Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился. Что же не устроило в картине церковный клир. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Этот прием, характерный для периода творческой зрелости Караваджо (так называемая «темная» манера) был усвоен впоследствии его многочисленными последователями. Но если все четыре фигуры являются градациями одной, то их можно обозначить как пограничные состояния одной личности, колеблющейся от светлой фигуры Христа (человека верующего) до темной фигуры Фомы (неверующего). Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне.
Путаницу внёс сам художник. Образуется некое движение одной фигуры. Поэт Милези, увидев новую работу «Неверие апостола Фомы», откликнулся стихотворением, в котором сумел выразить главную мысль художника: Страшит неверие Фомы И будоражит нас не в меру.
Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Свет, падающий сверху слева, образует подобие нимба вокруг головы Христа. Так как основные символы изображения понятны (Христос – вера, Неверующие – скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. Остается еще одна малозначительная деталь. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
В качестве примера можно сослаться на Веронезе, что означает «веронец», хотя его настоящее имя Паоло Кальяри или на известного под именем Тинторетто Якопо Робусти, чей отец был красильщиком (tintore). Антонио Аллегри получил прозвище Корреджо по названию городка, где он родился, а уроженца Пармы Франческо Маццолу прозвали Пармиджанино. Теперь его искусство становится более напряженным и драматичным, а порою даже жестоким. Так чем же является здесь ее изображение – Неверием Фомы или остережением Христа. Возможно и агрессию, кровь, смертность. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности.
Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Остальные неприметные предметы прикрыты тенью. В те переломные годы на свет появился Микеланджело Меризи, которому предстояло совершить переворот в изобразительном искусстве. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Его верными советчиками всегда были свободный от предвзятости взгляд на окружающий мир, память и природное чутьё, которым он доверял и был предан до конца жизни.
Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом».
Образ Христа очеловечен и абсолютно лишен традиционной героизации. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Вот таким образом молодой художник охотнее отзывался на прозвище «Караваджо», данное по названию городка, где прошли годы его детства и откуда были родом его отец и мать. В центре Христос, спокойно разъясняющий смысл Священного Писания.
Со всех сторон посыпались заказы. Без исключения – любопытство. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Жест его руки, благословляющий трапезу, напоминает о Тайной вечери. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Смелая трактовка религиозного сюжета вызвала протест церковников. Всё сказанное Иисусом наводит их на глубокие размышления. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Так как основные символы изображения понятны (Христос – вера, Неверующие – скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Караваджо вспомнил увиденную им в юности в одной из миланских церквей одноимённую картину живописца Фиджино, которая поразила его непритязательной простотой исполнения и жизненной правдой.
Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. Фома доложил, что почти все готово, осталась лишь крыша. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Он уже терял веру в людей, когда познакомился с апостолами и, таким образом, соприкоснулся с благородной личностью Иисуса.
Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Проклятьем его аналитического ума была подозрительность.
Тот отвечал, что выстроил царю роскошные палаты, но не на земле, а на небе. Бросив дерзкий вызов господствовавшим тогда в итальянском искусстве бесплодному академизму, погрязшему в эклектике и повсеместно утверждающемуся маньеризму с его вычурностью и изощрённостью, рассчитанным на вкусы узкого круга «знатоков», Караваджо своим бунтарством перевернул все устоявшиеся к тому времени представления о живописи, произведя настоящую революцию в искусстве и породив множество восторженных почитателей и последователей. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид.
Все фигуры приближены к переднему плану, что превращает зрителя в участника происходящего поиска истины. Ужель и впрямь свободны мы, Сомненью подвергая веру. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. 20:28).
Он объединяет обе группы изображённых на картине персонажей, пятеро из которых представляют собой вытянутый по горизонтали стола мир земной, а появившиеся из темноты двое пришельцев в рубище — это мир небесный, устремлённый по вертикали ввысь. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Что же значит тогда красный цвет. В слабо освещённой комнате за столом находятся четверо просто одетых мужчин.
Многочисленные загадки его биографии начинаются с имени в дошедших до нас документах будущий художник фигурирует под фамилией Америги или Мериджи. Недавно было окончательно установлено, что он родился в 1571 году, хотя в некоторых монографиях и на табличках в музеях под его картинами до сих пор ещё значится 1573 год. В те же дни в одной из старых церквей на Трастевере были обнаружены нетленные останки святой Цецилии, принявшей мученическую смерть за веру в III веке н. э. Эта находка была воспринята как истинное чудо и вызвала всплеск религиозной истерии среди верующих. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна. Иисус возможно сам затаскивает и вынимает руку неверующего из и во внутрь своей раны.
Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам. Сказать, что Иисус отводит руку Фомы, мы не можем ибо кисть не изогнута книзу. Ждать пришлось недолго.
Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Лишь бы это пошло ему на пользу. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания.
Прошло время. Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Он вводит прием резкого контраста света и тени. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Фома выдал себя за архитектора и они вместе отправились в Индию.
Драма великого мастера заключалась в том, что, утратив доверие к церкви, он продолжал черпать вдохновение в Священном Писании в страстном порыве докопаться до истины, решительно отвергая все навязываемые ему схемы и каноны. 20:24). Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо.
На картине прекрасно видно четыре фигуры изображающие сцену святого писания. Когда он приступил к написанию картины из Милана пришло печальное известие о кончине старого учителя Симоне Петерцано, который заменил ему отца и стал мудрым наставником. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне».
Другие искусствоведы увидели ряд других фигур: крест, ромб и т. д. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Недавно в Риме объявился банкир из Сиены по имени Фабио де Сартис, с которым была достигнута договорённость на написание картины за двести золотых скудо — такова была теперь возросшая ставка Караваджо. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете.
Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Изображение Караваджо отличается предельной простотой, конкретностью и выразительностью.
И данная фигура превосходно отображает суть мысль на панно, реализованном Караваджо. Вскоре подошёл и Манчини. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил.
Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Однако у Фомы был очень тяжелый и сварливый характер. Вторая картина цикла вызвала такой же живой интерес римлян, не успевших ещё опомниться после жестокой казни на площади Кампо ди Фьори. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой. Он впервые видел, как перед его картиной толпятся люди, сменяющие друг друга из-за тесноты помещения и жадно прислушивался к их голосам.
Художник не ошибся в выборе. «Господь мой и Бог мой. » – воскликнул святой апостол (Ин. Стоит только расставить акценты в изображениях, обусловленные контропостной игрой светотени: светлым цветом выделяются белые одежды Христа, его фосфорицирующее тело, так же головы и два плеча наблюдателей. Хорошо показана перемена этого состояния напряжением глаз и лбов.
К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. Остережением в любопытстве людей, чтобы они слишком не «ковырялись» в вере ища в ней подвохи. Либо вообще неясно, чья рука на картине.
Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Взоры трёх познавших жизнь людей с выжженными солнцем и усеянными морщинами простыми лицами устремлены к зияющей ране на теле смиренно стоящего перед ними Учителя, удручённого их неверием в Его воскрешение после принесения в жертву во имя спасения живущих в суетном грехопадении и заблуждении.
Известна и дата его преждевременной смерти — воскресенье 18 июля 1610 года. Вознамерившись потягаться славой с самим Вазари, он сочинил свои «Жизнеописания», расположив материал хронологически по годам правления римских понтификов. На картине общая многофигурность может отображать одну лишь личность (автора) и он же является совершающим движение с самим собой. По признанию современников, такое сравнение было явно не в пользу официального художника двора. В тот же вечер он слёг в горячке. Другим биографом, лично знавшим Караваджо, оказался весьма посредственный римский художник Джованни Бальоне (1573-1644), приверженец маньеризма. В связи с началом торжеств Юбилейного года Рим был переполнен гостями и паломниками, съехавшимися из многих стран.
Проделав два круга над площадью и испугавшись такого скопища галдящих внизу людей, быстрокрылые стрижи полетели дальше на поиск более спокойного места. Он возвратился в свою столицу и потребовал у апостола объяснений.
Вон на стене висит его карандашный рисунок. Совпадение более чем многозначительное ибо для каждого итальянца число семнадцать приносит несчастье, а уж если не дай бог оно падает на пятницу, то откладываются все важные дела и лучше сидеть дома, не высовывая нос наружу. Тем более, что они не раз уже являли своё малодушие (Иуда предал Его целованием Петр хвалился быть верным до смерти и в тут же ночь отрекся от Него во время ареста Иисуса, в Гефсиманском саду, все ученики разбежались прочь). Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия.
Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Брахманы – жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
«Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды.
По прибытии, Аван представил апостола индийскому радже (царю Махадеван) как весьма искусного зодчего и раджа повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля.
Когда работа над первым полотном была завершена, перед её отправкой к месту назначения в мастерскую пришёл кардинал с братьями. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой. Остальные неприметные предметы прикрыты тенью.
Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. В одном исподнем его повели на эшафот. Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы.
Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Отчего он умер и где похоронен, так и осталось невыясненным. Так чем же является здесь ее изображение – Неверием Фомы или остережением Христа. Их расположение на холсте показывает, сколь умело автор срежиссировал групповую мизансцену, выражающую главную идею картины — движение, что подчёркивается и пучком света идущим на сей раз слева. Язык искусства оказался понятен простым людям, он тронул их сердца и души и это была настоящая победа.
Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. По устроению Божию, только через три дня после погребения Девы Марии апостол Фома вернулся в Иерусалим и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу.
Персы обитали в южной части Ирана. Скорее всего, здесь неточность передает саму суть – то есть движение. Они убедились в его совершенной честности и непоколебимой преданности. Своё пристрастное повествование о Караваджо он завершил сентенцией, звучащей как приговор суда: «Прескверно умер, как и жил». Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
По рекомендации Рубенса ее купили для Лувра. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Запахло гарью и палёным мясом. А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). Возможно и агрессию, кровь, смертность. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Все фигуры приближены к переднему плану, что превращает зрителя в участника происходящего поиска истины.
Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. На картине прекрасно видно четыре фигуры изображающие сцену святого писания. Но его мнением Караваджо пренебрёг.
В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании.
К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Что же значит тогда красный цвет.
Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Увы, всему приходит конец.
С замечательной картиной произошло непредвиденное. Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Иисус говорит ему: ты поверил, так как увидел Меня блаженны невидевшие и уверовавшие.
Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Вновь поражает светотеневая лепка фигуры мальчика, обнимающего рукой не ягнёнка, согласно установившейся традиции, а взрослого барана, написанного с поразительной тщательностью. Царь послал узнать, как продвигается строительство.
Никакой условности или нимбов – всё жизненно достоверно. И произошло чудо — умерший брат раджи воскрес. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Всё было готово. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» – второе произведение художника на сюжет явления Христа.
Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Караваджо дорожил своей личной свободой и чурался всякого мнения, навязываемого извне. И Ангел ответил, что это — дворец его брата, для него построены эти великолепные палаты. «Неверие апостола Фомы» (1602) Холст, масло. Но затем интерес к его творчеству пережил резкий спад, уступив место барокко и классицизму, а его немногочисленных оставшихся приверженцев начали именовать «караваджистами». Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата».
Однако Гундафора неожиданно отвлекло от этих проблем трагическое событие: умер его брат. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Его лицо не выражает ничего, кроме физического ощущения боли.
В 1597–1598 годах в церкви Сан Луиджи деи Франчези Караваджо выполнил для капеллы Кантарелли три монументальные композиции – «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. На коленях у него лежит раскрытая рукопись, а рядом стоит женоподобный ангел, который направляет движение его пишущей руки, словно евангелист не знает грамоты.
После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Если лица охваченных волнением учеников освещены, то остаётся несколько в тени опечаленный лик Спасителя, который сам направляет руку Фомы неверующего, желающего лично удостовериться в свершившемся чуде. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества.
По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Картина, написанная для одной из римских церквей, была отвергнута. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно.
Поднявшись на помост и оказавшись выставленным на всеобщее обозрение, Джордано Бруно стыдливо прикрыл низ живота руками, но подручные палача заломили их назад и крепко привязали к позорному столбу. Показался и щуплый монах, с которого сорвали сутану и крепко завязали рот, чтобы приговорённый к сожжению не смог обратиться к толпе или произнести слова проклятия, как это произошло в прошлом году с приговорённой к смерти Беатриче Ченчи. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» – но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
Кисть художника выхватывает из мрака отдельные лица в фас и профиль, руки, спины, некоторые детали в виде зажжённой свечи на алтаре или страусовых перьев на шлеме молодого воина слева, оставляя в темноте как несущественное всё остальное. Настал день расставания с дворцом Мадата. В переполненной церкви находился и Караваджо. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. В историю он вошёл под этим именем. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). Спокойная картина мгновенно преображается, когда один из вошедших — а это Христос с лёгким нимбом над головой — молча указал перстом на одного из сидящих за столом людей. Это левая кисть Иисуса Христа. Ясно эта идея видна и в медленном развороте головы всех бородатых лиц, начиная от Иисуса и разворачивающегося до поворота головы Фомы.
Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Работа великолепна и по композиции и по исполнению.
Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность и пессимизм. Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. «Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
Без исключения – любопытство. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата.
Обрадованный Гундафор послал апостолу еще золота, которое тот не замедлил раздать нищим. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично.
Композиция «Смерть Марии», замечательная безыскусственностью и силою чувств, воспринимается как подлинная народная эпическая драма. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Вполне закономерно, что Фома не поверил апостолам. Так, почему же мне не дала спокойствия кисть руки.
Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Образуется некое движение одной фигуры.
На подъезде к месту казни карету пришлось оставить перед дворцом Канчеллерия, так как въезд на площадь Цветов был перекрыт. Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа.
Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Духовенство отвергло алтарный образ.
В этот день обновляется память воскресения Христова, вот таким образом Антипасха называется «неделей обновления». А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан.
Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Караваджо.
«Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Вскоре царю донесли, что Фома его обманывает.
По внушению Господа, св. И в данном случае, Фома не поверил не Христу, а апостолам. были покорены Римлянами. В это время умер брат раджи, которого он очень любил. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше.
Его юное лицо явно контрастирует с загорелыми старческими лицами его учеников. Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова.
Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Проведенный анализ показал полное взаимодействие всех фигур иногда ярко между собой контрастирующих. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Заканчивалась великая эпоха, уходили из жизни выдающиеся её творцы и повсеместно утверждалось новое направление в искусстве, получившее название «маньеризм» и выразившее острый кризис гуманистических идей. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» – говорил Фома о Христе.