Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе», с Риччи и «Сретение Господне», с Тинторетто. Влечение к поэзии жизни, ее эмоциональному богатству отличает Фрагонара среди блестящих художников Франции XVIII века. Фрагонар Жан Оноре – это один из выдающихся художников эпохи рококо.
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна.
Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. В марте 1761 года Фрагонар совершил на деньги Сен-Нона поездку в Неаполь, а месяц спустя они вместе отправились в Париж.
В 80-е гг. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. эстетических переживаний. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Бравурные зигзагообразные мазки темпераментной кисти Фрагонара вторят резкому повороту фигуры аббата. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Но как далек он от слащавого морализаторства.
Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
Диапазон его чрезвычайно широк. Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. Его отец занимался изготовлением перчаток.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В 1752 за картину Жертвоприношение Иеровоама получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.
Круг замкнулся. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства.
Дидро является автором знаменитых «Салонов», писем Ф. М. Гримму. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». В это время в моду входит классицизм. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Техника офорта ему тоже была подвластна. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».
В сентябре 1769 года Фрагонар женился. живописи — прежде всего голландской и фламандской. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. — в особенности от Тьеполо. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод.
Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре.
Посмотрим на несколько портретов. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Спохватились лишь пару часов спустя. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Художник смог передать своё представление о любви.
Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Он был одним из авторов «Энциклопедии или Толкового словаря наук искусств и ремесел» (1751-1772).
Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Но главное — он наслаждается. Он будет писать увлеченно и свободно, темпераментным мазком и пленяющими звучностью и особой золотистой тональностью красками. И последнее, о чём необходимо сказать. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Главное, цель достигнута. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Учился у Ж. Б. С. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. В конце 60-х гг. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы.
Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь. В 1780-е гг. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Отличающиеся изысканной декоративностью колорита, лёгкостью письма, плавными композиционными ритмами произведения Фрагонара исполнены чувственной неги, наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Фрагонар совершает путешествие в Неаполь и Венецию, знакомясь с памятниками античности и наследием великих колористов. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
В конце 70-х и в 80-е гг. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, – широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Отныне он часто будет сменять жанры: галантные сцены, пасторали, фантастические портреты и портреты с натуры, пикантные, не лишенные эротики сцены. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Картина имела успех. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».
Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Сценка откровенно театральна.
Это без слов видно на представленной репродукции. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. В гостиной собрались гости.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Его творческий темперамент поистине огромен. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
художник лишается и заказчиков и славы. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его уроках у Рембрандта.
Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное. Замысел художника удался на славу, картина сделала Фрагонара кандидатом в члены Королевской Академии художеств и произвела настоящий фурор в Салоне. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». В 70-е гг. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. В ее руках букет с вложенной в него запиской. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Его творчество начала 60-х гг.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок – всё это характерно для стиля рококо – искусства, призванного прежде всего радовать взгляд. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Или же сплетал из краски буквально узоры, бурлящими мазками, наслаивая или сливая их друг с другом, чтобы сохранить причудливость формы. В картинах «Урок музыки» (ок. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже).
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. А. С.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам».
В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Мастер XVIII в. внес в восприятие природы оттенок зрелищности, а также незнакомую прежде интимность, мягкость и утонченность. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.
В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы. Шардена. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Юноша специально подстерегал её.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. В делах не везло, торговля шла плохо.
Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761).
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Фрагонара и Г. Робера.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. О детстве художника известно очень мало. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка».
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. В 90-е гг. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности.
Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. С великолепной маэстрией предан в этом маленьком холсте ярких чистых тонов колорит итальянской современной жизни, обыграна прелесть обыденного мотива.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара.
В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Он совсем юн и изящно манерен. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Эта работа – исключение из правила. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Разорившись, семья переезжает в Париж.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. При этом легковесность многих подобных сюжетов преодолевается силой живописного дара художника. Нельзя не отметить прикладную графику Фрагонара – его книжные иллюстрации к Лафонтену и Ариосто.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. В Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся, должно было привлечь внимание широкой публики. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Но это не лишает сцену правдивости. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Со знаменитым художником Жаном Оноре Фрагонаром балерину связывали самые тёплые отношения кисти живописца принадлежат несколько известных портретов Гюймар. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Фрагонар действительно любил фантазировать. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. На подобные произведения был большой спрос. Ее линии прихотливы извилисты. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы двадцатилетний художник добился признания высоких профессиональных достоинств и получил желаемую награду. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
Это позже будет восхищать импрессионистов. Фрагонар с особым вдохновением писал именно деревья, масштабность которых подчеркивалась контрастом с маленькими фигурками людей, а также светозарное небо с тающими облаками. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Шардену. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой.
Сценка откровенно театральна. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Это действительно прекрасная вещь.
Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет.
Оп. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Он изображён в облачении испанского идальго. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Тут он узнал тягости, которые должен был нести народ для удовлетворения неумеренных прихотей царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность самого царя. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. В конце 70-х гг. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Исполненные в Италии Фрагонаром рисунки являются, быть может, лучшим из всего того, что было создано им за всю творческую жизнь. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Шардена Фрагонар решил все же возвратиться в мастерскую Буше, в творчестве которого его привлекали высокий артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.
Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. В своих картинах художник соединил воспоминания об Италии с впечатлениями от французской природы, реальность с поэтической мечтой.
«Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Осознав свое художественное призвание, он попытался в 1747 г. поступить в мастерскую Франсуа Буше, который отослал неподготовленного подростка к Шардену. Она оказывается в его жарких объятиях.
Перед нами характерная для живописца картина. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. Он – летописец своего времени, тонкий психолог. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Но работает там неохотно – его влечет рисование. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Он изображен в облачении испанского идальго. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Грёза. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776). Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи.
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года».
Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. «Кто решит вопрос, был ли он, например, развратником или добрым семьянином, вполне ли свободной натурой или человеком, не способным бороться против известных форм общественного рабства было ли у Фрагонара цельное и своеобразное миросозерцание или он всегда поддавался нас троению минуты. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим».
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Картине Гверчино Даже в Аркадии есть Смерть» рисунок Фрагонара отвечает: Даже в Смерти может быть Аркадия»». По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Давидом, лишил его прежней популярности.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).