Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе 5 июня 1856 года во французской семье, переселившейся из Марселя: отец Алекс был книготорговцем, а мать держала свой дом моделей. В 1877 Франц Рубо уехал в Мюнхен, где учился в Академии Художеств в 1878-1880. В 1913 году Франц Рубо уехал в Германию, как он думал, временно.
Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой. Скончался Франц Алексеевич Рубо в марте 1928 года в Мюнхене. В 1912 году Франц Рубо окончательно перебрался в Германию, где прожил последние годы своей жизни почти в полном забвении. - архивно-герменевтический – помог раскрыть информацию в архивных материалах и публикациях, связанных с жизнью, творчеством и педагогической деятельностью профессора Франца Алексеевича Рубо.
Франц Рубо был награжден баварским орденом Святого Михаила, французским орденом Почетного легиона, прусским орденом Короны II степени, российскими орденами Святого Станислава II степени, Святого Владимира IV степени и др. Франц Алексеевич Рубо – художник-баталист, основоположник панорамной живописи в России, академик, профессор Петербургской и Баварской академий художеств. В 1914 году с началом Первой мировой войны Рубо, сохранивший французское подданство, оказался интернированным на территории Германии. Франц Рубо не смог приспособиться к художественной жизни в Германии, очень быстро прожил заработанное в России. Франц Алексеевич Рубо родился 3 (15) июня 1856 года в Одессе.
Его отцом был переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо, мать Мадлен Сенек держала свой дом моделей. Рубо с досадой отмечал: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов». Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать – Мадлен Сенек держала свой дом моделей. Во время учебы в Академии Франц Рубо часто приезжал на каникулы в Россию и любил путешествовать по Средней Азии, Украине и Кавказу. Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе.
Российский художник, мастер батальной и панорамной живописи Франц (Франсуа) Алексеевич Рубо родился 17 июня (5 июня по старому стилю по другим данным – 15 июня / 3 июня по старому стилю) 1856 года в Одессе (ныне город на Украине). В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи. Оставшись вдовцом в 1897 году, Франц Рубо в 1899 году женился на Эльзе Марии Хаберль.
Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Она окончила Мюнхенскую Академию художеств— ту же где учился Франц Рубо. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев.
В 1913 году Франц Рубо окончательно поселился в Германии, был назначен комиссаром русского отдела Мюнхенской выставки, за эту работу получил орден Святого Владимира IV степени. 13 марта (по другим данным – 11 марта) 1928 года Франц Рубо скончался в Мюнхене. Чтобы продолжить свое художественное обучение, Франц Рубо отправляется в 1877 году в Мюнхен (Германия) и поступает в Королевскую академию художеств, где проводит все молодые годы. Его отец – переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать – Мадлен Сенек – держала свой дом моделей.
Ф. а. рубо был поистине русским художником, пропагандирующим русское искусство, хотя и считался французом по рождению, а большую часть жизни прожил в Мюнхене. Его отец — переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо мать — Мадлен Сенек, держала свой дом моделей.
Произведения Ф. Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. На некоторых акварелях изображена царская охота.
Кавказская тематика – ведущая в творчестве художника в 1880 – 1890-е годы. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен. Рубо умел и любил рисовать животных. и воссоздании советскими художниками панорамы «Оборона Севастополя». Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле. Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь им пришлось разрезать полотно. Авилова, Г. Н.
Произведения Ф. Рубо и сейчас сохраняют высокую художественную ценность, большой эмоциональный заряд, как когда-то сказал И. Н. Крамской: оттого, что «душа положена». Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. Его учителем стал Йозеф Брандт.
Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Рисунок четкий, но не жесткий. Приверженность к изображению батальных сцен посылала его в многочисленные поездки по местам боев и сражений (Кавказ, Средняя Азия). Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг. ) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В них художник отразил все стороны военной жизни.
Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Важнейшими источниками изучения жизни и творчества Ф. Рубо стали архивные документы, воспоминания учеников и современников художника. По словам Е. Е.
В первую очередь это воспоминания профессора института им. П. С. Гамзатовой в Махачкале). Художник также был награжден орденом Святого Михаила. В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». Вклад его в искусство и педагогику значителен.
Изучая места сражений, путешествовал по Кавказу, побывал в Турции. Серьезным исследованием по данной теме явился труд О. Ф. Федоровой «Франц Рубо» (1982), в которой известные прежде факты были дополнены материалами архивов и периодической печати. Музей был призван увековечить героизм российских солдат, сражавшихся на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил. М. Грекову принадлежит несомненный приоритет в области советской батальной живописи. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта.
Таланту и мастерству всегда отдается должное. Самокиша и других иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. И в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое.
В 1896 она экспонировалась на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, была приобретена императором Николаем II и подарена им Кавказскому военному округу (не сохранилась фрагменты находятся в Дагестанском государственном музее изобразительных искусств им. (В 1962, после длительной реставрации, восстановлена и открыта в новом здании, на Кутузовском проспекте один из залов посвящен автору в 2012, к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., была проведена новая реставрация). марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12. Работа над ней шла при участии И. Г. Это в основном реплики или высказывания по поводу его творчества. Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом.
Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года. И это несмотря на то, что искусству панорамы более чем другому виду искусства свойственно жизнеподобие, доподлинная правдивость во всем, начиная от материальности предметов натурного плана. В это время он работает над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение». Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Грекова, М. И.
Казалось бы, обстоятельства судьбы должны были сделать из Рубо «вечного странника». «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», – говорил М. Греков, работая с М. Авиловым и П. Шухминым над 257 панорамой «Оборона Царицына». Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников – М. Б. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании.
Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896— сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). Также в в краеведческом музее Махачкалы находится панорама Штурм аула Салты. Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года». Письма впервые частично были опубликованы в «Военно-историческом журнале» в 1962 и в 1963 годах в 7 и 9, соответственно. Панорама размером 115х14 м была открыта в 1912 в Москве, в специальном здании на Чистых Прудах.
В 1888 задумал картину «Штурм аула Ахульго», для которой за свой счет построил павильон в Мюнхене, надеясь сборами от демонстрации картины покрыть расходы. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Среди характерных батальных полотен Рубо Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский махач (1913 обе в Артиллерийском историческом музее, Петербург). Для мастера характерен строгий отбор главного, наиболее существенного. Помимо этих картин (написанных в 1885–1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. Каждые летние каникулы Франц Рубо проводил в России, писал этюды на Кавказе, Украине, в Средней Азии. Писал ее при участии художников К. Беккера, М. Цено-Димера, П. Мюллера, К. Фроша и И. Г. Мясоедова, пользовался консультациями военного историка Б. М. Кулебякина. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы.
Третий период – период расцвета творчества Рубо – можно обозначить 19021912 годами. Вольнослушательница батальной мастерской А. Л. Грекова (Малеева) в своих воспоминаниях приводит интереснейшую информацию не только о творческой атмосфере в академической мастерской, но и о совместной работе профессора Ф. Рубо и его учеников над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя». В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго».
Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Художник показывает войну не бутафорски. Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Анализируя произведения Ф. Рубо, посвященные героическим событиям из истории России, а также три грандиозные, мастерски исполненные панорамы «Штурм аула Ахульго» (1890), «Оборона Севастополя» (1901-1904) и «Бородинское сражение» (1911-1912), О. Федорова отмечает, что они стали классикой русской батальной живописи. Мазуровского, Н. С. Представленная в 1891 публике панорама имела значительный резонанс. К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. А.
Его живопись выразительна и индивидуальна. Как писал о М. Грекове его ближайший товарищ и соратник Н. Г. Котов, художник «вырабатывал такое мастерство, которое крайне лаконично, без рабского подражания ненужным мелочам выражало бы самую суть, живописный синтез изображаемых 256 явлении». Многому могут поучиться у Ф. Рубо и современные молодые художники.
Вот таким образом произведения Ф. Рубо обладают не только чисто эмоциональным воздействием на зрителя, они информационны имеют исключительно большие возможности познавательного характера. Мазок живой, энергичный. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». За нее Рубо был награжден орденом Св.
Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический художник. Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя». Штрихи к портрету мастера и педагога найдены в переписке современников живописца.
Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. Ф. Ондрушек. Сын французского коммерсанта, поселившегося в России. Такая живопись становится его методической системой. Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству его учителя – Франца Алексеевича Рубо, который всегда оставался образцом и для зрелого художника М. Грекова. - при создании учебных пособий по батальной и панорамной живописи. В 1972 г. появилась книга С. М. Клавдиева «Русские панорамы». Рубо уезжает на время в Мюнхен, но остается там до конца жизни.
Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX – начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Рубо получает звание академика, в 1910 избирается действительным членом Академии художеств. В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Именно его имя мы вспоминаем, когда речь заходит о панораме Оборона Севастополя либо о панораме Бородинская битва. Получив начальное художественное образование в Одесской рисовальной школе, Ф. Рубо закончил его в мюнхенской Академии художеств (1878—1883). В 1902-1904 гг.
Горелова и других. Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Сама природа становилась участницей стычек: горы, леса, стремительные горные речки. С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 18891891 гг.
«Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» – самые известные работы художника в этот период. С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг» избрав для изображения штурм Малахова кургана. Получив образование в Мюнхенской Академии художеств, где он провел два года и в частной студии И. Брандта, художник обрел профессиональные навыки и определенную европейскую выучку. Автор показывает, как эволюционируют эстетические и этические взгляды художника от условностей официального академизма к реалистическому искусству. Художник должен всегда оставаться правдивым».
В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. 258 Почти восемьдесят лет прошло со дня смерти Ф. А. Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок.
В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание. И в этом ощущается преемственность школы, верность традиции. В 1911 оставил преподавание в связи с отъездом в Германию для работы над панорамой «Бородинская битва». Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста.
В главе, посвященной работе над Бородинской панорамой, С. Клавдиев впервые (правда, достаточно вольно) цитирует переписку Ф. Рубо с его консультантом – военным историком Б. М. Колюбакиным, обнаруженную в 1950-х годах среди личных архивов генерала. Одно из ранних упоминаний о панораме «Бородино» относится к 31 октября 1909 года. Несмотря на успех, вернуть потраченные средства не удалось.
Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия. И зритель благодарен художнику за приобщение к трудной дороге познания истории.
Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года. В 1902–1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (сильно пострадавшая при обороне города в 1941–1942, отреставрирована и открыта вновь в 1954). До сих пор она считается одной из лучших в мире.
В 19021904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама Оборона Севастополя, открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании (шибко пострадавшая при обороне города в 19411942, отреставрирована и открыта ещё раз в 1954). Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем.
К примеру, представители властных структур сочли излишним портретный показ рядовых солдат и матросов, а также предложили заменить фигуру Петра Нахимова на главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в г. Тифлисе. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.
Панорамам и батальным картинам Рубо свойственны правдивость и историческая конкретность. В книге Г. В. Терновского «Памятник народного подвига» (1956) дана подробная историческая справка о Крымской войне 18531855 гг. Наверное, в этом нерв и главная особенность произведений художника. Среди характерных батальных полотен Рубо – Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе – в Артиллерийском историческом музее, Петербург). Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве. Рубо написал панораму Бородинская битва.
Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы Оборона Севастополя. Кроме того, он принял от Ф. Рубо способ работы с натурой. Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне и баталист принялся за работу.
Михаила, Баварская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Обращаясь к Грекову, он пишет: «Ты знаешь, как я ценю высоко искусство панорамы, а от тебя я жду достижений, равных лучшему, что создал Франц Алексеевич Рубо». В ходе работы использовались личные дела Ф. Рубо, хранящиеся в архиве Мюнхенской Академии художеств документы, находящиеся в Российском Государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделе учета Научно-исследовательского музея PAX письма: Ф. Рубо генералу Б. М. Колюбакину, хранящиеся в Российском Военно-Историческом архиве, П. А. Воронцову-Вельяминову – в фонде письменных источников Музея-панорамы «Бородинское сражение» использованы каталоги выставок и их обзоры в периодической печати. Это было влияние большого, глубокого содержания искусства. По возвращении в Россию получил заказ от тифлисского военно-исторического музея «Храм Славы» на серию картин из истории кавказских войн. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Панорама была завершена в 1905 и открыта в специально возведенном здании в Севастополе.
