В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Заработки старого Фрагонара невелики. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. В 1780-е гг. В 90-е гг. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). История создания "Качелей" весьма занимательна.
По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей).
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Теперь у него новая забота. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.
Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Это позже будет восхищать импрессионистов. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. В 1808 году он создает один из своих шедевров – Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление, вещь очень сильную, высоко оцененную романтиками. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Эта работа – исключение из правила.
Много сил вложил он в создание Лувра. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Опять он страстно увлекся произведениями художников разных школ и разного художественного уровня.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Бьющая через край экспрессивность, динамика, неисчерпаемое воображение художника, независимо и произвольно строящего все вещи этой серии вне существующих портретных канонов, могли вызвать сомнение в их портретности как таковой. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Знаток и большой художник, он посвятил свои поздние годы хранению шедевров с которыми соревновался в молодости, чтобы умножить их число». Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. О детстве художника известно очень мало. Но Великая французская революция почти полностью разорила живописца, а стиль классицизм, воцарившийся во французском искусстве с лёгкой руки Жака-Луи Давида, лишил картины и работы Фрагонара, созданные в стилистике рококо, прежнего спроса.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени.
Давидом, лишил его прежней популярности. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Спохватились лишь пару часов спустя.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Идеи просветителей дают себя знать повсюду.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. В конце 60-х гг. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Об этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов, но и из воспоминаний современников художника и отчётов, которые регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натуар.
Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Перед нами характерная для живописца картина. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. В конце 70-х гг. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Быть может, Фрагонар, работая над этим полотном и вспоминал уроки, которые извлек из живописи Рембрандта. В июле 1770 года она заказала ему четыре десюдепорта для интерьеров Старого павильона замка в Лувесьенне, полученного ею в 1769 году в подарок от короля. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам.
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Оп. Красочное зрелище привлекает сюда художников. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения.
Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Некоторые произведения из этой группы вещей уже были созданы Фрагонаром к тому моменту, когда известный богач-откупщик барон де Сен-Жюльен заказал ему картину известную под двумя названиями: Качели и Счастливые случайности качания на качелях. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Сценка откровенно театральна.
Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. У Мари-Мадлен Гюймар была репутация роковой куртизанки, её связи осуждались общественностью, что, однако, не мешало публике восхищаться сценическими талантами Гюймар. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Шардена, а потом Франсуа Буше. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Эти качества делают их частью окружающей природы. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Весь Париж встречается здесь. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра.
Иногда он представлен с книгой в руках, чаще всего с непокрытой головой, в плаще или какой-то неопределенной драпировке. В 80-е гг. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой.
В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Фрагонар действительно любил фантазировать. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба).
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Луврские Купальщицы – вещь чуть побольше этих полотен, но в ней шесть фигур небольшого масштаба. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Это поцелуй невинный и торопливый. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной.
Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Художник смог передать своё представление о любви. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Он изображён в облачении испанского идальго.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. После закрытия Салона полотно Фрагонара купил сам Людовик XV, повелев сделать по этой картине гобелен. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией. Фрагонара и Г. Робера. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. В январе 1790 года Фрагонар с женой и Маргаритой уезжает в Грасс, где поселяется у родственника, с которым расплачивается, работая над портретами и декоративными панно: про черный день у этого человека ничего не отложено, а черный день настает. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Но не оно составляет главное в картине. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. В конце 70-х и в 80-е гг. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Его творчество начала 60-х гг. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Она оказывается в его жарких объятиях. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Учился у Ж. Б. С. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создаёт живую, яркую и действительно соблазнительную сценку. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». В 70-е гг.
художник лишается и заказчиков и славы. Но эти произведения искусства показались ему столь совершенными, что он впал в уныние, усомнившись в своих силах. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар.
Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Луки и, главное, запрещены очень популярные публичные выставки художников, не принадлежащих к Академии. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. На подобные произведения был большой спрос. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Шардена. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.
Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Из Парижа Фрагонар уехал не потому, что был враждебен революционным событиям, а потому, что он чувствовал себя ненужным. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Его искусство оставалось весьма противоречивым. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Картина имела успех. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Сперва ученик Ж. -Б.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо.
Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Да и то сказать: по королевским заказам платят плохо и с задержками – это скорее честь, чем заработок, а Фрагонар – всем известно – беден выгода – вот что заставило его спуститься с высот. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. История этого заказа очень колоритна. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Возможно, что картины были парными. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. В 1773 году Фрагонару второй раз в жизни представляется возможность совершить бесплатное путешествие по Италии – художник охотно принимает приглашение чрезвычайно богатого откупщика Бержере отправиться с ним в поездку.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. В это время в моду входит классицизм.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Но это не лишает сцену правдивости. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Он совсем юн и изящно манерен. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Давидом, лишил его прежней популярности. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Подрастает сын – тоже будущий художник. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок.
Сперва ученик Ж. -Б. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба.
Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает.
Нарушив покой в семье сестры, но неизменно предлагая дружбу в обмен на любовь пожилого человека, Маргарита так никогда и не вышла замуж, своей семьи не имела и что-то жалобное есть в ее пристрастии к изображению материнского счастья. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.
В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Юноша специально подстерегал её. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать.
Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей.
Последние годы жизни старого художника печальны. Шардена, а потом Франсуа Буше. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В гостиной собрались гости.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Картина, в настоящее время внесенная в каталог Эрмитажа под названием Дети фермера, была выставлена в Салоне 1765 года и, следовательно, написана так же, как и сцены из Освобожденного Иерусалима, в течение первой половины 60-х годов.
И последнее, о чём необходимо сказать. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. В результате после одной из его картин на историческую тему он получил в Академии Золотую медаль и был направлен в Рим. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Складки ее блузы, передника, подобранной верхней юбки очерчены извилистой игривой линией, напоминающей почерк учителя Фрагонара. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Главное, цель достигнута. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Маргарита Жерар не была бездарна. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».
Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. В октябре 1773 года Фрагонар ещё раз посетил Италию, на этот раз в компании откупщика Бержере, шурина Сен-Нона. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе.
Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др.
Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Особенность сентиментальных картин Фрагонара 70-х годов – в перевесе литературного начала, словно художник предлагает составить по ним трогательный рассказ. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами. В Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся, должно было привлечь внимание широкой публики. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Это импровизации, к ним не бывает предварительных карандашных зарисовок, здесь Фрагонар дает волю своей кисти.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Чтобы поправить свои дела, художник перешел к маленьким картинам фривольного жанра, к излюбленным темам французской гравюры XVIII века. Посмотрим на несколько портретов.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Это без слов видно на представленной репродукции.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Техника офорта ему тоже была подвластна. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Эта картина – один из прославленных шедевров эрмитажного собрания, неизменно вызывающий восторг зрителей.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. И все-таки он справился с этой задачей.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Однако вскоре после того он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Ее линии прихотливы извилисты.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Его творческий темперамент поистине огромен. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.