Франц Алексеевич Рубо (17 июня 1856 — 13 марта 1928) — русский художник-панорамист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва».
После почти двухлетних подготовительных работ картина (размеры живописного полотна 115х15 м) была написана за 11 месяцев. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Панорама – особый вид изобразительного искусства. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны.
На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Он изображен вдали слева на белом коне. Севастопольская панорама в это время экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. «За восемьсот лье от Парижа я не могу рисковать моим последним резервом», — решил император.
В 1910 году Франц Алексеевич приступил к работе над панорамой «Бородинская битва». Этот шедевр стал настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, постоянно привлекая к себе все новых и новых зрителей. В настоящее время четыре фрагмента панорамы хранятся в Махачкале.
В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Францу Рубо помогали пять немецких живописцев. Долго обсуждался вопрос нахождения здания с панорамой. Это пехотинец.
24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. Жанровые сцены у Рубо всегда связаны с пейзажем. Он родился 3 июня 1856 года в Одессе, в семье небогатого коммерсанта, родом из Франции. Открытие состоялось 14 (27) мая 1905 года.
Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне и баталист принялся за работу. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск.
Активные действия французских войск приостановились. Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. На сей раз с работой художник справился быстрее и панорама была открыта в 1905 году к празднованию юбилея окончания обороны. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей.
Его военным консультантом становится генерал Б. М. Колюбакин. Наибольшую известность принесли ему три панорамы. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. В апреле 1910 года Рубо и Афанасьев выезжают на Бородинское поле изучают сохранившиеся укрепления, посещают Спасо-Бородинский монастырь, общаются с местными жителями. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.
По нему-то и удалось переправить пушки. Кредиторы художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г. Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) – русский художник.
Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Панорама была приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.
И все же ее спасли— защитники города, команда корабля и, конечно же, реставраторы Драматическая история панорамы «Оборона Севастополя», может быть, одна из самых ярких, но не единственная. Рубо умел и любил рисовать животных. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и вскоре создал панораму на ту же тему.
Помимо этих картин (написанных в 1885-1895 гг. ) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 – сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «Штурм аула Ахульго» построили специальное здание. Несмотря на суету и беспрерывное движение вокруг него, Наполеон застыл в оцепенении, будто предчувствуя скорый разгром своих войск. Он стал основоположником русской школы батальной панорамы. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". А у деревни Горки — ставка М. И. Кутузова. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей.
Рубо последовательно реализовал один из принципов реалистического панорамного искусства — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно ярко. В 1924 году панорама «Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала во время наводнения. К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. А. У леса — захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Однако, когда в 1910 году Рубо показал этот эскиз царю, тот его отклонил.
Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: "Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу" Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. Полотно было окончено летом 1912 года. Также на переднем плане виден раненый солдат. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн.
Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской – 135 тысяч человек. На некоторых акварелях изображена царская охота. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва».
С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг» избрав для изображения штурм Малахова кургана. В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда — Семеновский овраг.
Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира Болтай-да-и-Только. Три стреловидных (от франц. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало.
Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом. Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг. ). Однако посетители смогли ее увидеть только в 1909 году, но не в Тифлисе, а в Севастополе, в здании панорамы «Оборона Севастополя». В 1902-1904 гг.
Они вынесли его всего израненного. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева.
Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года». После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Он создал ее в 1911 году, через восемь лет после панорамы Оборона Севастополя. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден.
Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар.
С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Прибегая к панорамной форме, Рубо расширил возможности живописи в передаче временного развития образов. С 1901 года художник работал над панорамой Оборона Севастополя 1854-1855 гг. избрав для изображения день 18 июня (6 июня по старому стилю) 1855 года, когда был отражен штурм Малахова кургана.
В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.
К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В Севастополе на Историческом бульваре для панорамы было построено специальное здание. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино.
На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Его учителем стал Йозеф Брандт.
Франц Рубо предлагает создать панораму, посвященную подвигу русского народа. Подготовкой сюжета занимается В. А. Афанасьев. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Здесь царят спокойствие и уверенность в победном исходе сражения.
«Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» – самые известные работы художника в этот период. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты». После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. Рубо предлагается эскиз переделать.
Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Наполеон был вынужден лично отправиться в свой тыл, чтобы узнать, что там происходит. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино».
Здание музея построено на историческом месте. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником. «я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». Позже была сделана копия панорамы, а уцелевшие фрагменты полотна сохраняются как реликвия. Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Ослабла атака конницы.
Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Рубо написал панораму Бородинская битва. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. 27 мая (14 мая по старому тилю) 1905 года панорама Штурм 6 июня 1855 г. была открыта для обозрения. Художник также был награжден орденом святого Михаила.
Французы назвали его «редутом смерти». Одно из ранних упоминаний о панораме «Бородино» относится к 31 октября 1909 года. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона.
Художник тщательно собирает и изучает иконографические и исторические материалы. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. Склоны усеяны телами.
Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии. Но зарождалось и новое реалистическое направление, которое возглавлял Адольф Менцель. В акварелях и рисунках Рубо очень хорошо разработана ритмика линий и светотеневых пятен.
На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В этот день на заседании Императорского русского Военно-исторического общества рассуждали «О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года»».
Выставка еще не закрылась, а он уже куда-то загадочно исчез. С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения.
Гвардия не была введена в бой. В первоначальном эскизе главным композиционным центром был бой за батарею Раевского. Вторая точка. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение, ее автор – выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг. ) (Приложение 2).
Рубо предлагает центром обзора сделать деревню Семеновское. Предметный план оказался частично утраченным. Скончался художник в 1927 году.
Из-за Первой мировой войны Рубо теряет связь с родиной. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Художник должен всегда оставаться правдивым».
Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. Работа над ней шла при участии И. Г.
рублей». Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Эскиз был показан на юбилейной выставке 1912 года.
Рубо писал батально-бытовые картины из жизни горцев, а также бытовые сцены из жизни украинцев. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера.
Великая армия Наполеона обладала огромным численным превосходством. Среди характерных батальных полотен Рубо — Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе (1907) и Бородинский бой (1913 обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург). Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля.
Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. До сих пор она считается одной из лучших в мире. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. Очень помогли Рубо в профессиональном плане занятия у художника-анималиста Иозефа Брандта.
Дело еще и в том, что это были годы перед Первой мировой войной и Россия искала возможности сближения с Францией. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.
В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Эти корпуса понесли огромные потери. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. В октябре 1962 года обновленная панорама «Бородинская битва» предстала перед зрителями. В таких ящиках хранились и перевозились ядра.
И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны. Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта. У подножья Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12.
Художник также был награжден орденом Святого Михаила. Мясоедова и консультанта Б. М. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы).
Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути.
Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. Затем панораму демонстрировали в Париже, где она имела большой успех. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.
Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Центральной сценой в панораме стала битва за батарею Жерве. Работа над панорамой велась сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Рубо. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог.
За императором — его свита. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. Запечатлены и другие моменты сражения. Это — Шевардинский редут. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года». Матросы и солдаты отчаянно сбивали с панорамы огонь им пришлось разрезать полотно.
На заднем плане — село Бородино. словом, выходила действительно «русская» панорама. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. На одной из флешей поднят французский флаг. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве.
Художник Н. Н. Каразин писал: «Сколько знания, таланта и вкуса Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища». Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Яркий солнечный день золотой русской осени. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой.
В конце 1913 года он уезжает в Мюнхен для лечения. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Сотни и тысячи произведений искусства были повреждены во время бомбежек и артиллерийских обстрелов.
Вместе с теми, что уничтожили здание, на панораму было сброшено 350 бомб. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Справа от редута вдали — Молодая гвардия. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары.
Рубо уезжает в Мюнхен и начинает писать эскиз панорамы на свой страх и риск. Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона.
Подчеркивать превосходство русской армии даже в панораме было как бы неуместно. Фашисты бомбили лидер «Ташкент», на котором панораму эвакуировали из Севастополя. По разному изображает художник командные пункты полководцев французской и русской армий. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью.
Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка.
Колюбакина и была завершена в рекордно короткий срок. Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И. Г. Мясоедова (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Франц Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье небогатого французского коммерсанта. Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».
Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего. За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Отстоять свою идею Рубо не смог. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины.
В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда.