Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным).
Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение. В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Картина легка для восприятия, так как в ней соединяются материальная красота жизни и театральная зрелищность. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Но Фрагонар сделал неслыханный по крутизне и неожиданности поворот: он пренебрег всем достигнутым и полностью отказался от академической карьеры. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Он принадлежит к тем художникам, которые ловко и осторожно обошли период бурного подъема и напряжения французского революционного искусства: сначала он делал аллегорические рисунки на такие темы, как Равенство и Свобода, позже писал картины под названием Философия и Искусство.
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Картины Фрагонара конца 70-х гг. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник.
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Со знаменитым художником Жаном Оноре Фрагонаром балерину связывали самые тёплые отношения кисти живописца принадлежат несколько известных портретов Гюймар.
Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В это время в моду входит классицизм. Но работает там неохотно – его влечет рисование. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы).
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В конце 60-х гг. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Одновременно он продолжает начатое еще в ранней юности усердное изучение мастеров XVII и начала ХVIII вв.
В 1780-е гг. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»).
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Техника офорта ему тоже была подвластна. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви.
Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов.
Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Разорившись, семья переезжает в Париж.
Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий.
Его творчество начала 60-х гг. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Серия портретов (1761–1765), т. н. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. И все-таки он справился с этой задачей. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана.
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Прелесть сцены исходит из изысканной спонтанности и кажущейся импровизированности композиции, выполненной в духе реализма, но без тени назойливости.
Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену.
Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. И последнее, о чём необходимо сказать. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Ее линии прихотливы извилисты. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Давидом, лишил его прежней популярности. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.
Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Фрагонар умер 22 августа 1806 года. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Учился у Ж. Б. С.
Эпизод Явление Армиды, соответственно своему смыслу, передан несколько иначе – мягче, не так бурно, колорит передает общую притягательность волшебного зрелища. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке.
В гостиной собрались гости. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Последние годы жизни старого художника печальны. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. В семейно-идиллических картинах живописца порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. А. С. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок.
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины.
Бракосочетание состоялось летом 1769 года, но мадемуазель Розалия – дочь Жана-Оноре и Мари-Анны, – также нарушив приличия, появилась через полгода после их свадьбы. Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Общее внимание было привлечено к Фрагонару.
Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Учился у Ж. Б. С. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов.
Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Много сил вложил он в создание Лувра. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». В этот период Фрагонар увлекался Рембрандтом, копировал его произведения и за исполненное в манере голландского художника полотно на библейский сюжет был удостоен первого приза Римского конкурса. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Главное, цель достигнута. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). От рококо в любовных сценках Фрагонара сохраняется камерность масштаба и замысла, отсутствие психологизма, легкомыслие веселой шутки, прихотливость выдумки. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Шардену.
Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. В 90-е гг. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.
В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е – серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. О детстве художника известно очень мало.
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Прототипами обеих серий служили реальные лица. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Творчество мастера как бы дополняет наследие двух его великих соотечественников XVIII столетия – Ватто и Шардена. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства.
Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Он пишет ряд сцен, разыгрывающихся на празднике в Сен-Клу, но это не сюжетные сцены – это лирические зарисовки натуры. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Эта работа – исключение из правила. Хотя и вверху и внизу холста из тени или из облака выглядывают маленькие амуры – конечно, потомки амуров Буше, – но основные две фигуры, юноши и девушки, устремляющихся к фонтану любви, скорее, заставляют вспомнить об античных рельефах. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Шардена и Ф. Буше в Париже.
В конце 70-х гг. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Эту радость жизни и красоту мастер продолжает щедро дарить нам во всех своих живописных и графических творениях.
Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Возможно, что картины были парными. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград).
Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. История этого заказа очень колоритна. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. В картинах «Урок музыки» (ок. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного.
Его герои – пленительные пастушки и изящные кавалеры, люди искусства, обитатели бедных хижин. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант.
На подобные произведения был большой спрос. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Спохватились лишь пару часов спустя. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла.
Она оказывается в его жарких объятиях. Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Подрастает сын – тоже будущий художник. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Но как далек он от слащавого морализаторства. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар.
Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Великая французская революция подвела итог всей эпохе рококо, вместе с которой завершилось и творчество Фрагонара. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Фрагонар действительно любил фантазировать.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Современник передает в своих мемуарах рассказ Габриэля-Франсуа Дуайена исторического живописца, члена Академии с 1759 года, автора больших церковных картин.
В нижних залах Луврского дворца устраивают общественную столовую, мастерскую, где шьют белье для солдат, – во всем этом жены художников, живущих в Лувре, принимают деятельное участие. Художник смог передать своё представление о любви. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Грёза.
Перед нами характерная для живописца картина. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Оп.
Но это не лишает сцену правдивости. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Это без слов видно на представленной репродукции. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
Однако в те же самые годы тематика французской галантной живописи может найти в творчестве Фрагонара совсем иное, неожиданное преломление. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Около 1775 года герцог Пентьевр заказал ему декоративное панно для своего особняка Отель де Тулуз, который в 1808 году был приобретен Французским банком. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Его отец занимался изготовлением перчаток.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия).
Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. В 70-е гг. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Заработки старого Фрагонара невелики.
Он – летописец своего времени, тонкий психолог. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Сценка откровенно театральна.
Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Весь Париж встречается здесь.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Он изображен в облачении испанского идальго.
Художник постепенно теряет былую популярность, а революция наносит ему окончательный удар: его довольно значительное состояние сильно уменьшилось, а богатая клиентура оказалась разоренной или вовсе была изгнана из страны. Его творческий темперамент поистине огромен.
Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. На этом фоне выделяется пышный и сложный силуэт розового платья молодой дамы оно вздувается и разлетается от движения качелей. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
В 80-е гг. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные.
Отправляясь в путешествие на год, он взял с собой сына, его гувернантку, но, кроме того, пожелал иметь при себе, как тогда было принято, художника, который комментировал бы произведения искусства, встречающиеся в пути и зарисовывал бы увиденное. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Теперь у него новая забота. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). В делах не везло, торговля шла плохо. Картина имела успех.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. К сожалению, картина известна только по воспроизведениям, так как она исчезла или была уничтожена во время войны в 1940-1944 годах. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
И посоветовал Сен-Жюльену обратиться к "мсье Фрагонару", который к этому времени уже успел упасть в глазах "настоящих художников", создающих монументальные полотна на сюжеты из древней истории или мифологии. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Юноша специально подстерегал её. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше.
Посмотрим на несколько портретов. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Серия портретов (1761–1765), т. н. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам.
Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
В молодости Иеровоам состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776).
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу.
Он совсем юн и изящно манерен. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Художник не стремится раскрыть сложность душевного мира модели – его интересует изменчивость человеческого характера. Их становится невозможно отличить от картин Буше.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. В ее руках букет с вложенной в него запиской. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В конце 70-х и в 80-е гг. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Он обычно избирает в качестве сюжета иллюстрации самую суть, самую изюминку озорной лафонтеновской сказки.
художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками. Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки.
Маргарита Жерар не была бездарна. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Но не оно составляет главное в картине. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенною и приукрашенною зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии.
Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
В его первой исполненной после возвращения из Италии серии с изображением полуфигур старцев в фантастических одеяниях проявилось влияние Рембрандта и Тьеполо. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года.
Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. Фрагонара и Г. Робера. Это поцелуй невинный и торопливый. художник лишается и заказчиков и славы.
Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Красочное зрелище привлекает сюда художников. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. Он изображён в облачении испанского идальго.
Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Это позже будет восхищать импрессионистов. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.