Картина Франсуа Буше Рождение и триумф Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры», 1740 год, находится в Национальном музее, Стокгольм.
Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились. Томпсона, 1726-1730 «Сады» Ж. Делиля, 1782). В ней проиллюстрирован целый миф.
Беспокойства во взгляде ее нет. Портрет мадемуазель ОМерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен. Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. " Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.
В битвах под Троей Эней принималдеятельное участие в поединках с Диомедом (из-за трупа своего другаПандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз Венерой, вовторой раз Посейдоном. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки".
Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме.
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур. Рождение венеры Франсуа Буше любил писать картины на мифологические темы.
Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур.
Размер картины 260 x 199 см, холст, масло. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба) искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тяжелый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники.
1762 г., Музей Прадо, Мадрид. Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы». Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант эпохи Просвещения. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. – героической идиллии. Изображался сильным крылатым мужчиной.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
И мадам, засучив рукава, принялась за дело. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. А. С. Пушкина, Москва).
На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Изображался сильным крылатым мужчиной.
"Осенняя пастораль" – одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Пасторальный роман – существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана. Пастораль барокко. Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: "Я выгляжу здесь красивой, но абсолютно не похожей на себя".
Отсюда – сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового» и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности. Мир пасторали. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком.
Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им.
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных "птицам такого полета".
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини.
Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам – буколикам и «георгикам» – дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную и, тем более, философскую, ажизненно-практическую направленность. Пастораль в эпоху Возрождения. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Среди его лучших произведений – картина Триумф Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая Пинакотека).
Ренуар имел дело с парижскими женщинами". Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Туалет богини венеры «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей – фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Древние греки не знали, что видят одну и ту же звезду (причем не звезду, а соседнюю планету) и считали, что в утренние часы они могут любоваться Фосфором, божеством ослепительно яркой утренней звезды а вечером их взглядам предстает Геспер, бог вечерней звезды – самой прекрасной из звезд, в Риме почитавшейся под именем Люцифер. Уже гораздо позднее халдейские астрономы в результате долгих наблюдений и размышлений пришли к выводу, что это все-таки одно и то же небесное тело тогда греки дали ей имя своей Улыбколюбивой богини, а римляне впоследствии ее переименовали. В этих случаях мастер обращался, чаще всего, к женской натуре – как одетой, так и обнаженной.
Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Но несмотря на всю одаренность художника, философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им.
Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346 – 1348 гг. Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Портретная живопись не была "коньком" Буше. пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около 1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро. Многие из них являются набросками к его будущим картинам.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери афинского царя Орейфии. Буше скончался 30 мая 1770 года. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона. Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь.
Соблазнительная юность его женских образов смягчала эротизм поз и движений. Завтрак, 1739, Лувр, Париж. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения – на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Известно большое количество полотен, написанных Буше и его учениками на эту тему. Два воина взирают на происходящее, укрывшись за колонной дворца Армиды. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери афинского царя Орейфии.
В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. В своих истоках (у Феокрита) пастораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание.
Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью. Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия. Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры». А. С. Пушкина, Москва. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна.
Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон. Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.
Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. pastoralis – пастушеский), в искусстве и литературе – утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Истоки жанра. Купание дианы В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы».
Ко времени расцвета творчества Буше относится Туалет Венеры (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. Ринальдо и армида Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Т. Тассо (1544—95). Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733. pastorale, от лат.
Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля.
В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля. Лили, пасторальная «маска» Дж. Картина «Рождение Венеры» написана по древнегреческим преданиям о Венере и Зевсе. А. С. Пушкина, Москва.
Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э. Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612 «Одиночества», 1613). Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Одновременно существует ряд рисунков мастера на сюжеты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры», одни из них являются самостоятельными, другие следует считать подготовительными к живописным композициям.
Жилище Борея находилось во Фракии, в нем царили холод и мрак. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Будучи не в состоянии получить руку красавицы Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог Борей решил использовать свою истинную природу, свойственную божествухолодного и порывистого северного ветра.
Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов. Венера отказала даже царю богов и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Гефеста, бога кузнецов, самого захудалого из всех. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Вполне вероятно, что приобретение этих двух композиций Н. Б. Истинным певцом женской красоты был Франсуа Буше, «кого Венера и ее Двор, — по выражению современника Фрерона, — избрали своим художником». Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором.
Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать черный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. В Риме на Буше особенно сильное впечатление произвели работы живописцев Пьетро. Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия. В битвах под Троей Эней принималдеятельное участие в поединках с Диомедом (из-за трупа своего другаПандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз Венерой, вовторой раз Посейдоном. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий и ему было приятно считать себя единомышленником Буше.
Точно не установлено, кто изображен на холсте. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. Пастораль (франц. В свойственной ему манере рококо, художник поместил любовников в роскошную спальню, на кровать с малиновым балдахином. Анхиз не удержался, похвастался об этом своим друзьям, за что и был наказан:бог-громовержец Зевс поразил его слепотой. Сюжет картины прост.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609). Пастораль в век Просвещения.
135, 5 x 170, 5 см, Лувр, Париж. Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела богинь и аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. А. С. Пушкина, Москва. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Вряд ли кто-то прервал ее чтение и потревожил покой. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Буше скончался 30 мая 1770 года. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Согласно «Илиаде» Гомера, Энейизбежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так какему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродитьславу троянцев на другой земле.
В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. БУШЕ, ФРАНСУА (Boucher, Franois) (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели".
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Осенняя пастораль Пастораль (франц. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину Ринальдо и Армида и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия.
Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Пан и Сиринга, ок. Вторая планета от Солнца названа именем самой прекрасной богини римского пантеона – богини любви и красоты Венеры.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция. Молодая дама раздумывает над прочитанным, подняв глаза от книги.
Четыре прекрасные хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов.
У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. И в один прекрасный день она стала его любовницей. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре.
Но не одни они ждали прибытия Венеры – три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу. Столь же динамичен и протеистичен герой жанра – пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.
Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого поэтического дарования.
Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров. Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственныминаслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное собрание), «Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после охоты» (1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и живописца) и писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж. pastoralis — пастушеский), в искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Жилище Борея находилось во Фракии, в нем царили холод и мрак.
Восход Солнца, 1753 г., Собрание Уоллес, Лондон. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия итрагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д. )., как правило, преодолевают какмежродовые, так и межжанровые границы.
«Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. pastorale, от лат. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
А. С. Пушкина, Москва «Леда и Зевс в образе лебедя», 1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров и путти. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники.
Образы мира безмятежного, но полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Первыми ее обнаружили океанические нимфы.
Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов».
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами» португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман – «Диану» (1559. ), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Сидни, О. д39Юрфе. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика идиллия, эклога. В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
Однако эти особенности, отличающие представленные картины от основного варианта (в начале XX века — собрание А. Гольдшмита, затем — А. Ротшильда в настоящее время — частное собрание, Нью-Йорк), заставляют усомниться в авторстве Франсуа Буше. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия. На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку») или же исторического времени – времени природному (его идеальное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Юнона посещает хранителя ветров Эола Как рассказано римским автором Вергилием в первой книге Энеиды, богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала, чтобы не допустить прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в Италии. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Армида вложила в руку Ринальдо зеркало (на картине зеркало держит, точнее подпирает своей спиной, один из амуров) влюбленные смотрят в глаза друг другу и при этом видят в зеркале свой собственный образ в момент любовного экстаза.
Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. К последним можно отнести набросок к фигуре Венеры из композиции «Триумф» использованный в нью-йоркском оригинале и эрмитажной картине. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос. А. С. Пушкина). С 1760 года Буше терял былую популярность. Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло.
Летняя пастораль, 1749. Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин. Согласно «Илиаде» Гомера, Энейизбежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так какему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродитьславу троянцев на другой земле.
Портрет мадам Бержере, 1746. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон. А. С. Пушкина).
Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия – «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614 «Времена года» Дж. Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены древнегреческих преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный музей, Стокгольм «Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж, Санкт-Петербург «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. В 1737 году Буше стал профессором Академии. За эти, не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты, он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомысленных женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
.