Как уже оговаривалось выше, творческий расцвет художника Фрэнсиса Бэкона, картины и биография которого описаны в этой статье, наступил во второй половине двадцатого столетия. Картины Фрэнсиса Бэкона – это умопомрачительные образы, написанные кистью и красками, вобравшие в себя эмоции художника, его мировоззрение. В 1955 году была организована первая персональная выставка картин Фрэнсиса Бэкона, тематикой которой была ретроспектива его творчества в современных искусствах. Картины Фрэнсиса Бэкона начинают завоевывать свою аудиторию, а у самого художника появляются первые почитатели.
Картина Фрэнсиса Бэкона Отражение пишущего человека (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sothebys за 44, 9 миллиона долларов. Творчество и картины Фрэнсиса Бэкона набирают популярность. Картины Фрэнсиса Бэкона во многом предопределили развитие живописи в ХХ веке. Секс в картинах Фрэнсиса Бэкона почти всегда выглядит как нечто дикое и звериное (ибо человек – это животное. ), как насилие и унижение, как эквивалент убийства и пыток.
В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками.
Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». «Изучение быка», законченная в 1991 году, ранее нигде не выставлялась, не входила ни в один из каталогов работ художника и ни разу не упоминалась самим Бэконом в интервью, пишет The Telegraph. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. Это должно было быть как-то граничит с теми фигурами, что я писал ранее, но внезапно линия, которую я рисовал, пошла в совершенно другом направлении и вокруг этого выросла вся картина.
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Эскизов к своим работам Фрэнсис Бэкон не делал, так как считал, что в таком случае он будет не творить, а автоматически перерисовывать что-то уже существующее. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. Сохранилось 28 триптихов разных размеров2, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Возвращаясь к Фрэнсису Бэкону, напомним, что будущий художник родился в Дублине в семье военного, происходившего из старинного, но обедневшего рода. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса).
Тело было кремировано, а прах развеян. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Существуют и присущие для Бэкона черты. Добавить завораживающего эффекта помогла книга о болезнях полости рта. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером.
Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Сложный жизненный путь не позволил Бэкону получить подходящего образования. Картин, написанных здесь, почти не сохранилось, но в 1949 году он окончательно сложился как художник человеческого тела, человеческого духа. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков.
Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя.
«Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. Это произойдет в июле этого года на временной выставке «Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура» в конгресс-центре «Гримальди Форум Монако», где также будут демонстрироваться другие произведения Фрэнсиса Бэкона, в том числе и его первая работа.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга в Парижe, Бэкон решил также заняться живописью10. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве».
Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса.
Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. Бэкону нравится этот город, но через два месяца он уже в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Тело было кремировано, а прах развеян. На них можно заметить влияние Рой де Мейстра и Эрика Холла. Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны.
Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962).
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую там он работает до 1932 г. После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. Все это заключено в призму оранжевого цвета.
Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Как и монстры с Трех этюдов. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими».
После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Одни говорят, что его живопись — это чистой воды экспрессионизм, другие, что сюрреализм. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались.
Через два года – снова неудача. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела».
Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Первым был его кумир. В 1926 году отец застает Френсиса, когда последний переодевается в женские одежды.
Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Теперь картина будет впервые представлена публике. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему.
Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. Основой для фигур послужили фурии – мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Из сохранившихся полотен особую ценность представляют 15 работ периода 30-х годов. Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи. О, его можно и любить и ненавидеть.
Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962).
По мнению Мартина Харрисона, создавая ее, художник предчувствовал, что это будет последнее произведение в его жизни. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Харрисон уверен, что монегасский период стал поворотным в карьере художника: «В Монако, где Бэкон постоянно жил с 1946 по 1949 год, он полностью пересмотрел свое представление об искусстве.
В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». «Раньше ее нигде не показывали.
Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. Деньги не слишком его интересовали.
До 1999 года все три составляющиеся выставлялись в разных экспозициях. Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Написана на льняном полотне.
Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11 млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Я не думаю, что для публики она станет любимой работой Бэкона. Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ).
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. – объясняет Харрисон. Это несколько приободрило художника, но ненадолго.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса. Это не красота формы, а красота настроения и движения. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Такого строгий отец вынести не в состоянии и изгоняет будущего художника из дома. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
– Бэкон часто говорил: пыль вечна. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. «Он прекрасно знал, что это будет за картина. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Играл он без удержу. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Ценители его искусства обратили внимание, что краски стали несколько ярче.
Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг. Спустя год отец решает помочь сыну встать на правильный путь и отправляет его в полугодовое путешествие в Берлин вместе со своим другом по военному делу Сесилом Харкорт-Смитом, в надежде, что суровая военная дисциплина положительно повлияет на его увлечения. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно».
Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Картина поможет по-новому понять жизнь художника и его творческое наследие. Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях.
Следующие полтора года Бэкон проводит в Париже, посещая выставки популярных художников. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Тогда же Бэкон познакомился с Эриком Холлом, который на долгое время стал его любовником и спонсором и Роем де Мейстром, австралийским художником-кубистом, с которым впервые опробовал рисование маслом.
Катализатором его творчества принято считать крик. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса.
Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Сколько бы стран, домов и любовников ни сменил ее нерадивый воспитанник, она до последних своих дней оставалась при нем.
Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов.
Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. Здесь иллюзия реального пространства в противовес нарушениям организации живой материи (гибридные или трансформированные тела) вводит в некий транс из-за кажущейся несовместимости правильной геометрии стен и уродством фигур. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954).
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими».
В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве.
Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953 – 1954). И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении». Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен.
В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона: крик, как утверждает сам художник, явился образом-катализатором для его творчества. Все мрачно и драматично. Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Но художник преобразовывает фотоизображение в своих работах, выводит на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон – «тайны живописи».
Все это время хозяева показывали работу только друзьям и знакомым. Написана на льняном полотне. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве».
C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Написана на льняном полотне.
Последующие работы также вызывали значительный интерес и получали как лестные, так и отрицательные отзывы. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Живопись Бэкона передаёт трагедию существования.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает.
Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Вихри ужаса и трагедии нагнетают и такое же состояние у смотрящего на картины Бэкона.
Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне. Там юноши стали любовниками.
Все его обучение ограничилось двумя годами в школе. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. Отец имел строгий нрав и, во чтобы то ни стало, пытался воспитать сына в духе «настоящего мужчины», вот таким образом заставлял часами сказать на лошадях, на которые у маленького Бэкона была аллергия, заканчивающаяся астматическими припадками.
Три этюда. Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. После смерти Дайера он отдалился от своего окружения и гомосексуальных отношений, чтобы выстраивать платонические отношения со своим возможным преемником Джоном Эдвардсом.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Собрать их вместе удалось Франческо де Симоне Никазе. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом. Представитель спонсирующего выставку в Монако аукционного дома Sothebys Оливер Бейкер добавил, что картина стала «значимым открытием», «имеющим огромное значение» для почитателей творчества Фрэнсиса Бэкона. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье.
Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. Эта дружба благотворно повлияла на творческую сторону Бэкона.
С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины.
Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. По словам куратора, художник знал, что смерть близка. В 1969 году он заканчивает работу над триптихом «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда». В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели.
Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». По утверждению современников, Бэкон обратил внимание на эмоции, страх, ужас и панику после просмотрела Эйзенштейна «Броненосца Потемкина». Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей.
Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик – процесс, когда всё тело выходит через рот».
В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо.
Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Тело было кремировано, а прах развеян. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33.
И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую»39. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще.
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Сомнительные личности делили с ним кров и ложе. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица.
Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника).
Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Но вопреки ожиданиям, по приезду Харкорт-Смит и Френсис Бэкон вступают в интимную связь. В его картинах можно увидеть заимствованные образы. Писал он сразу краской и преимущественно на обратной стороне холста ибо краски в таком случае труднее стереть.
Как известно, Фрэнсис Бэкон очень близко дружил с Люсьеном Фрейдом. В это Бэкон не верит. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34.