1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Он произвел много эскизов артиллерийских орудий, самолетов и соратников, в то время как в траншеях и нарисовал Солдата Трубой (1916) в то время как на увольнении. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом.
Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Основная работа 1944, Три Музыканта (Музей современного искусства, Нью-Йорк), повторяет состав 1930. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне другие выставки: Музей Антриб галереи Бери и Луи Каре, Париж галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк.
Во время Второй мировой войны Леже жил в Соединенных Штатах. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Он уточнил эту идею в его эссе 1949 года, «Как я Задумываю Человека», где он написал, что «абстрактное искусство стало полным открытием и затем мы смогли рассмотреть человека как пластмассовую стоимость, не как сентиментальную стоимость. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар».
В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма.
В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий.
Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию.
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Это был пик творчества художника.
Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. О нем много писали и сам он читал лекции. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую.
1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия).
Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго).
Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). В композициях 20-х гг. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом.
Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
Лето 1947 года проводит в Нормандии. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Похоронен на местном кладбище. В возрасте 19 лет перебрался в Париж и обосновался в квартале Монпарнас.
Леже родился в Аржентане, Орне, Более низкой Нормандии, где его отец разводил рогатый скот. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. 1950 завершает картину «Строители». Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери).
Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Жил в Париже. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Когда-то, наблюдая за тем, как докеры Марселя, забавляясь, толкали друг друга в воду, Фернан Леже решил провести своеобразный эксперимент – образно переосмыслить человека в пространстве, в момент полета. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. По его возвращению во Францию в 1945, он вступил в коммунистическую партию. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. В 1940-1945 годах Леже жил в США в 1940-1941 годах преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии.
Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Шок сочетавших естественных форм и механических элементов, «тонн заброшенных машин с цветами, неожиданно возникающими из и птицы, взгромождающиеся сверху их» иллюстрировал то, что он назвал «законом контраста». Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо.
Начинает работать над серией «Ныряльщики». Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Ретроспективная выставка в Лионском музее.
По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др. Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
Его уравновешенный состав и рифленые формы, наводящие на размышления о классических колонках, объединены с квазикинематографическим крупным планом руки, держащей бутылку. системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете.
В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. С 1909 примыкал к кубизму.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».
Фернан Леже считал, что он следует традициям французских импрессионистов, однако переосмысливает их искусство в связи со своим художественным восприятием мира. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Не боюсь признаться: меня сформировала война. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Поскольку он объяснил: Эта работа отметила начало его «механического периода», во время которого числа и объекты он нарисовал, характеризовались гладко предоставленными трубчатыми и подобными машине формами. В 1923–24 он проектировал набор для лабораторной сцены в Л39Енхюмэне Марселя Л39Эрбье (Бесчеловечный). Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». В 1940-46 жил в США.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). В этом пункте его работа показала влияние импрессионизма, как замечено в Le Jardin de ma mre (Сад Моей Матери) 1905, одной из нескольких картин с этого периода, что он позже не разрушал. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами.
Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы.
В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики.
Объединяя классическое с современным, Обнаженная фигура Леже на Красном Фоне (1927) изображает монументальную, невыразительную женщину, подобную машине в форме и цвете. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом.
В композиции связка ключей является ведущей. Выставляется в галерее Поля Розенберга. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров.
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. События Леже во время Первой мировой войны имели значительный эффект на его работу. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Он был вынужден переезжать из города в город, а затем вообще эмигрировал в США, где ему предложили возглавить кафедру в Йельском университете, а потом в Колледже Миллса в Калифорнии. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
С 1903 по 1905 г. учился в парижской Школе изящных искусств. Он начал работать серьезно живописцем только в возрасте 25 лет. В 1924, в сотрудничестве с Дадли Мерфи, Джорджем Антейлом и Маном Рэем, Леже произвел и снял культовый и влиявший футуризмом фильм, Балет Mcanique (Механический Балет).
Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Во время периода выздоровления в Вильпинте он нарисовал Карточных игроков (1917), холст, подобные роботу, чудовищные величины которого отражают двойственное отношение его опыта войны.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Фернан Леже родился 4 февраля 1881 г. нормандском городе Аржантан н севере Франции.
Таким образом и рыба со спичечного коробка и Джоконда — повседневные реалии, а потому несут на себе печать ширпотреба, промышленного дизайна. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла.
Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Он, тем не менее, посетил Изящные искусства как незарегистрированный студент, тратя то, что он описал как «три пустых и бесполезных года», учащиеся с Жеромом и другими, также учась в Акэдеми Джулиане. В его paysages anims (оживляемые пейзажи) 1921, фигур и животных существуют гармонично в пейзажах, составленных из оптимизированных форм. В композиции связка ключей является ведущей.
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. После военной службы в Версале, Yvelines, в 1902–1903, он зарегистрировался в Школе Декоративных Искусств после того, как его заявление к cole des Beaux-Arts было отклонено. Я противопоставляю прямые кривым, поверхности плоскостные -- поверхностям моделированным, тона в оттенках -- тонам локальным.
Всего за годы эмиграции Леже написал 120 полотен, однако их большинство представляло собой переосмысление прошлого мира рисунков и полотен, которые мастер взял с собой в эмиграцию. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год).
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств.
В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). Эта игра гармоний и ритмов достигается сопоставлением цвета переднего плана и фона, главных линий композиций, расстояний и различий между предметами». «Механические» работы Леже, нарисованный в 1920-х, в их формальной ясности, а также в их предмете — мать и ребенок, обнаженная фигура женского пола, фигуры в заказанном пейзаже — типичны для послевоенного «возвращения к заказу» в искусствах и связывают его с традицией французской фигуративной живописи, представленной Пуссеном и Коро.
В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж).