Франц Марк "Птицы".
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев.
Есть только больное воображение. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств. Данную картину не каждый может понять. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. – вопрошал Марк. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных».
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. «Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Эта картина действует на разум. выше. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные.
Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма.
В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит.
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02).
Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Их творчество производит глубокое впечатление на живописца. А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус).
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Читать училась по азбуке Льва Толстого. Художник решительно порвал с натурализмом. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Своими мыслями он делился с Кандинским.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Птицы. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма.
Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Смотреть на неё можно многочасов.
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Ему было всего 36 лет. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. И название пришло само».
Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Грация благородных животных изображенных в разных поворотах и слитых в триединое целое, напоминает кружащийся ритм танца. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Neue Kunstlervereinigung Munchen).
Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных.
Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Птицы как будто вылетают из ворот. То есть король-то – голый.
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. И лишь во время прохождения обязательной военной службы Франц Марк принял решение стать художником. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Больше всего ему нравились лошади. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом.
Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал.
Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей). Марк Франц (Marc), немецкий художник. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария.
Однако приказ не успел дойти до фронта. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Родился в 1880 году в Мюнхене.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.