В картинах Буше раскрывается тема удовольствий, которая была близка многим живописцам того времени, например, Ренуару, в произведениях которого не раз происходило перекликание с картиной Франсуа Буше – «Купание Дианы». В богатом живописном наследии Франсуа Буше (1703-1770), работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы». Картина Франсуа Буше Диана после купания: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Любовники самозабвенно слились в страстном поцелуе, свидетелями которого были только амуры. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья.
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Обман. Типичный образчик работы Буше в жанре «пейзажной идиллии» представлен вверху. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.
И эта «свежесть» должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах «развращенных аристократов» XVIII столетия. Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько «перегруженными» деталями. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании «Садовой сценки» (вверху слева). Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку.
Негой и прелестью дышит его рисунок «Обнаженная на постели». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Хотя необходимо отметить, что образы всегда были очень выразительны и маняще-прекрасны, как, например и образы на картине «Купание Дианы», которая производит на каждого ее увидевшего неизгладимое впечатление об изяществе и плавности персонажей и некой перетекаемости пространства. В 1737 году Буше стал профессором Академии.
Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка и так, в сущности, печальна. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Замечательна и серия статуэток «Дети» изготовленная из белого фарфора. Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры.
Зритель, между тем, сразу же понимает, что героиня полотна попала в такую обстановку совсем недавно и еще не успела к ней привыкнуть. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем «полноценные» картины иных живописцев.
Каждая деталь — вплоть до каблучка туфельки красавицы, вплоть до детской игрушки — говорит здесь об «искусстве жить». На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Сиринга была родоначальницей современного органа.
Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека).
Обыкновенно Буше избегал драматических сцен, предпочитая выбирать для своих картин «бессюжетные сюжеты», позволявшие уделить наибольшее внимание грациозным позам нимф и богинь. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Подобные жанровые сценки пользовались большой популярностью у заказчиков. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.
Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. 160Пушкина) Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать черный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Искусство жить легко, «срывая цветы наслаждения», стало почитаться действительным искусством.
А. С. Пушкина)13. Скорее уж — раскроет ему навстречу свои объятия. Точно не установлено, кто изображен на холсте.
Размер картины 56 x 73 см, холст, масло. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, «приклеенной».
Портретная живопись не была "коньком" Буше. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть «перерабатывалась» в небольшие пейзажи. Будучи «деюре» всего лишь маркизой, «де факта» она получала почести, подобающие герцогине.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). Портретная живопись не была «коньком» Буше. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев.
Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью. — возмущается Дидро. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее «белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий». Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать «Науку любви», 1763 (вверху справа). Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом.
Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Отметьте, как, сильно отличаются эти картины от жанровых сцен Шардена. Правда, о том, что «сочинил» пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. К тому же кому теперь интересны парадные залы.
Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. Но при этом нельзя сказать, что художник испытывал какие-либо затруднения, работая над сложными, многосоставными композициями. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана.
Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. «Портрет мадам Бержере» — один из интереснейших в творчестве мастера.
Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Пастухи и пастушки.
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже) В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. А. 160С.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Впрочем, с портрета 1759 года на нас глядит, скорее, не властная и честолюбивая особа, но умная, образованная, обладающая тонким художественным вкусом дама.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна "Восход Солнца", 1753 и "Заход Солнца", а также "Триумф Венеры" и "Купание Дианы". И мадам, засучив рукава, принялась за дело.
Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит «писать девушек». Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Например, шведская кронпринцесса Луиза Ульрика заказала художнику четыре картины (по времени суток — утро, день, вечер и ночь) «с модно одетыми фигурами и красивыми лицами».
Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Иногда ему нужно еще и утешение. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. «И каковы же эти девушки. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Купание дианы бушеВ разделе Живопись, Графика на вопрос срочна нужна характеристика картины Буше Франсуа Купание Дианы заданный автором БеЛаЯ И ПуФыСтАя лучший ответ это Купание Дианы (1742), Лувр, ПарижБуше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья.
Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. В ней проиллюстрирован целый миф. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
Мастер всегда удивительно ловко «оперировал», например, драпировками и натюрмортами. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа).
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура — коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину.
По ее инициативе производство фарфора постепенно «переехало» в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной.
Б. Тьеполо, а в палитре160— колориту венецианских «виртуозов». В ней проиллюстрирован целый миф. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно.
О мадам говорили, что «она благоухает розами». Ее тело — тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Для него художник написал помещенную внизу «Женщину, поправляющую подвязку» (1742). С Ледой он — лебедь, с Данаей — золотой дождь, с Каллисто — Диана.
Примером блестящего натюрморта может считаться «натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем», который зритель может видеть на картине «Купание Дианы». И в один прекрасный день она стала его любовницей. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии «официальной фаворитки».
Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз «Влюбленные в саду» (внизу). Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого поэтического дарования. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора.
Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. И мадам, засучив рукава, принялась за дело.
Вот насколько всё переменилось. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к «приятности» и утонченности, как при дворе короля Людовика XV. Картина, которую вы видите перед собою, — последний портрет мадам Помпадур.
За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины — так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего «снаряжения» Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел.
Точно не установлено, кто изображен на холсте. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов.
Сюжеты обеих «пасторалей» были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. В «Венере и Марсе, застигнутых Вулканом» мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». А. С. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Действительно, Буше мало задумывался о «моральной» стороне своих работ. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру.
Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон «Туалет Венеры», где богиня показана во всем блеске своей наготы. То, что раньше считалось низким и недостойным. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки.
Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Не всем клиентам нравилось «фирменное меню» Буше, состоявшее из пасторальных, мифологических и будуарных сцен. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре).
Но картину «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» следует считать исключением из этого правила. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. На переднем плане зритель видит ее лук и «плоды трудов» — двух подстреленных голубей и зайца.
Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Да, надо думать и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. С 1760 года Буше терял былую популярность. Уже при жизни репутация Буше-рисовальщика была весьма высокой, о чем свидетельствует тот факт, что его рисунки мгновенно раскупались собирателями живописи. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. В заключение заметим, что картина «Лежащая девушка» пользовалась огромным успехом — Буше даже пришлось написать с нее несколько копии. Он говорит: «Посмотрите, как это мило».
Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями «мастеров фарфоровых дел» не только во Франции, но и во всей Европе. «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше. Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: «Я выгляжу здесь красивой, но абсолютно не похожей на себя». Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше — «Утренний кофе», 1739. Но человеку не всегда нужна правда. «Осенняя пастораль» — одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV.
Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов). «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Пусть. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна «Восход Солнца», 1753 и «Заход Солнца», а также «Триумф Венеры» и «Купание Дианы». И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф (в мифологических полотнах нагота выглядит не столь вызывающе, поскольку обусловлена самим сюжетом), но довольно часто изображал вполне земных одалисок.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля. Например, набросок, представленный вверху, был использован впоследствии при работе над картиной «Вода» из цикла «Четыре стихии», украшавшего двери в одном из королевских замков.
Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: «Посмотрите, как это правдиво». Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. И очевидно, что это «искусство» Буше понимает абсолютно по-иному, чем Шарден. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи.
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных «птицам такого полета».
В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. — Изящные представительницы полусвета». На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Вторая картина называется «Летняя пастораль». Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант эпохи Просвещения. Мифология здесь — только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Сиринга делалась следующим образом.
«Фарфоровое искуство» Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Большим поклонником жанровых картины Буше был и граф Тессин. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Пушкина). Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург).