познакомился сискусством итальянского Возрождения (14451447).
Стефаном, а на другой -- Мадонна с младенцем Иисусом. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов.
Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458). «Пьета» из Нуана сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Фуке Жан Искусство Франции Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж Фуке Жан (Fouquet Jean) (около 1420 – между 1477 и 1481) Французский художник и миниатюрист. Михаила с драконом» – в Аптон-Хаусе. В нем Жан Фуке переделал для владельца гербы и вписал новые инициалы.
В начале которой была обнаружена запись о том, Это благодаря произошло находке двухтомной рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, что большая часть историй «украшена рукой славного художника и миниатюриста доброго короля Людовика XI Жана Фуке, уроженца города Тура».
Кстати, подобные композиции встречаются у многих художников того времени. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 году титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Диптих из Мелена.
Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. В миниатюре Троица из «Часослова Этьена Шевалье» (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображён в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы. поехал в Италию. Умер в Туре между 1477 и 1481 гг.
«De plus en plus. » («Все больше и больше. » — франц. ) — таков был девиз одного из представителей новой королевской администрации. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Турский мастер увез во Францию не только конкретные впечатления. Он отлично стилизует их на далеких расстояниях, когда фигуры становятся крошечными и с непревзойденным в его время совершенством передает их движения. Сходство опять-таки не вызывает сомнений.
Мартина». Прекрасно рисует этот современник Учелло лошадей, которых он не боится ставить и в профиль и в три четверти, фасом и крупом к зрителю. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. К значительным произведениям художника исследователи относят «Меленский диптих» (около 1451–1456 гг. ), заказанный Жану Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне (одна створка находится в Антверпене, другая – в Берлине). Этим периодом датируется и обетный «Диптих из Мелена», заказанный все тем же Этьеном Шевалье для церкви своего родного города и, по преданию, в память Агнесы Сорель (1450), чьи черты воплощены в лике Мадонны («Этьен Шевалье со св.
И точно так же современный реквизит служит героям «Иудейских древностей» и лишь непривычные тюрбаны и странные островерхие шапки напоминают об экзотическом Востоке. В 1475 г. получил титул «королевского живописца». Фигуры донатора со святым патроном помещены у основания резных пилястр, устремляющихся вверх и дающих представление об огромных размерах зала.
Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции. В «Иудейских древностях» особенно выразительно обрисованы битвы. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед.
Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа. Почему же художник прервал работу над портретом и на той же доске написал портрет короля. После пребывания в Италии вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Позы его персонажей более или менее одинаковы, жесты и мимика сдержанны и скупы, но лица и фигуры очень различны индивидуальны: «победоноснейший» король Карл VII — вял и безразличен а от грузной фигуры немолодого канцлера Франции Дезюрсена веет энергией и силой. В книжных миниатюрах на религиозные исторические, светские темы (Часослов Этьена Шевалье, 1450-1455, Музей Конде, Шантийи и другие собрания Большие хроники короля Франции, 1458, Национальная библиотека, Париж французский перевод Жювенель дез Юрсен, 1455 Музей Лувр, Париж Жизни знаменитых мужчин и женщин Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен Иудейские древности Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов.
При дворе работали известные в то время художники Жан Пуайе, Пьетр Андре и другие. Фуке родился в Туре. Вероятно именно так он выглядел и в жизни. Фуке остался единственным классическим художником XV в. к северу от Альп.
А семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития. Рама диптиха была украшена медальонами из позолоченной эмали на одном из них помещен автопортрет Фуке (Париж, Лувр), – первый известный автопортрет в истории французской живописи и первый опыт использования во Франции новой итальянской техники. Именно ему принадлежит первое восторженное описание портрета папы Евгения IV. Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды.
Этой основной идее отвечает и живописная трактовка миниатюр. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Выполнял заказы самыхзнатных особ Франции. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом.
Михаила с драконом» -- в Аптон-Хаусе. Возможно, они были исполнены в 1458 для Карла VII стилистически эти миниатюры близки иллюстрациям из книги Боккаччо: небольшие исторические картины, часто состоящие из двух смежных эпизодов, менее изящные (в сравнении с миниатюрами из «Часослова Этьена Шевалье»), но пронизанные величественным духом истории, присущим более поздним значительным произведениям художника. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. В станковых произведениях он создал выразительные портретные образы Карла7, его казначея, канцлера и других современников, а в иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье» и сочинениям Боккаччо и Иосифа Флавия, в миниатюрах «Больших французских хроник» сумел запечатлеть необычайное богатство жизненных наблюдений, какого не знали его предшественники. В Портрете Карла VII (ок.
В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. По словам Филарете, Евгений IV и два его приближенных были изображены на холсте как живые. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли, повсюду свирепствовали голод и эпидемии. Точная дата его смерти неизвестна.
В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру). Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо.
В пейзаже, который появляется у него только в миниатюрах и никогда в станковой живописи, Фуке чутко улавливает главное — конструктивное начало, последовательное чередование планов. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов.
Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. Фуке не стремится подробно изображать то или иное событие. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы» и другие, созданные на сюжеты Священного писания. Правителем объединенного государства Англии и Франции должен был стать английский король Генрих V и, если бы шестого марта 1429 года к Карлу не явилась семнадцатилетняя девушка из деревни Домреми Жанна дАрк, Франция, возможно, перестала бы существовать как суверенная страна. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях».
«Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» – в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» – в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха Мадонна с младенцем, около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами.
Действие «Хроник» разворачивается на фоне соборов и дворцов Тура, Орлеана. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Женевьевы. Это смутное время оставило такие шедевры, как полный драматизма «Большой часослов де Роан», «Бревиарий герцога Бедфордского». Лучшие среди миниатюр Жана Фуке — те, что украшают страницы созданных в пятидесятые годы «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Мартин отдает половину плаща жалкому нищему около моста О-Шанж на Сене.
Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Взгляд зрителя, отрываясь от действия на авансцене, поднимается выше и проникает вдаль, куда его уводят петляющие дороги или лента реки, — туда, где в голубой дымке растворяются холмы, увенчанные белоснежными башнями замков (миниатюра «Давид узнает о смерти Саула»). После этого вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр).
Не случайно в «Часослове Этьена Шевалье», созданном по возвращении из Италии, художник, несмотря на многочисленные ренессансные архитектурные мотивы, отдает предпочтение парижским храмам и замкам. В пейзажах много света, воздуха, простора. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.
В «Часослове Этьена Шевалье» все события Ветхого и Нового завета происходят в обстановке, современной художнику, а герои одеты и ведут себя, как его сограждане. Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в Меленском диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы.
Его пейзаж не бывает так богато насыщен предметами, так обжит, как у нидерландских художников, он лаконичнее и монументальнее. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями».
Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. «И деньгам подвластно все» — говорится в одной из мистерий 1451 года. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. Точная дата его смерти неизвестна.
Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Между 1444 и 1446 гг. У Этьена Шевалье находился часослов Мастера Бусико, выполненный в 1415— 1420-х годах 9. Но с еще большей ясностью о большом мастере говорит новое отношение к человеку, выразившееся в трактовке образа нуанского донатора. Портрет папы предназначался для сакристии церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной.
Повсюду свирепствовали голод и эпидемии, на дорогах хозяйничали шайки грабителей. Для Этьена Шевалье Фуке выполнил миниатюры, украсившие его молитвенник 0151 часослов. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства.
Я люблю его графику (карандаш) в этой технике особенно чувствуеться художник его талант, происхождение, школа, по ним очень быстро можно проследить развитию, линию художника, она проста и голая, без прикрас история сохранила несколько. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). 1455–1460, собор в Нуане). 1451 одна створка находится в Антверпене, другая – в Берлине) и Снятие с креста (ок.
Главным композиционным центром является младенец Христос. Способность Жана Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453 г., Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, абсолютно не соответствует надписи «Самый победоносный король Франции».
Фуке работал в Туре до конца своей жизни. библиотека) исполненные в 1458 по заказу Лорана Жирара, генерального инспектора финансов, созданы Фуке в сотрудничестве с его учениками, за исключением большого фронтисписа изображающего «Суд над герцогом Алансонским», состоявшийся в 1458. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке. «Мученичество св.
Словно изваяние стоит святой Стефан, правой рукой едва касаясь плеча донатора и в левой держа библию и камень — атрибут своего мученичества. Виселицы Монфокона служат фоном для казни св. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке – «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. Художнику удалось не только портретное сходство.
Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля.
Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Картины грозных лет навсегда запечатлелись в его сознании. Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти Жан Фуке был надолго забыт. Стефаном, а на другой – Мадонна с младенцем Иисусом. В 1474 г. получил титул «королевского живописца».
Рисунок датируется 1520-ми гг. центров Франции. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Документ от ноября 1481 года упоминает вдову художника и двух его сыновей — наследников. Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном».
Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450 Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп. Один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции.
В 1474 г. получил титул «королевского живописца». 1446 года. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Мартина (покровителя Тура), а при Людовике XI в замке Плесси-ле-Тур в капелле короля под управлением Окегема каждый день пел хор мальчиков. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви.
Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном). Построение пространства в живописи Фуке предполагает непрерывное развитие от переднего плана вглубь с постепенным перспективным сокращением предметов, причем это сокращение передается не столько по законам математической непреложности, как у итальянцев, сколько на основе чувственно-зрительных впечатлений. Археологическую ценность представляет миниатюра «Коронование Карла Великого», так как в ней действие происходит в римском соборе св. Идея противопоставления двух миров, восходящая к предшествующим столетиям, у Фуке получает новое художественное решение. Этим временем датируются первые выполненные им заказы.
ЖАН ФУКЕ (около 1420 – между 1477 и 1481 гг. ) – французский художник и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции, портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Двадцатипятилетний художник, написавший портрет французского короля, был, безусловно, введен в высшие придворные круги богатым покровителем (может быть, самим Этьеном Шевалье). Аньес Сорель родила королю троих девочек и в благодарность за это монарх подарил ей свой замок, расположенный в месте, которое называлось Боте-сюр-Марн 0151 «красота на Марне».
На полотне Фуке изобразил молящегося донатора, Этьена Шевалье, которого обнимает за плечи покровительствующий ему святой. Доминирующая роль в миниатюрах отводится пейзажу. Крупнейший художник столетия, он работал по заказам королей Франции и их окружения до конца 1470-х. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях.
В 1474 или 1475 г. получил звание придворного художника. Это ли не прекрасная школа для молодого начинающего художника. В специальных исследованиях последних лет уделяется большое внимание проблемам идейно-художественного решения ансамбля. В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII. написал портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев.
Только прочитав подписи под миниатюрой — «Жизнь Людовика II Заики» или «Раздел королевства Лотаря», — зритель обращает внимание на фигурки людей в окнах и открытых галереях замка, которые напоминают об историческом эпизоде. После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. Будучи по преимуществу миниатюристом, Жан Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как «Мелёнский диптих» и «Снятие с креста» (около 1455 – 1460 гг., собор в Нуане). Тогда же создан и большой алтарь «Пьета из Нуана» (Нуан, приходская ц. ) исполненный, вероятно, с помощью мастерской датировка «Пьеты» вызывает споры, но скульптурность образов и текучесть форм позволяют отнести ее к тому же периоду, что и «Диптих из Мелена». Умер Фуке в Туре между 1477 и 1481. Иакова стекались паломники со всего света.
Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. 1446 года. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно.
Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Начало Возрождения во французском ис-ве граничит с серединой 15в., с творчеством Жана Фуке. Этот фактор не только определяет своеобразие этой культуры. Спасибо Лена.
Все его персонажи занимают высшую ступень в сословно-иерархической лестнице и, глядя на них, зритель ни минуты не сомневается в их социальной принадлежности. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. В 40-х гг. С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке -- «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель.
Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. Сплоченные многофигурные группы вписаны в просторы пейзажей, где медленное течение равнинных рек, могучие развороты их русел, гладь равнин и вздыбливающиеся громады скал живут в одном и том же величавом ритме. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Самые ранние из некоторых больших портретов Фуке на панелях, это, возможно Карл VII, написанный около 1445 года, перед поездкой Фуке в Рим, так как в нем нет ни капли итальянского влияния. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы Мученичество св. Искусство Жана Фуке по праву занимает ведущее место во французской художественной культуре XV столетия.
В своем «Трактате об архитектуре» (1460— 1463) Филарете, обращаясь к миланскому герцогу Франческо Сфорца, хвалит талант Фуке-портретиста.
Вероятно, в нач. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Уникальную ценность представляет чудом сохранившийся подготовительный этюд с натуры к портрету Жювенеля Дезюрсена. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Разработка воздушной перспективы Мастером Бусико, безусловно, повлияла на характер творческих поисков автора «Часослова Этьена Шевалье» и «Иудейских древностей». Скульптурные ансамбли на фасадах соборов формируют его пластическое мышление. Эти части объединяет только воображение.
Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. Миниатюра примечательна прежде всего пространственным решением.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения (1445—1447). Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Он был сыном священника и стал писцом.
«Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» -- в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» -- в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. Тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Изображая Этьена Шевалье перед мадонной, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом (донатор и святой).
В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. Вот лишь один известный пример. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Тур избежал военных действий.
Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Работал при дворах Карла VII (до 1461 г. ) и Людовика XI. Петра.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Еще будучи мальчиком, художник впервые услышал о подвиге Жанны дАрк. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. «Часослов Этьена Шевалье» получил широкую известность некоторые его композиции почти буквально повторяются во многих часословах, созданных в мастерской Фуке (Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт Морган) или художниками, усвоившими его влияние (например, Жаном Коломбом – «Часослов Лаваля», Париж, Нац. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр).
Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. В сознании Жана Фуке утверждалось новое понимание человеческой личности, привлекающей характером деятельным и целеустремленным. В пейзажах «Хроник» едва ли не главным «действующим лицом» становится архитектура, как реальная, так и условная. Одним из них был Этьен Шевалье. «Меленский диптих», как принято называть эту работу, был заказан королевским казначеем для церкви его родного города Мелена.
Извивы реки или дороги уводят взгляд в глубину, где сквозь голубоватую дымку проступают очертания далеких гор, холмов, селений. Оно воплощает сложную догматическую программу, вполне поддающуюся расшифровке. По сути, всего в 2 цвета – ярко-красный и синий – написана мадонна меленского диптиха. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. В портретном жанре ярче всего проявилось искусство Жана Фуке.
Выполнял заказы самых знатных особ Франции. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. На листах оживает облик старого Парижа: Сент-Шапель, Венсени, Лувр, Нотр-Дам.
По отзывам современников, она была одной из самых красивых женщин своего времени. В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Портреты Жана Фуке не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.
Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров.
По убедительным предположениям, Фуке в начале 1440-х годов учился в Париже, а затем в 1445— 1447 годах поехал в Италию (поездка могла состояться не позднее февраля 1447 года— времени, когда умер папа Евгений IV). Его фигура возвышается над всей французской художественной культурой столетия и одновременно подводит ей своеобразный итог. Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо, Жизнь знаменитых мужчин и женщин). Месяцы, проведенные Жаном Фуке в Италии в атмосфере ренессансной художественной культуры, научили его по-новому воспринимать окружающую действительность. Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре.
Присущее Фуке чувство монументальности позволило ему глубоко понять мощную архитектонику размеренных композиций и рассчитанность ритмов в работах Учелло и Пьеро делла Франческа. Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. Через Тур пролегал путь к испанскому монастырю Сант-Яго де Компостелла, куда к могиле св. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца.
Однако мнения ученых относительно авторства Фуке разделились. Умер Жан Фуке в Туре между 1477 и 1481. Тема войны была близка и понятна любому из современников Фуке. Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. «Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене.
При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции.