Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины. После возвращения в Россию в 1862 году, Флавицкий заканчивает свою, пожалуй, самую известную картину — «Смерть княжны Таракановой», которая доказала его первоклассное художественное мастерство и принесла ему звание профессора академии художеств. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина «Христианские мученики в Колизее» (1862 г., Русский музей).
Многие считают Флавицкого мастером одной картины именно этой, поскольку именно она прославила художника. Увидев картину Флавицкого «Княжна Тараканова» на выставке, АлександрII сделал в каталоге отметку: сюжет взят из романа и не имеет под собой исторической основы. Но, в отличие от своего предшественника, Флавицкий показывает не совсем обычные для картины исторического жанра реалистичные, даже «низменные» детали: стены камеры, покрытые плесенью, краюшку хлеба на столе, овчинный тулуп, мышей, спасающихся от воды на кровати. Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть раз в Третьяковской галерее.
Петербургскую Академию художеств Флавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину. Несмотря на огромный успех, который картина Флавицкого имела на академической выставке, Совет Академии не решился приобрести ее у художника. Картина Флавицкого – это история смерти, а, если точнее, бессмертия души. Картина Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова» не оставит вас равнодушным.
Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля и эскадра двинулась в Кронштадт. Крамской справедливо назвал ее «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности». Завершенная в 1864 г., за два года до смерти Флавицкого, «Княжна Тараканова» подвела итог его короткого творческого пути. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Все это сыграло роковую для картины роль: в компоновке персонажей появились прямые цитаты из Брюллова (упавшая на землю молодая мать с младенцем, юные супруги, мать в окружении дочерей).
Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. После успеха картины Ф. сделал несколько ее копий. Но есть и другие записи.
Лекарств от чахотки в XIX веке не было. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть.
Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. А Флавицкий вскоре умер в Петербурге, так и не отправившись в Италию. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Потом его братья повысили цену. На самом деле лженаследница не знала, кто были ее родители (с раннего детства девушка воспитывалась в семье польского магната Радзивилла).
Брюллов. Однако художник избрал менее распространенный вариант истории — народное предание, приписывавшее княжне гибель от петербургского наводнения 1777 года (то есть тогда, когда ее, по всей вероятности, уже не было в живых). Во время учебы пишет известное полотно «Суд Соломона», за которое получает золотую медаль на конкурсе. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере.
Но Третьяков снова не соглашался. И лишь огромное желание живописать привело его в Академию художеств, где он постигал секреты мастерства (1850—1855) под руководством автора величественно-трагического Медного змия Ф. А. Нужны были средства на путешествие в Италию, нужно было оставить деньги семье. Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала. Он предлагал художнику 3000 рублей (очень большие деньги по тем временам), но тот хотел не меньше 5000. Петербургскую АХ Флавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа».
В то же время это сходство было лишь внешним, поверхностным. Главную притягательность Княжны Таракановой составляет сюжет. Этот подтекст охотно вычитывался современниками Флавицкого.
Бруни. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала.
Главным итогом шестилетнего пребывания живописца за границей стало полотно Христианские мученики в Колизее (1862). О чем она думает. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки.
Братья художника оказались на гране нищеты. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. Создавая композицию, автор пользовался не историческими источниками, а легендой о женщине, чью жизнь окружало множество загадок и легенд. Происхождение этой личности до сих пор туманно. Неестественно яркий колорит также выдает свою вторичную подражательную природу. Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины.
После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г. ). Он хорошо ее рассмотрел и описал.
В целом его творчество развивалось в академическом русле (Христианские мученики в Колизее, 1862, ГРМ). Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Ее некогда красивое платье абсолютно заношено. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Глаза немного косили.
Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Картину купил для своей галереи П. М. Третьяков и с тех пор она занимает одно из почетных мест в ее экспозиции.
Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине. Драматизм действия, художественное решение, а также сама тема (гибель молодой и красивой, полной сил женщины в результате природной катастрофы) сближают работу Флавицкого с полотном К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Несомненно, что Княжна Тараканова Константина Дмитриевича Флавицкого из их числа. Екатерина, конечно, встревожилась и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. В общем решении «Княжны Таракановой» он находил «удивительную умеренность и равновесие во всем, драматизм без ложного пафоса».
Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой.
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения, в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II. Третьяков не сдавался, стоял на своем. Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Однако его лучшая и наиболее известная картина – Княжна Тараканова (1864, ГТГ) явилась вкладом в русское реалистическое искусство. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. На полотне она в одиночестве. Там ее перевели в Равелин.
Следует учесть период, в который создавалось полотно. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами. Читайте об этом в данной статье.
Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову. В 1866 году он умер, не дожив нескольких дней до своего тридцатишестилетия. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого.
Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. О ней все забыли, оберегая себя.
