У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). Вернувшись в освобожденную Францию, Фернан Леже вступил в коммунистическую партию. музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
«Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац. Выставка в галерее Тейт, Лондон.
музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. 2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Лето 1947 года проводит в Нормандии. Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац.
1950 завершает картину «Строители». С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери).
После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер Свадьба, около 1910—1911, Париж, Национальный музей современного искусства). Лекция «Современная живопись» в Брюсселе.
Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. Принимает участие в Осеннем салоне. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Французский художник. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа).
Ныряльщики на желтом фоне, Акробаты в сером, Танец и похожие на каллиграфические знаки Большие черные ныряльщики – это все звенья одной цепи. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). В период 1930-х Леже много путешествовал. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар».
В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из них – это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен, привезенных в эмиграцию. «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац. Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н.
Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке».
Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны».
музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа.
Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки.
Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы Стиль Мондрианом и Ван Дусбургом.
Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. музей современного искусства, Центр Помпиду). В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение.
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене.
В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно отозвались в душе Фернана Леже. Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция».
«. Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Leger) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. музей современного искусства, Центр Помпиду).
В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства На палубе буксира, 1920, Париж, Национальный музей современного искусства). Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание). В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913 14 июля, 1915, Бьо, Национальный музей Фернана Леже).
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. музей современного искусства, Центр Помпиду) вводит в строгую плоскостную композицию уже индивидуальные черты. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства.
Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте». Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Некоторые из них становятся его друзьями.
Монумеигальные работы. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Национальный музей Фернана Леже Досуги, 1948—1949, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1922 году он признавался: Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью.
Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. К сожалению, проекты Фернана Леже не заинтересовали устроителей Всемирной выставки в Париже 1937 года. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
«Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац.
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Начинает работать над серией «Ныряльщики».
Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Французский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства, Фернан Леже создал свой собственный вариант кубизма, основанный на эстетике машинных форм. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал.
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать.
Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. музей современного искусства. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-дАсси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре.
Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом.
В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже). Последний французский период (1945-1955). Не боюсь признаться: меня сформировала война». Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях.
Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. В композиции связка ключей является ведущей.
Это был пик творчества художника. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже.
В 1932—1935 преподавал в академии Гранд Шомьер. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов. гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание). Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—1930-х в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики.
Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Национальный музей современного искусства Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание). Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию). Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт).
В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Похоронен на местном кладбище.
В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном). Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Не боюсь признаться: меня сформировала война.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). О нем много писали и сам он читал лекции. «Effort modeme». Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин.
В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Национальный музей современного искусства). Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями.
Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955). Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919).
Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль).