Картина Рембрандта Флора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, коллекция Дж. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)».
Гений Рембрандта был открыт вторично только в XIX в. Флора или Сэския как Флора – живопись 1634 года Рембрандтом, показывая его жене Сэскии ван Уиленберг как богиню Флору. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1.
Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Техника Рембрандта в «Флоре» напоминает манеру его учителя Питера Ластмана, частично в выполнении одеяний.
Над полотном художник работал меньше года. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. 1629—1630 гг. ). Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Оно было далеким от классических норм. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Rijn», «Воскрешение Лазаря»). Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
В 1642 г он в начале года использовал эту монограмму, а затем добавил свою родовую фамилию «ван Рийн», но в этом же году он отказался от фамилии и начал использовать только свое имя в первоначальном написании «Рембрант». Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Голландии были нужны национальные герои и символы. В ужасе влекутся они направо и к нам, за стремительно мчащейся золотой колесницей, под управлением уверенного бога готовой ввергнуться в пучину.
Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Даная, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов. В 1630—1640-е гг. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Над головой Спасителя плывут облака и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы.
Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. (Обратите внимание, что хронология изменения его подписи относится в большей степени к картинам и в меньшей к гравюрам предположительно, есть только одна гравюра, подписанная «RHL-v.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей.
сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Его влекло к военному делу. Порядки и законы, столь нерушимые для амстердамских мещан, не существовали для дружной семьи художника, во главе которой стоял восходящий гений. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Это ступени одного и того же скорбного пути. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
также картину в Метрополитен музее). Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Сколько труда, физического и душевного, было вложено художником, для того чтобы зритель завороженно смотрел на этот холст, не мог отвести взгляд. – Здесь царит задушевность, покой и уют. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
В личности Рембрандта, как говорит Мак-Куин, соединяется свое искусство и биография. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Широкое развитие получает портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт изображение животных. Стол накрыт.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. В Амстердаме теперь находится дом-музей «Рембрандт», название которого является измененным написанием имени художника, появившимся в 1663 г. Проще говоря, его ранняя подпись (около 1625 г) состояла просто из «R» или монограммы «RH» (Рембрант Харменцон, то есть сын Хармена) и, с 1629 г «RHL» («L», по-видимому обозначала Лейден). И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. В начале 1640-х гг. Например, при оккупационном нацистском режиме была создана опера Рембрандта (1944 г) и проводилась неделя культуры Рембрандта.
В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Позже (в 1890 г) Лангбен опубликовал книгу «Рембрандт как воспитатель» (Rembrandt als Erzieher).
«Флора» из Национальной галереи старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. С образцами жанра 20—30-х гг. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден).
Композиция картины по-шекспировски динамична. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Его банкротство заставило многих людей сочувствовать ему как аутсайдеру.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Забавно, что, несмотря на большое количество картин и гравюр, подписанных этим измененным именем, в большинстве документов его времени, в которых упоминается художник, его имя пишется как «Рембрант». «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
Существует несомненное большое сходство между лицами, прическами и костюмами моделей на полотнах из Петербурга, Лондона и этой гравюры. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян.
Рембрандт фан Рейн (1606—1669). Но если в "Симеоне" он, удалив в глубину людскую группу, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, то в "Неверии Фомы" он, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Когда Самсона привели на филистимское торжество, чтобы он позабавил народ, Самсон со словами "умри, душа моя, вместе с филистимлянами", обхватил руками два опорных столба, вырвал их – и громадный дом, полный мужчин и женщин, рухнул, похоронив под своими обломками всех участников торжества. Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Книга называла голландского художника Рембрандта «воплощением южно-германской расы». Этим же годом помечен и ее замечательный погрудный портрет (Дрезден, галерея).
Какой ослепительный праздник любви. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В грозном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали Завета, скульптор показал человека вулканической силы страстей. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты "Флоры", чтобы увидеть, как тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Тематика его офортов очень широка.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Это все термины самого Леонардо.
В 1663 г. он добавил «д» и с тех пор подписывался только так, что доказывает важность этой перемены для Рембрандта (по причинам, для нас неизвестным). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Они вошли в историю мирового искусства как самые обаятельные и меланхолические. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей.
Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Мы называем их вечными спутниками. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Изменение в написании чисто визуальное, оно не отражается на произношении имени художника.
Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. Они ставили его в пример французским реалистам» (Мак-Куин, А. 2003 Создание культа Рембрандта). Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы.
Неоднократно менялось и название картины. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.
Годом создания картины стал 1634 год. К этому выводу пришли изучив 36 автопортретов Рембрандта. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. офортов и 1400 рисунков.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты «Флоры», чтобы увидеть, сколь тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Неоднократно менялось и название картины. Критики «сделали из Рембрандта социального изгоя, непонятого в свою эпоху.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. В 1634 году художник пишет «Флору». Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей Говорящей книги, объединенных общей темой – Рембрандт. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
30. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией. Саския предстала перед зрителем в образе античной богини весны и цветов.
Здесь большую роль играет пейзаж. Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Таковы Портрет старика в красном (ок. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. В поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу, облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. В темнице его волосы отросли. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Он был в моде. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. Через три дня после обручения, 8 июня 1633 года, Рембрандт делает рисунок: Саския изображена на нем в широкополой, украшенной цветами шляпе и с цветком в руке (Берлин, Кабинет графики).
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора». Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину.
последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Таким образом, лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" гармошкой.
Картина была начата и завершена в 1654 году (Амстердам). Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. В Бельгии был Рубенс, а Голландия превозносила Рембрандта. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Но для нас важно другое. Фон черноват паркет – серый. Предавшая его и теперь убегающая Далила сейчас скроется в глубине слева, откуда на главную сценическую площадку льется голубой, лучезарный свет.
Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Оно было далеким от классических норм.
И вот теперь мы знаем все подробности его биографии интересуемся его манией коллекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими заботами, его неизменными увлечениями, его богатством, его разорением, его кончиной. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ).
Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). «Ее черты прочерчены легкими, но необычайно точными линиями, словно художник обвел их кончиками пальцев, – пишет Саймон Шама в бестселлере Глаза Рембрандта, – Он быстро подметил ряд сокровенных деталей с пристальным вниманием любовника, тщательно запоминающего череду маленьких сокровищ: вот прядь волос, прильнувшая к ее правой щеке, вот детские складочки на шее, охваченной жемчужным ожерельем, вот чуть приподнятый кончик вздернутого носа, вот сборки на полотняной блузе, там, где ее грудь возлежит на правой руке, вот изящный, сужающийся к концу пальчик, слегка прижатый к левой щеке, вот видимая изнанка большого пальца, на который она опирается подбородком. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант «Флоры» (Лондон, Национальная галерея). Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. также картину в Метрополитен музее)1.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Вещие слова сказаны. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Действительно, Рембрандт не сосредотачивает на ней все свое внимание. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Однако в данном случае отсутствуют те детали, что считались обязательными в костюме пастушки— декольте, соломенная шляпка.
Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. С изящными закрученными вверх усиками и с наивным, словно изумленным своей собственной добропорядочностью взглядом молодого бюргера.
В ряду великих мастеров мирового искусства, – пишет советский искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг, – имя Рембрандта всегда было окружено особым ореолом. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7.
Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Одни получают больше света, другие меньше, одни получают его под одним углом, другие под другим, одни хорошо отражают свет, другие поглощают. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. «Флора» из Эрмитажа — юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда.
В 1630—1640-е гг. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Герои произведения — простые люди Голландии.
Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора, подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта.