Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1.
Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж.
«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Также вдобавок существует рисунок, который хронологически расположен между берлинским рисунком и эрмитажной и лондонской картиной. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Мы не знаем, что выражает его лицо. В 1663 г. он добавил «д» и с тех пор подписывался только так, что доказывает важность этой перемены для Рембрандта (по причинам, для нас неизвестным).
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Но их усилия оказались тщетными.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. В плане стиля, его работы прогрессировали от ранней ровной манеры изображения, характеризующейся изящной техникой изображения иллюзионистической формы, к позднему, более резкому использованию богатой, цветовой палитры, которая помогала создать живые, практически осязаемые образы. Его картина – подлинная и увиденная участником события, горюющим и озабоченным человеком из толпы, окружившей крест. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам на Пасху как на время своей насильственной смерти.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Здесь большую роль играет пейзаж.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Но для нас важно другое. По словам Ливингстон, это должно было быть даром для великого художника, учителя живописи часто заставляют учеников закрывать один глаз, чтобы превратить объемное изображение в плоское. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. также картину в Метрополитен музее)1. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Заказов становилось все меньше. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. офортов и 1400 рисунков.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Забавно, что, несмотря на большое количество картин и гравюр, подписанных этим измененным именем, в большинстве документов его времени, в которых упоминается художник, его имя пишется как «Рембрант». Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. 30.
Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного". «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). 1669 год.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Например, при оккупационном нацистском режиме была создана опера Рембрандта (1944 г) и проводилась неделя культуры Рембрандта. В Амстердаме теперь находится дом-музей «Рембрандт», название которого является измененным написанием имени художника, появившимся в 1663 г. Проще говоря, его ранняя подпись (около 1625 г) состояла просто из «R» или монограммы «RH» (Рембрант Харменцон, то есть сын Хармена) и, с 1629 г «RHL» («L», по-видимому обозначала Лейден).
Сын повёрнут к нам спиной. Годом создания картины стал 1634 год. 23 мая с 19-00 до 21-00 в Доме фон Гауфа на Кирпичном пер.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Он был в моде. Они ставили его в пример французским реалистам» (Мак-Куин, А. 2003 Создание культа Рембрандта). Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Стол накрыт. Страстные проявления чувств содержат портреты, на которых художник изобразил свою молодую жену Саскию.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Книга называла голландского художника Рембрандта «воплощением южно-германской расы». Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Неоднократно менялось и название картины. Главный автомобильный партнер – «Аксель-Моторс». Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Позже (в 1890 г) Лангбен опубликовал книгу «Рембрандт как воспитатель» (Rembrandt als Erzieher). Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин).
Один художник рассказывал, что когда он в первый раз вошел в римскую церковь Сан-Пьетро ин Винколи, где над неоконченной папской гробницей высится двухсполовинойметровая скульптура Микеланджело Моисей, он был так потрясен этим титаническим образом, этим мрамором клокочущего гнева и сумрачного, почти нечеловеческого отчаяния, что ему захотелось съежиться и не подойти, а подползти в трепете к гигантскому изваянию. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. В центре картины изображена падающая навзничь Прозерпина – юная белокурая красавица в светлой длинной одежде, выбранная хозяином подземного царства в богини. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Они темные. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В личности Рембрандта, как говорит Мак-Куин, соединяется свое искусство и биография.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Фон черноват паркет – серый. Встал и пошел к отцу своему. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Построенная пирамидально главная группа, ограниченная по сторонам диагоналями лестниц имеет своим смысловым и живописным центром мертвое тело, которое неловко, с трудом поддерживает забравшийся на самый верх плотный, коротко стриженый мужчина средних лет. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Богатая одежда того времени показана в полном соответствии с эпохой, цветы, которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Rijn», «Воскрешение Лазаря»). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Голландии были нужны национальные герои и символы. Его влекло к военному делу.
Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Это все термины самого Леонардо. Окружающий сцену пейзаж – громадный просвет чистого синего неба в левой половине картины, а под ним – буйная зеленая растительность, а вверху справа – верхушка фантастического дерева – дан драматически. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Так как он не мог использовать нормальное бинокулярное зрение, его мозг автоматически начинал использовать только один глаз для многих зрительных заданий. В темнице его волосы отросли. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Тематика его офортов очень широка. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Оно было далеким от классических норм. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Вещие слова сказаны.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
В 1642 г он в начале года использовал эту монограмму, а затем добавил свою родовую фамилию «ван Рийн», но в этом же году он отказался от фамилии и начал использовать только свое имя в первоначальном написании «Рембрант». Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Композиция картины по-шекспировски динамична. В 1630—1640-е гг. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. Без сомнения, он уступал ей во всем, чего бы ни потребовали каприз и фантазия, зародившиеся в беспредельной области женских прихотей. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Мы называем их вечными спутниками. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора». Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Основной партнер события – банк «Уралсиб». Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. д. 4 (Особняк является объектом культурного наследия регионального значения) прошли модные презентации российских дизайнеров, в рамках закрытого фуршета, приуроченного к окончанию международного форума «Увеличение вклада женщин в экономический рост: создание благоприятного климата», организованного по инициативе Организации объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO), Комитетом по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», при участии Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Критики «сделали из Рембрандта социального изгоя, непонятого в свою эпоху. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Над полотном художник работал меньше года. Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.
«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Это ступени одного и того же скорбного пути. К этому выводу пришли изучив 36 автопортретов Рембрандта. Это могло помочь ему увидеть объемные предметы плоскими и затем переложить их на двухмерное полотно. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
В Бельгии был Рубенс, а Голландия превозносила Рембрандта. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Изменение в написании чисто визуальное, оно не отражается на произношении имени художника. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Кто они — неизвестно. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса – нескладные фигурки простых людей, суровых в охватившем их горе.
Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной. Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам).
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Дела шли все хуже. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1.
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. В статье, опубликованной в 2004 г. профессором невробиологии Гарвардской медицинской школы Маргарет С. Ливингстон, говорится, что Рембрандт, глаза которого косили, страдал от стерео-слепоты.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Его банкротство заставило многих людей сочувствовать ему как аутсайдеру. Еще бы.