Марк, ФРАНЦ (Marc, Franz) (1880–1916), немецкий художник, соединивший в своем творчестве черты символизма и экспрессионизма, один из основателей группы «Синий всадник». Пётр предложил Жану-Марку Натье оставить Францию и переехать в России, однако художник от предложения отказался и вернулся в Париж. Jean-marc Nattier (Жан-Марк Натье) родился в марте 1685 года в семье известных французских художников: его отец был художником-портретистом, а мама писала миниатюры.
«синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Одной из самых популярных и воспроизводимых картин известного немецкого художника-авангардиста Франца Марка является «Синий всадник».
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). С началом Мировой войны Марк отправился на фронт и в 1916 году погиб в бою под Верденом. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
Мечта бежать из этой удушающей художественной атмосферы осуществилась весной 1903 года, когда Марк уехал на полгода во Францию. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Р. Пипера прокомментировать тему животных в искусстве Франц Марк писал: Я не ставлю своей целью изображение только животных. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание).
Вместе с тем ритмизованные изломанные линии напоминают о стиле модерн («Лошадь в пейзаже», 1910, Эссен, музей Фолькванг «Желтые лошадки», 1911, Штутгарт, Гос. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Своими мыслями он делился с Кандинским. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
Франц Марк учился в мюнхенской Академии (1900-1903). К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. гал. ).
Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Однако приказ не успел дойти до фронта.
То есть король-то – голый. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей). В зрелые годы Марк увлекся кубизмом.
Ему было всего 36 лет. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте. Но это не означало отказа от гуманистических ценностей.
В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. 1911). В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные.
И название пришло само». Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. затем футуризмом и абстракционизмом. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы.
Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).
Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник». У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Марк Франц (Marc), немецкий художник. Есть только больное воображение. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. «Синие лошади».
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. гал., Ленбаххауз). Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо». Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. В то время, под сильным влиянием Ван Гога, он пишет фигуры, пейзажи, этюды животных в очень светлой гамме («Стога сена», 1909, Мюнстер, музей). Больше всего ему нравились лошади.
Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор.
Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Художник пытался выразить ощущения самих животных их видение человеческого мира используя чистые насыщенные цвета и упрощенные ритмизованные формы («Лисица». Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми.
Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Tierschicksale, 1913).
Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы. Неискушённого зрителя могут поражать неестественные цвета его картин, а поверхностное сходство с реальными животными может заставить усомниться в естественно-научных познаниях автора. После 1908, сюжеты произведений Марка все больше изобилуют образами лошади на фоне пейзажа, а к 1910, в его картинах появляются признаки, свидетельствующие о неуравновешенном душевном состоянии, что во многом было вызвано неудачами в отношениях с женщинами.
В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Немецкий художник, представитель экспрессионизма. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев.
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. В Академии Марк приобрел профессиональное мастерство, но система преподавания исторической живописи в традициях 19 века была ему глубоко чужда.
В 1906 он совершает путешествие в Грецию, а в 1907 возвращается в Париж. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Я не вижу лучшего средства для – я бы сказал – «анимализации» искусства, чем изображение животного» (письмо Рейнхарту Пиперу от декабря 1908). Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Произведения художника представлены главным образом в немецких и американских музеях. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, – Марией Шнюр и Марией Франк.
В свою очередь, футуризм подсказывает ему новый способ передачи движения, при котором предметы помещаются в силовые наклонные линии («Под дождем», 1912, там же). Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. В то же время, под влиянием итальянского футуризма, Марк начал писать более динамичные композиции. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Художник много заимствует у Делоне и осуществляет новый синтез, которому присущ спокойный лиризм и в котором цвет мелодично распределяется по валёрам, составляющим еще читаемые мотивы («Лань в лесу II», 1913-1914, Карлсруэ, Кунстхалле).
Mnage trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Его поздние работы («Судьба животных», 1913 «Борющиеся формы», 1914) являют собой обобщенные образы чувств, лишенные какого-либо изображения. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Немного позднее думал о занятиях философией и даже поступил в 1899 году на философский факультет Мюнхенского университета.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». В 1910 году Марк присоединился к «Новому союзу художников Мюнхена», созданному В. Канди неким, а годом позже вместе с ним и А. Явленским организовал группу «Синий всадник», цель которой была «разрушить преграды между различными видами искусств». – вопрошал Марк. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Художник был поглощен новыми контактами, связанными с его деятельностью в этой группе. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
В 1913, в интуитивном предчувствии грандиозных и трагических военных событий, Марк пишет картины, наполненные тревожными мотивами, его живопись становится более абстрактной и рваной. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Художник решительно порвал с натурализмом. Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит.
В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Учился в Академии художеств в Мюнхене. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус).
Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария.
Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
В юности пережил увлечение академизмом, затем импрессионизмом и постимпрессионизмом. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).