Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал.
С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881 – 1955) – французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Фернан Леже умер в 1955-м году. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Lger 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.
Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Жозеф Фернан Анри Леже (фр.
Фернан Леже умер летом 1955 года. На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора.
Начинает работать над серией «Ныряльщики». Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте».
Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05).
Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год). Леже, воевавший в Первую мировую и отравленный газами под Верденом, решил уехать в Америку и настойчиво звал Надю с собой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт.
1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». С 1909 примыкал к кубизму. музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал.
Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются". В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. Родился 4 февраля 1881 в Аржантане, в семье нормандского крестьянина в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже.
Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. И вселил в ее душу надежду на будущее.
В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955). Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
Я оказался лицом к лицу с реальным предметом, построенным человеческими руками, которые в своей работе зависели от геометрических законов ибо в механике господствует геометрический порядок. Это был пик творчества художника. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Эта игра гармоний и ритмов достигается сопоставлением цвета переднего плана и фона, главных линий композиций, расстояний и различий между предметами».
музей современного искусства, Центр Помпиду). Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру. Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой). На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже). Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы».
В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре.
ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. ". В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938).
Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). музей современного искусства. Монумеигальные работы. Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы.
Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ).
музей современного искусства, Центр Помпиду) вводит в строгую плоскостную композицию уже индивидуальные черты. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). «Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже.
Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду.
В композициях 20-х гг. В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).
На Надю он сначала не обратил особого внимания. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац. С 1928 Леже постепенно отходит от неопластицизма, но остается верен двум неизменным составляющим его искусства предмету и контрасту.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий. «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац.
Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»).
Всего за годы эмиграции Леже написал 120 полотен, однако их большинство представляло собой переосмысление прошлого мира рисунков и полотен, которые мастер взял с собой в эмиграцию. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать.
В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал. "Не повторяйте меня, — говорил художник, — берите от меня, что хотите и идите дальше. Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Похоронен на местном кладбище. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию).
Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике».
В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание).
Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов.
Но ее мечтам не суждено было сбыться — после ее смерти дом купил Зураб Церетели. Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор. Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).
Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919).
Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия.
Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг). В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле.
Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
музей современного искусства, Центр Помпиду). На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене. Впоследствии художник активно сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном, Леонидом Мясиным и Сержем Лифарем. В 1924 году Леже стал директором основанной им вместе с Отоном Фриезом и Амеде Озанфаном Академии современного искусства, к преподаванию в которой со временем привлек Мари Лорансен и Александру Экстер. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). В композиции связка ключей является ведущей. Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие.
Ретроспективная выставка в Лионском музее. Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах.
Принимает участие в Осеннем салоне. Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». «Effort modeme».
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств.
Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Французский художник, скульптор, грабит и керамист.
Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. В 1940-46 жил в США. Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием».
Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. «. После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору.
В этом новом воззрении все получает организованность. Жил в Париже.
Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую.
Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Последний французский период (1945-1955). Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. Некоторые из них становятся его друзьями.
Лето 1947 года проводит в Нормандии. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве. Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен.
Пряталась, меняла имена и внешность — и ни разу не пожалела, что осталась во Франции. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Но его поездка в СССР так и не состоялась.
Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже. В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: "К черту Леже. 1950 завершает картину «Строители».
Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
«Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности.
В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Человеческое тело рассматривается как вещь. Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание).
Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац. Выставка в галерее Тейт, Лондон. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину.
Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац. Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе.
Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Не боюсь признаться: меня сформировала война». 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург.
Но она не покинула Париж. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла.
1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве».