В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве.
Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. На тот момент, когда умер отец Виктор уже был студентом Академии художеств в Петербурге. По сути, овладению в совершенстве живописным искусством, Аполлинарий Васнецов во многом обязан своему старшему брату Виктору. Но поскольку Аполлинарий Васнецов был высокообразованным человеком, со временем он начинает осознавать некую оторванность от крестьян, его в корне разочаровывают идеалы народников и он понимает невозможность реализации их позиций. Начало XVII века (1900), Площадь Ивана Великого в Москве. Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру».
В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Кргда он приехал на похороны отца в село Рябово и увидел рисунки своего младшего брата, выполненные с натуры, он понял, что в их семье подрастает еще один художник. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. Ранним утром в Кремле», «Всехсвятский Каменный мост».
Васнецов вновь представляет работы для Салона. В 1898 году он поселяется в Париже. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.
В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. На полотне изображена заброшенная, пустая изба. XIX в. в Вятской ДС.
Одними из наиболее удачных композиций художника стали рисунки для журнала «Всемирная иллюстрация», которые назывались «Русская зима», «Святки» и «Широкая масленица». От родных просторов — к историческому пейзажу. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ.
Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. 1879, ГТГ). Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого.
Отличительной особенностью яркой личности Аполлинария Васнецова являлась неутолимая жажда пополнения своего «багажа знаний». Андрея Боголюбского, кн. Наиболее известными произведениями этого периода стали такие работы как «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста», «Московский застенок. Понятно, что художника такого мастерства и знаний охотно приглашали оформлять спектакли русской тематики — он участвовал в постановках Хованщины М. П.
Он жил в Замоскворечье. Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.
Так, в возрасте тринадцати лет Аполлинарий Васнецов оказался круглым сиротой. Начало XVII века (1900), Площадь Ивана Великого в Москве. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Римского-Корсакова.
Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). Примерно в это же время Васнецов начинает активную художественную деятельность, в частности он иллюстрирует журналы. ц. св. Синяя гора». Также А. М. Васнецов изучал древние иконы и даже руководил работами по их реставрации. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами. XIX – нач.
На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Таким образом, Васнецов отобразил основные социальные слои средневекового времени.
Несмотря на то, что фонд музея был невелик (37 картин и одна скульптура), он был достаточно качественным. XVII век» (1903). Картины художника отличаются статичными композициями. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка.
В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. Он расположился на фоне терема, на крыльце которого автор изобразил его семью. И если пейзажи А. М. В 1895 году художник посещает Кавказ. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн.
Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908 – 1914). Являясь одновременно ученым и художником, его интересовало такое явление как солнечное затмение, он даже написал картину под названием «Солнечное затмение на реке Вятке», были у него и другие картины на эту тему. 1876, ГТГ «Военная телеграмма». Систематического художественного образования не получил.
Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Важную декоративную роль играют надписи слав. Две работы были удостоены серебряных медалей. На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. За горой начинается болото, а еще дальше – непроходимая чаща и горы. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов.
XVII век (1903). А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. подвижников благочестия: кн. Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). жизни, отражавшие искания реализма. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера. В основу сюжета автор положил бытовой эпизод из средневековой Руси 12 века.
По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. Еще в детстве маленький Васнецов проявлял огромный интерес к звездному небу. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. Мусоргского, Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. А. Аполлинарий Васнецов появился на свет 6 августа 1856 года вселе Рябово Вятской губернии.
Поленов), много времени уделяет изучению истории и археологии. Так, в своем небольшом рисунке «Москва XVI века» он необыкновенно поэтично передает атмосферу тесного, заснеженного и деревянного города с невысокими домами и церквями. Его приобрел В. Третьяков. А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево.
А. М. Старший брат-художник Виктор Васнецов был на восемь лет старше Аполлинария. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус.
Картины Аполлинария Васнецова занимают важное место в отечественной живописи. Его семья была многодетной, в ней подрастало шесть детей. Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. В. М. также написал неск.
Начал заниматься рисованием в 60-х гг. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. В 1866 году умерла их мать, а через четыре года ушел из жизни и отец Михаил Васнецов.
Римского-Корсакова. АХ (в 1905 от звания отказался). Но художник не был доволен собой. На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями.
А. М. Синяя гора», «Горное озеро. Такой шаг гарантировал ему право поступления в Петербургскую Академию художеств. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Он сделал многое для пополнения экспозиции живописными полотнами, с этой целью он обращается к известным художникам того времени с просьбой о пожертвовании картин.
Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Но во время подготовки спектакля «Сказ о неведомом граде Китеже» Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей «Озеро» в 1902 году. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Конец XVI века», «Гонцы.
Синяя гора» (1891) и «Горное озеро. Поля, перелески, пашня. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины.
мастерами в 1885-1896 гг. каменного и деревянного зодчества. Его работа «Старый дом» дышит спокойствием и умиротворением. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). Одно из таких полотен называется «Двор удельного князя».
1878, ГТГ «Преферанс». В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников. Это и молодые елочки и взрослые высокие деревья. Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Эллегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Город очень понравился художнику и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси. Александра Невского, прп.
Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: «Хованщина» 1897 и «Сказание о неведомом граде Китеже»1907, а также иллюстрированием книг «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и «Картины русской истории» давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. Поленов), много времени уделяет изучению истории и археологии. В них В. создал выразительные образы-типы из рус.
К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Но вскоре эта работа наскучила ему. Владимира, кнг. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность – все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц.
Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем – Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. Так, Виктор Васнецов решил отправить своего младшего брата Аполлинария на обучение живописи у польского художника Эльвиро Андриолли, который в то время находился в Вятке по причине ссылки за участие в восстании. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). (с перерывами) – в имп. Владимира» и «Крещение Руси».
Во дворе столпилась челядь, слуги и простые крестьяне. В 1891 году он путешествует по Уралу. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Поездка завершается в Париже в 1900 году. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл.
центров иконописания, напр. Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой.
Мусоргского, Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. А. Малютин. Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу и этим я обязан отцу». В своей «Автобиографии» А. М. Васнецов писал: «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств.
Художник получает признание и публики и маститых коллег. Особенно привлекало его XVII столетие. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль». За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. Урал» (1892) и «Оренбургские степи» (1893) и «Кама» (1895) и «Северный край» (1899).
Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. Васнецова. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880).
блгв. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. XVII век (1903).
(3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки».
Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). Это произведение просто пугает мощью природы. С 1893 г. действительный член имп. В течение многолетней работы художником было создано ок.
Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Впоследствии он даже стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. В 1867-1868 гг. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др.
В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли.
«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов. Ночью он обращал мое внимание на небо и я с детства знал главные созвездия и звезды. Приезжали в имение Саввы Мамонтова и артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова. Гораздо более важной задачей для А. М. Васнецова становится просвещение простого народа. Вот таким образом названия картин не могли не нести эту любовь Апполинария Васнецова: пейзажи — Родина (1886), Сибирь (1894), Кама (1895) исторические картины — Улица в Китай-городе.
Основными сюжетными темами становятся Древняя Русь и старая Москва. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. Кстати, это именно Михаил Васнецов привил своим детям любовь к живописи. Художник увлеченно и добросовестно изучал историю и археологию Москвы, собирал необходимый материал по столичным музеям и библиотекам.
Он отдавал предпочтение изображению бытовых сцен или сооружений прошлого. Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве.
В 1872 г. окончил семинарию. Обе картины были высоко оценены зрителями. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Синяя гора». Возможно именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. В конце 70-х годов XIX века, находясь в Москве, он создает такие этюды как «Вид на Крымский мост», «Кремль и храм Спасителя со стороны Нескучного сада». Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале.
кн. И если пейзажи А. М. 400 эскизов и картонов. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. В центре композиции – русский князь, принимающий дань от жителей.
Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. В 1903 году прошла первая выставка Союза. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва).
В 1901-1918 гг. вязью. Поскольку средств на проживание в столице Аполлинарию Васнецову явно не хватало, он был вынужден дополнительно выполнять рисунки для московской газеты Гатцука с иллюстрациями, а позднее и для петербургских журналов «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус.
Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. собора во имя св. Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж. кн. Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). искусства в России в кон. Особое место в его творчестве занимает и тема сурового и почти безлюдного северного края, представленная на картинах «На далеком Севере», «Царство снегов», «Северная ночь», «В дальний путь».
Портрет А. М. XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками. Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). С. В. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник.
Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом. Небо мглистое, бессолнечное. «Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем.
В том числе и «Тайга на Урале. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. В 1880-1886 гг. Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение.
Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. Наиболее известна работа «Тайга на Урале.
Вот таким образом названия картин не могли не нести эту любовь Апполинария Васнецова: пейзажи — Родина (1886), Сибирь (1894), Кама (1895) исторические картины — Улица в Китай-городе. В 1878 г. переехал в Москву. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода.