Франц Марк (8 февраля 1880 — 4 марта 1916) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Франц Марк (8 февраля 1880г. — 4 марта 1916г. ) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Зрелая живопись Франца Марка зачастую изображает лис и других животных в естественной обстановке, которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В зрелых работах Франца Марка рядом с анималистическими мотивами появляются тревожные нотки – кубистические образы, резкие цветовые переходы, жёсткие линии.
Франц Марк (08. 02. 1880 – 04. 03. 1916) – немецкий художник и график, один из основателей художественной группы Синий всадник. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Марк, ФРАНЦ (Marc, Franz) (1880–1916), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник». Излюбленным сюжетом Франца Марка были животные – лошади, олени, лисы.
Родился Франц Марк в 1880 году. С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк уходит добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда, в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Франц Марк (8февраля 1880 (18800208), Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция)— немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
Первая выставка «Синего всадника» и Франца Марка, в частности, состоялась с декабря 1911-го по январь 1912-го годов в галерее «Таунгаузен» в Мюнхене, где впоследствии часто выставлялись работы этого нового направления. С началом Первой мировой войны Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Франц Марк был мобилизован и убит осколком снаряда во время Первой мировой войны, в ходе Верденской операции, в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.
Художник Франц Марк – друг и единомышленник Василия Кандинского, «синий всадник» немецкого экспрессионизма. В Париже Франц Марк познакомился с творчеством импрессионистов, что привело (1903) к перемене художественных взглядов Марка. Франц Марк (8 февраля 1880 — 4 марта 1916) — немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма. С началом Первой мировой войны еврей Франц Марк ушел добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы. Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.
«синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Первое десятилетие нового века знаменует рождение экспрессионизма Франца Марка.
Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Вместе с тем ритмизованные изломанные линии напоминают о стиле модерн («Лошадь в пейзаже», 1910, Эссен, музей Фолькванг «Желтые лошадки», 1911, Штутгарт, Гос. гал., Ленбаххауз). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь высказать основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Спустя много лет Кандинский так объяснил это название: «Мы оба любили синее, Марк любил лошадей, я 0151 всадников, так название появилось само по себе». Франц Марк, покинув стены академии, переезжает в свою первую независимую студию в Мюнхене (Каульбахштрассе, 68). Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. 1880 Верден, 4. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. В 1906 он совершает путешествие в Грецию, а в 1907 возвращается в Париж. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Франц в детстве отличался застенчивым характером, был мечтательным и склонным к размышлениям подростком, в семье его называли «маленький философ».
В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы больше динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Произведения художника представлены главным образом в немецких и американских музеях. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь высказать основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле.
3. Он переживает мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт. Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой.
Некоторые находки кубистов помогли ему органично вписать предмет в окружающую среду, а новшества футуристов использовались им в создании точно выверенных ритмических эффектов. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, Красные лошади (19101912, Музей Фолькванг, Эссен). Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. 1910: Теория цвета.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Август Макке Портрет Франца Марка 1910 г. Франц Марк Автопортрет в бретонской шляпе 1905 г. Немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник». В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы больше динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. 1911: Синий всадник. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Тогда же Марк знакомится с Августом Макке и благодаря ему открывает автономную экспрессивную силу чистого цвета. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу Синий всадник и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. В 1911 примкнул к Новому мюнхенскому художественному объединению, где ведущую образ играл В. В. Кандинский.
Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.
В 1913 г. Марк и Макке едут в Париж, где встречаются с Делоне. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Я не вижу лучшего средства для – я бы сказал – «анимализации» искусства, чем изображение животного» (письмо Рейнхарту Пиперу от декабря 1908). В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Вот таким образом писать нужно так, как видишь и никак иначе.
Он пытался писать обнаженную натуру, но без особого успеха. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. 1880, Мюнхен, 4. лно воплотить своё ви.
Марк Франц МАРК8230 Энциклопедический словарь (Marc) (1880 1916), немецкий художник. Франц Марк был одним из этого списка. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. 251 акварель и пастель, Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него 240 включено картин маслом из которых 25 на дереве и один офорт, 63 гравюры (с 1908).
Франц Марк, 1912 год (picture alliance / akg-images) К творческому союзу, который просуществовал чуть более двух лет, также примкнули такие художники, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон Явленский и Марианна Веревкина. 2. Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена 171Орфей и звери187 (Мюнхен, Ленбаххаус). Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (Познакомившись с биографией немецкого художника Франца Марка, вы поймете, почему кони на его картинах разноцветные, откуда возникло название художественной группы, которую он организовал и как построена теория цвета, придуманная им.
В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Личная жизнь у него не складывается. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (Франц Марк родился 8 февраля 1880 года в немецком городе Мюнхен. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
«Окружавшие меня безбожные люди (в основном мужского пола) не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру». Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Ему было всего 36 лет. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. 1916).
Личная жизнь у него не складывается. В то же время он все больше сосредоточивается на композициях с изображением животных.
1911-1913: Знаменитый анималист. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Встретившись с Кандинским, он в 1911 г. вступает в Новый союз художников Мюнхена. То же повторяется в 1907 г. : он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Художник решительно порвал с натурализмом.
То же повторяется в 1907 г. : он восхищен импрессионистами, но только Ван Гог оказывает на его творчество глубокое влияние, заметное лишь с 1909 г. Марк уже понимал, что самое главное — это выражать «внутреннюю правду вещей» и что прийти к ней невозможно ни умозрительно, ни через изучение природы. В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. Франц Марк учился в мюнхенской Академии (1900-1903). С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). Он шел к упрощению формы, чтобы выразить в символико-патетических образах тайны природы. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14).
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Все это заставляет его искать отдушину в «примитивном» мире животных. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте.
Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник». В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней.
Больше всего ему нравились лошади. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.
В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
Среди немецких экспрессионистов Франц Марк был восходящей звездой. 2. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
Он все еще находился в поисках собственного языка форм. – вопрошал Марк. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Особенно близок ему по духу был Ван Гог.
Cо всей страстностью своей натуры Франц Марк отдавался художественному творчеству. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 19128230 Художественная энциклопедия — Марк (Marc) Франц (8. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В 1914 г. он был мобилизован, а в 1916 г. погиб под Верденом. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Художник глубоко интересовался соотношением внешнего облика и внутренней организации, строения, структуры.
Однако приказ не успел дойти до фронта. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. В этом году Марк впервые выставляет свои пленэрные работы, где живописный фон создается с помощью светлых тонов отзывы критиков были благожелательны.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Художник много заимствует у Делоне и осуществляет новый синтез, которому присущ спокойный лиризм и в котором цвет мелодично распределяется по валёрам, составляющим еще читаемые мотивы («Лань в лесу II», 1913-1914, Карлсруэ, Кунстхалле). Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
В 1900 году начал обучение в Мюнхенской Академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Tierschicksale, 1913). Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
Синий – это мужской принцип, строгий и духовный. Единственно верное направление поиска указывало воображение. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Марк Франц (Мюнхен, 8. 2. 1880 — Верден, 4. 3. 1916). Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник.
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится.
И название пришло само». Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912).
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Художник был поглощен новыми контактами, связанными с его деятельностью в этой группе. В то время, под сильным влиянием Ван Гога, он пишет фигуры, пейзажи, этюды животных в очень светлой гамме («Стога сена», 1909, Мюнстер, музей). В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Учился в АХ в Мюнхене (1900-02).
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Внешне они казались не очень подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами и круглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Своими мыслями он делился с Кандинским.
Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации.
В 1913 году он создал картину «Судьбы животных» имевшую пророческий характер. В него вошли художники, разделявшие принципы экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы «Мост» в Дрездене. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
3. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом.
(Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Сожалея о всеобщем упадке веры, Марк надеялся в искусстве обрести путь к новому братству. Марк Франц (Marc), немецкий художник.
В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. 160 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Он переживает мучительный роман с художницей Анеттой фон Экардт. Дом в Мюнхене, где родился художник, отмечен памятной доской (вверху слева справа – могила Франца и Марии Марк). Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле. 1912 год (picture alliance / akg-images) к творческому союзу, Франц Марк, также примкнули такие художники, который просуществовал чуть более двух лет, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон и Явленский Марианна Веревкина.
Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. гал. ). Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
После второй поездки в Париж художник начинает серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник». Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особенный душевный толк (синий воплощал для него мужское и аскетическое начало, желтый женское начало и радости жизни, кумачный гнет грубой и тяжелой материи).
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. дение природы в живописи. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.
В письмах к матери художник предрекал себе смерть на поле брани. В свою очередь, футуризм подсказывает ему новый способ передачи движения, при котором предметы помещаются в силовые наклонные линии («Под дождем», 1912, там же).