Всех персонажей он писал также с натуры. что все люди братья – ни к чему. Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств.
В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Во время работы над картиной Иванов сделал 258 самостоятельных картин-эскизов.
Тем не менее, Академия художеств потребовала еще одну обязательную работу от Иванова «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», которую он закончил в 1829 году. Вся работа производилась во мне и собственно для меня. В начале 1850-х годов Иванов на время бросил работу над «Явлением Христа народу». Он экономил на каждой мелочи доходило до того, что художник утолял голод хлебом и водой. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года.
Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Уже дело его стало, наконец, всем объясняться. Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге. Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения.
При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. Сделайте так, чтобы не только было выдано Иванову то нищенское содержание, которое он просит, но еще сверх того единовременная награда именно за то самое, что он работал долго над своей картиной и не хотел в это время ничего работать постороннего, как ни заставляли его другие люди и как ни заставляла бы его собственная нужда.
Достоинство уже начинает обнаруживаться всем. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Но и за три года Иванов не закончил работу. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. К счастью, никаких доказательств «художественного смутьянства» Академия не смогла обнаружить и дело удалось замять.
Сын повторял судьбу отца. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна.
Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Да и чего им опасаться Иванова. Поначалу Иванов мало выделялся своими успехами.
Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.
А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений. Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Художник задумал серию росписей на стенах специально сооруженного здания, вроде храма.
Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов. Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело. Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. И вот почему я теперь пишу вам.
В 1835 году художник начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см.
Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни. Справа – одна из важнейших для философского понимания картины группа – раб и хозяин. Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос».
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Что нужно, как Иванов, умереть для всех приманок жизни как Иванов, учиться и считать себя век учеником как Иванов, отказывать себе во всем, даже и в лишнем блюде в праздничный день: как Иванов, надеть простую плисовую куртку, когда оборвались все средства и пренебречь пустыми приличиями как Иванов, вытерпеть все и при высоком и нежном образованье душевном, при большой чувствительности ко всему вынести все колкие поражения и даже то, когда угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными своими ушами, на всяком шагу, мог его слышать. Вот старик и юноша, выходящие из воды – это символ юности и старости. Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность.
Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Это оставило западноевропейский отпечаток на тематике и стиле его произведений.
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. В течение нескольких лет он исполнил две картины.
За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. Сам Иванов любил эту картину. Талант живописца с малых лет удивлял взрослых мастеров: когда ему было всего лишь одиннадцать, многие картины Саши Иванова вызывали подозрения, что за него работал отец, хотя это было не совсем так. Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в них лица и фигуры персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых, казалось бы, незначительных деталей, вроде камней у реки. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Жизнь трудна, в ней есть господа и рабы, страдания и смерть: мр во зле лежит. Картина была написана в Обществу поощрения художников.
Здесь в то время поощрялись доносы и шпионство, проводились обыски среди учеников. С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. По словам самого художника, эта работа едва не довела его до ссылки. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург.
Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. Не скупитесь. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света.
Вдобавок ко всему Александр Андреевич вскоре тяжело заболел. В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. Картина поглотила художника целиком. Вся семья жила художественными интересами.
Онистал первым учителем своего сына. Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Это должно было стать своего рода современным истолкованием Библии.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Александр Андреевич Иванов (16. 07. 1806–3. 07. 1858), художник, сын профессора Академии художеств. Это ложь, я в этом уверен. Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям.
Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. Этот период завершается уже в Италии и в последних работах этого периода отчетливо видно влияние Возрождения. Делом всей жизни Иванова стало создание грандиозного полотна Явление Христа народу, которому он посвятил 20 лет (1837–1857). попутно изучая основы библии. Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Ради Христа, разберите, что это все значит.
Где же ее оправдание и спасение от зла. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». Что за непостижимая судьба этого человека.
Художественные успехи юноши по академическим работам давали основание профессору подозревать, что Иванов выполнял их с помощью отца. Фигура раба в картине – это символ освобождения через духовное озарение. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет.
Картина говорит зрителю о прекрасном. В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Это очень сильно поддержало Иванова.
Вот таким образом у мальчика возникло отвращение к академическим порядкам. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников.
В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Он плохо разбирался в людях и фактически жил своими иллюзиями.
Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Картина была выставлена в Зимнем дворце.
Кроме отца, в Императорской Академии художеств юного живописца, где он был «вольноприходящим» учеником, курировал профессор Ф. Е. Егоров. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Я знаю и отчасти испытал сам.
У живописца появился новый замысел, еще более грандиозный, но откровенно несбыточный. Александр Иванов был старшим ребёнком. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика.
Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. Деньги все вознаградятся. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств.
Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона. Фигуры дрожащих справа – символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. Картина вызвала восторг.
Картина необычайно продумана. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Вскоре художник перестал понимать цену деньгам, которые получал на исполнение картин, своими отсрочками он создавал себе дурную репутацию.
«Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см). Иванов принялся за «Явление Христа народу».
Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха. Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Его обучала мать и для него нанимали учителей. Пишу к вам об Иванове. Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику.
Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры.
Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем. Получил хорошее домашнее образование, преимущественно художественное. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств.
Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере.
Мать Александра Андреевича занималась хозяйственными делами. В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу». Среди последних работ раннего периода можно назвать Явление Христа Марии Магдалине (1835), Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34). Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с с 1834 по 1836 год.
Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Однако, поездка чуть не сорвалась.