Lius Lasahido — художник из Индонезии, довольно известный благодаря крутым фэнтези-иллюстрациям к ролевой карточной игре Legend of The Cryptids. В иллюстрациях фриланс-художника Тони Фоти (Tony Foti) из Калифорнии всем известные герои на мгновение замирают, его арт-картинки оценит любой поклонник фэнтези. Множество иллюстраций литературных произведений жанра Фэнтези, в том числе – Властелин Колец.
Его крутые иллюстрации порадуют любителей фэнтези и графического арта. Джейсон Чен (Jason Chan) рисует красочные иллюстрации к книгам, его арт-картинки в стиле фэнтези по-настоящему привлекают внимание как детей, так и взрослых. Однако она демонстрирует мастерство, признанное в интернет-сообществах, не только в рисовании фэнтези-иллюстраций, но и в вполне реалистической манере.
Тем не менее, будь-то фэнтези-иллюстрации или рисунки в исторической манере, Лаура Сэва блестяще справляется со своими задачами.
Его работы неповторимы, но в то же время они не натуралистичны, а скорее «мультяшны». Тут история стала похожей на ту, что случилась с «Гарри Поттером» – началось противоборство кинематографа и иллюстраций. Немногим позже в свет вышла книга, буквально перевернувшая мир любителей фэнтези и воплотившая в себе неподражаемый идеал подобного мира – «Властелин колец». Безусловно все это в той или иной степени повлияло на произведения жанра фэнтези, однако в плане иллюстраций я остановлюсь именно на романе Льюиса Кэрролла, чему есть вполне определенная причина.
Иными словами, можно вывести довольно строгую формулу, своего рода определение для творчества художников подобного рода – «Иллюстрация в жанре фэнтези есть кульминация воображения (фантазии, основанной на романтизированной эпохе, преимущественно античной или средневековой) в купе с информацией, данной автором иллюстрируемого текста, а также со знаниями конкретного творца на основе культуры, повлиявшей на его представления о мире». Среди них наиболее известные – Фрэнк Фразетта и Борис Вальехо. Рисует для таких авторов как Н. Перумов, С. Лукьяненко, А. Пехов и др. Владимир Бондарь художник по образованию, рисующий на компьютере с 1998 года.
Настоящим событием для средневекового фэнтези восточной Европы стало появление такого произведения, как «Ведьмак». Это был, хоть и варвар, но блестящий тактик и стратег с умными, если не сказать мудрыми глазами, кстати говоря, фактически никогда не фигурировавший в произведении с обнаженным торсом. Фэнтезийный мир привлекает человека еще с древних времен. Толкиэна «Властелином колец», восприняли «Хоббита» на фоне этого произведения его своеобразной частью, а следовательно и полноценной книгой жанра фэнтези. Третий – Тед Нэсмит – натуралист в чистом виде. Потому постоянно возникают споры в духе «а я это представлял совсем не так». Итак, на фоне появления книг подобных «Алисы в стране чудес» в искусстве вырастает ряд произведений смежного характера, работ, напоминающих одновременно сон, сказку, миф и легенду.
Однако иллюстрации к «Хроникам Нарнии», как и сама книга, тяготели больше к сказочной, нежели фантастической оболочке. Живопись, столь тесно связанная как с исходным текстом, так и с собственным, так сказать, авторским воображением, часто является продуктом сложным и неоднозначным. Но, как вы знаете, в книгах обычно мало иллюстраций, а мне хотелось посмотреть еще. Чуть ли не каждый интересующийся фантазией иллюстратор пытался воплотить образы этого детского произведения на листе бумаги или даже холсте.
Несмотря на то, что первые литературные произведения, которые относят к жанру фэнтези в полноценном виде, появились еще в 20е-30е годы XX века (рассказы Роберта Ирвина Говарда), достойные изучения иллюстрации возникли лишь в конце 50х-60х годов. Расставив все эти необходимые условия, мы можем продолжить.
Алан Ли, Джон Хоу и Тед Нэсмит – трое наиболее известных иллюстраторов книг Толкиэна. По количеству попыток визуализации среди произведений фантастического характера, эта эпопея занимает уверенное второе место после «Алисы в стране чудес». Работы художника зацепили своим сказочным настроением и техникой.
Многие из нас читали книги фэнтези или смотрели фильмы этого жанра. Его работы, выполненные в технике гуаши, поражают реальностью потрясающих по величию пейзажей. Здесь находились и художники приверженцы веяний авангарда и убежденные натуралисты.
Раньше я никогда не задавался вопросом об авторе, пока мне не попались книги Пехова. Каждый раз, когда вижу что-то черно-белое, то подолгу вглядываюсь, рассматриваю детали. Он создал множество работ к «Хоббиту», «Властелину колец», «Сильмариллиону» и иным произведениям Толкиэна, однако на большинство этих иллюстраций наложила отпечаток русская средневековая культура, времена богатырей и витязей, что несколько изменило атмосферу данного произведения.
Роберт Говард, писатель, смотрел на своего персонажа под несколько иным углом. Наконец последним бумом для мира фэнтези стал цикл «Песнь льда и Пламени» писателя Джорджа Мартина, набиравший популярность еще с выхода первой книги в 1996 году. Один из таких художников – Донато Джанкола, невероятно популярный художник-иллюстратор как жанра фэнтези, так и научной фантастики. Или модернизированные герои мультсериала Сейлормун. С появлением сериала «Игра престолов» по серии данных книг, популярность их выросла еще в несколько раз. Сейчас известный иллюстратор.
К примеру изображение бравых воинов – участников украинского восстания против Речи Посполитой. Про пару самых выдающихся последних и попытаюсь рассказать. Уже упомянутый художник Донато Джанкола так же работал над иллюстрациями к «Властелину колец» – его работы натуралистичны, но, в то же время, совершенно схематичны по композиции – академизм и его традиции повлияли на Джанколу в максимально возможном виде. В таком ключе выполнена картина-иллюстрация «Хоббит: изгнание».
И я полез искать в интернете. Нам дано видеть сквозь призму воображения, но не дано показывать то, что мы видим, другим.
Это произведение не только произвело фурор и совершило революцию в литературе, но и значительно повлияло на живопись (в отличие от предыдущих упомянутых мной вех влияния на жанр). В данном случае его иллюстрации смотрятся куда лучше, чем применительно к «Властелину колец», так как многие черты «Ведьмака» близки современным представлениям о восточной средневековой Европе.