Художник Н. Н. Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища». Помимо этих картин (написанных в 18851895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), в первый раз показанная на художественно-промышленной экспозиции в Нижнем Новгороде (1896 сохранились только отдельные ее фрагменты, находящиеся в настоящий момент в краеведческом музее Махачкалы). Опасаясь банкротства, художник обратился к Николаю II с просьбой приобрести произведение за 15 тысяч рублей и в 1897 оно было куплено Военным министерством (сохранилось фрагментарно). Авторами этих статей были Н. Н. Каразин (1896), В. С. Кривенко (1902), Б. Шуйский (1912), И. Тестов (1912).
В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». 27 мая (14 мая по старому тилю) 1905 года панорама Штурм 6 июня 1855 г. была открыта для обозрения. Сама панорама «Бородинское сражение» в данном случае рассматривается в качестве иллюстративного материала по истории Отечественной войны 1812 года, без анализа её художественных достоинств.
Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех, а художнику была вручена высшая награда Франции – орден Почетного легиона. В 1908 году Ф. А. Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта. Они публиковались в таких журналах и газетах, как: «Пчела», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Русский инвалид», «Петербургская газета», «Московский вестник», «Новое время» и др. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей.
Динамичность и контраст освещения делают её эмоциональной, насыщенной. Теперь уже он явился для Е. Моисеенко 255 непревзойденным учителем. Смысл способа сводился к тому, чтобы, освоив в этюдах реальность, затем написать картину по воображению, по воспоминаниям.
Автор объясняет это тем, что подробное рассмотрение творчества Ф. Рубо, в значительной мере относящегося уже к XX веку, не входило в задачу названных «очерков». И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев. Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) – русский художник. Так же высоко оценивает творчество Ф. Рубо и И. Бродский. В неоднократно издававшемся путеводителе по музею-панораме «Бородинское сражение» (авторы: Л. В. Ефремова, И. Я. Крайванова, О. П. Андреева, Т. Д. Шувалова, О. П. Папков), дается описание панорамы и краткие сведения о биографии Ф. Рубо иногда с неточностями (в диссертации на них указывается).
Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. В 1890 исполнил панорамную картину «Штурм аула Ахульго» (100х16 м). Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года.
Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.
В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали «О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года»». Рубо. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. Художник также был награжден орденом святого Михаила.
Так, в одной из первых книг «Франц Алексеевич Рубо» (из серии «массовая библиотека», 1952) Ю. С. Халаминский попытался определить значение наследия художника и охарактеризовать главные этапы его творчества. рублей». В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в Севастополь. В 1901 провел персональную выставку в ИАХ и получил заказ на панораму «Оборона Севастополя» из истории Крымской войны 1853–1956 годов. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино».
Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. В послевоенное время панорама была воссоздана коллективом советских живописцев открыта 16 октября 1954 года под новым названием Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг. ). Поиск этих типажей Рубо осуществлял всюду, где только оказывался.
Мясоедова и консультанта Б. М. В советскую эпоху положено начало научного изучения деятельности Ф. Рубо. Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно.
В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского. В книге В. В. Садовеня «Русские художники-баталисты XVIII – XIX веков» (1955) биография Ф. Рубо уложилась в полстраницы. В 1885–1895 исполнил для музея 19 картин: «Вступление Петра I в Тарки», «Переход отряда князя Аргутинского через Кавказский хребет» и др. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после этого длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Позже написал около 200 батальных и жанровых картин, посвященных Кавказу.
В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин. Долгое время творчество Ф. Рубо не попадало в сферу интересов историков искусства. В 1893 «Штурм Ахульго» выставлялся в Париже, а в 1896 — на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев.
.