«искушение Христа» (итал. Tentaciones de Cristo)— фреска работы Сандро Боттичелли, написанная в период 1480—1482 гг. The Искушения Христа является фреска итальянского Возрождения художника Сандро Боттичелли, выполненные в 1480-1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме.
На ней образуется композиционно два треугольника. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Иисус посылает дьявола от него, в то время как ангелы приходят служить Ему.
Помилование мог даровать только Понтифик. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. И это можно понять по его последним фрескам. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Иисус исцелил, видя его веру. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Первый слой (первый план): бытовой сюжет, люди абсолютно разных возрастов и поля действия в этом слое находится самый большой колорит цветов, а также светотеневая моделировка (например, как ложатся складки одежды у любого из персонажей). В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Но заказ есть заказ. Прокаженный упал в ноги к Христу и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Но велел сделать дар священнику, «какой повелел Моисей».
Второй библейский сюжет в той же фреске об исцелении прокаженного. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Эти три компонента были частью ритуала очищения прокаженного.
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему. Предметом названием проходит в три сцены в верхней части воздухе. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
В алтаре мы видим огонь, который подтверждает очищение «прокаженного». И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Иерусалимский храм является символом незыблемости христианской веры. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Третий слой (план) является фоном фрески, а так же флорентийской реальностью, в которой жил художник он включает в себя воздушную перспективу, светотеневую моделировку (от темной левой стороны переходит в светлую правую). К формальным нормативам относится симметрия, которую мы можем наблюдать на фреске. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Второй слой (он же план) включает в себя скалу в левой части фрески, Иерусалимский храм, а так же скалу в правой части фрески, объединяя летопись искушения Христа. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Карафа был патологически жесток.
Как то вопросы финансирования. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Здесь мы видим прямую отсылку к Моисею в книге Левит, где сказано: «и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, так как все превратилось в белое».
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. Молодой человек несет в себе таз с водой, в которой находится сука иссопа. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней.
И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
В работах Боттичелли мы всегда можем заметить «слоистость» живописного пространства. Вот, пожалуй и все, что я знаю об истории этого уникального места, которое мне посчастливилось лицезреть собственными глазами. Заделать их будет невозможно.
В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Что же определяет искусство Боттичелли.
В миру его называли кардиналом смерти. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Он объединяет две притчи, соединяет прошлое и реальность, тем самым подтверждая дифференцированное единство по формальным нормативам эпохи Возрождения. Эту фреску мы можем разбить в три слоя.
Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Перед нами довольно разные оценки. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Персонажи не просматриваются на такой высоте. Да, незадача. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение. Вот что значит гений.
На тот момент – Павел III.