Он умер при подходе к годам творческой зрелости, не прожив и тридцати шести лет. Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г. ), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. И. Н. Крамской писал, что работа Флавицкого «трескуча и театральна, лишена всякого самостоятельного отношения к действительности». Фигура княжны выразительна, даже слишком, выражение лица трогательно, атрибуты натуральны.
Мастерству живописца он учился у Ф. А. Бруни в Петербургской академии художеств. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Кто ей придет на помощь. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова».
Претендентка вызвала серьезные опасения у Екатерины II, находившейся в это время на русском троне. Черты брюлловского шедевра заметны в композиции, цветовой гамме, пластике фигур и их расположении (старик, молодая супружеская пара, женщина с младенцем). В итоге он все же купил картину. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно.
Константин Флавицкий получил блестящее художественное образование в Императорской академии художеств у профессора Ф. А. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.
Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха.
Бруни, хотя настоящим кумиром молодого К. Флавицкого был К. П. За картину теперь просили не меньше 12 с половиной тысяч рублей. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт. Гораздо больший интерес вызывает известная картина Флавицкого «Княжна Тараканова» (1864, Третьяковская галерея, Москва).
Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Елизавета Тараканова объявила себя наследницей престола. В 1856 году Флавицкий отправился за границу, в Италию и Германию. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В Италии художник пробыл почти 7 лет. Константин Дмитриевич, выпускник академии избрал для себя исторический жанр. Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». Картина была написана на сюжет из русской истории. Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства.
Судьба не была благосклонной к художнику. Все чаще мучил кашель, приступы невозможно было остановить. Флавицкому после написания и демонстрации Княжны Таракановой. Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Именно это острое переживание происходящего и подсказало Флавицкому сюжет картины.
Оно прославило художника. Флавицкий получил все полагающиеся по курсу академические награды, в том числе малую золотую медаль за картину Суд царя Соломона (1854, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) и большую золотую медаль за программу Дети Иакова продают брата своего Иосифа (1855, ГРМ). В 1855 году он завершил обучение, получив за программное полотно «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» Большую золотую медаль.
С 1856 по 1862 г. жил в Риме. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Они равны в своей трагедии. Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Там княжну и арестовали.
Здесь мастер создал картину «Христианские мученики в Колизее» (1862, Русский музей, Санкт-Петербург), которая принесла ему звание почетного вольного общника Академии. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. И кровь на носовом платке не оставляла сомнений. Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии.
Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Летом 1856 года в качестве пенсионера Академии художник отправился за границу. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году.
Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском. «Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина Христианские мученики в Колизее (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ. В картине очевидно влияние К П. Брюллова – кумира академической молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф. А. Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова. А вечером она была уже арестована.
Работал как исторический художник. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. В детстве он знавал дни, полные лишений. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати.
Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Учился в Академии художеств (1850-1855) у Ф. А.
Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. А после создания картины начались торги. Грехи ей не отпустили.
В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Александр II распорядился в каталоге академической выставки «против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего исторической истины». Можно было только рассчитывать на случай. В этом полотне отразилось влияние К. П. Брюллова и его знаменитой композиции «Последний день Помпеи». Умерла Досифея в феврале 1810 года.
Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона».
Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Это несчастная княжна Тараканова. Там он пишет свое монументальное произведение «Христианские мученики в Колизее», которая сейчас находится в Русском музее. Даже не знакомого с историческими подробностями зрителя не может оставить равнодушным вид нарядной красавицы, обреченной на страшную смерть от наводнения в мрачной тюремной камере.
Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины.
Окончив Академию с большой золотой медалью (программная работа Дети Иакова продают своего брата Иосифа Флавицкого уже была картиной зрелого мастера), молодой художник отправляется в пенсионерскую командировку в Италию (1856—1862). И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. Кто же такая княжна Тараканова и реальный ли это персонаж. На картине же – каменный каземат с большим для тюрьмы окном. Уже в то время, когда он трудился над полотном «Княжна Тараканова», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, зародившейся в Италии и развившейся в петербургском климате.
Здесь она прожила 24 года под именем Досифеи (по существовавшим тогда законам дети от тайных, хотя и законных браков, не имели права на наследование престола). Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Здоровье К. Флавицкого не выдержало нагрузок. Они продали его «Княжну Тараканову» за 2. 500 рублей.
Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. А еще поехать в теплые страны. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство».
Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» – картина, построенная на контрастах.
Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь. «Княжна Тараканова» – картина, которая обессмертила художника. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Надо сказать, что по природному дару К. Флавицкий приближался к «Великому Карлу».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище1. И почему застенки заливает вода. Почему иногда колотил озноб, а иногда, даже в холод, было неимоверно жарко. Итогом пенсионерского периода Флавицкого стало грандиозное полотно Христианские мученики в Колизее (1862, ГРМ). Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии.
Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее. Бруни. Спустя год после окончания академии его картина «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» заслужила еще одну медаль и дала художнику возможность отправиться за счет академии в Италию.
Такова фактическая картина. Умерла она в монастыре. Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки.